Table of Contents Table of Contents
Previous Page  84 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 84 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

83

проявлением

инициативности

,

целенаправленностью

и

самостоятельностью

студента

.

Анализируя

практический

опыт

российских

вузов

[2, 4]

замечено

,

что

существует

общая

тенденция

индивидуализации

образовательного

процесса

в

магистратуре

-

основным

средством

индивидуализации

является

проектирование

и

реализация

индивидуальных

образовательных

программ

магистрантов

.

Однако

в

большинстве

случаев

они

не

отличаются

большим

многообразием

,

так

как

являются

комбинацией

тематических

курсов

и

часов

на

них

отведённых

в

рамках

образовательной

программы

подготовки

,

а

инструменты

,

применяемые

вузами

для

создания

индивидуальных

образовательных

программ

,

не

обеспечивают

магистранту

выявление

и

реализацию

его

собственных

образовательных

запросов

,

индивидуального

образовательного

движение

.

Рассмотрим

технологию

динамического

обучения

как

инструмент

индивидуализации

на

практических

занятиях

в

магистратуре

.

В

концепции

динамического

обучения

Клауса Фопеля

,

основанной

на

результатах

новейших

исследований

мозга

,

исследованиях

малых

групп

в

Тэвистоке

(

Великобритания

)

и

в

Национальных

тренинговых

лабораториях

(

США

),

гуманистической

психологии

,

обучение

является

увлекательным

для

обучающегося

,

проходит

при

интенсивном

групповом

взаимодействии

,

активности

и

самостоятельности

всех

участников

[5].

Среди

ведущих

правил

обучения

:

-

структурирование

учебного

процесса

с

учётом

разных

аспектов

психической

деятельности

мыслей

,

чувств

,

фантазий

,

установок

,

физиологии

и

таким

образом

,

чтобы

каждый

учащийся

мог

сделать

собственные

выводы

;

-

важно

создать

в

учебной

группе

атмосферу

поддержки

,

взаимного

уважения и признания

;

-

нужно

сознательно

использовать

символы

,

оказывающие

позитивное

влияние

на

периферическое

восприятие

(

уровень

шума

,

освещенности

,

температуру

в

помещении

,

картины

,

плакаты

и

т

.

д

.);

-

использовать

на

занятиях

как

можно

больше

видов

действий

,

которые

имеют

место

в

повседневной жизни

;

-

мозг

в

любом

возрасте

может

устанавливать

новые

связи

,

а

для

взрослых

людей

решающее

значение

имеет

возможность

получать

от

обучения

удовольствие

и

чувствовать

себя

продуктивными

членами

группы или организации

;

-

важно

,

обучение

имело

личностное

значение

для

обучающихся

-

было

увлекательным

и

давало

возможность

управлять

собственным

учебным

процессом

,

принимать

на

себя

ответственность

за

собственное

обучение и развивать

свои

способности

;

-

учебные

процессы

должны

быть

разнообразными

,

чтобы

все

участники

группы

могли

задействовать

свои

визуальные

,

тактильные

,

эмоциональные

и

вербальные

способности

.

Поэтому

следует

постоянно

давать

участникам

возможность

выбора

.

Основной

формой

такого

обучения

должен

стать

воркшоп

(

мастерская

),

сущность

которого

,

обозначенная

К

.

Фопелем

,

определяется

как

«

интенсивное

учебное

мероприятие

,

на

котором

участники

учатся

,

прежде

всего

,

благодаря

собственной

активной

работе

.

В

центре

внимания

находится

самостоятельное

обучение

участников

и

интенсивное

групповое

взаимодействие

.

Участники

сами

могут

определять

цели

обучения

.

Они

разделяют

с

ведущим

ответственность

за

свой

учебный

процесс

» [5,

с

.14].

На

воркшопе

предполагается

реализация

трёх

этапов

:

1-

ый

-

создание

ситуации

«

расслабленного

внимания

»,

в

которой

педагогу

предполагается

использовать

многообразие

разных

стимулов

для

снятия

страха

у

обучающихся

перед

неизвестностью

,

сомнениями

не

справиться

с

учебными

задачами

и

боязнью

конкуренции между членами

группы

;

2-

ой

создание

ситуации

погружения

,

включающий

опыт

обучающихся

в

усвоении

информации

,

опыт

анализа

и

практического

применение

,

концептуального

понимания

и

формирования

личных

установок

,

развития

опыта

творческой деятельности

;

3-

ий

-

состоит

в

активной

оценке

участниками

осуществлённого

опыта

.

Участники

анализируют

свой

опыт

и

проясняют

для

себя

,

чему

они

научились

в прошедшей

учебной

ситуации

.

Технология

динамического

обучения

была

выбрана

как

ведущая

образовательная

технология

для

апробации

курса

«

Общенаучные

подходы

к

разработке

и

реализации

образовательных

программ

»

модуля

«

Технологии

проектирования

и

реализации

образовательных

программ

»

в

подготовке

магистров

по

направлению

«

Образование

и

Педагогические

науки

»

профиль Педагог

-

исследователь

(

методист

)

по

следующим

основаниям

:

-

учебная

группа

магистрантов

представляет

собой

группу

из

17

взрослых

людей

разного

возраста

,

каждый

из

которых

имеет

свой

,

отличный

от

других

,

образовательный

и

профессиональный

опыт

,

разную

учебную мотивацию

;

-

с

учетом

того

,

что

технология

предполагает

развитие

уже

имеющегося

опыта

магистранта

в

проектной

деятельности

и

в

решении

профессиональных

задач методиста

.

Программа

базовой

учебной

дисциплины

«

Общенаучные

подходы

к

разработке

и

реализации

образовательных

программ

»

направлена

на

формирование

у

студентов

магистратуры

способности

осуществлять

организационное

и

научно

-

методическое

сопровождение

основных

и

дополнительных

образовательных

программ

на

основе

использования

уже

имеющегося

собственного

опыта

,

полученного

в

ходе

обучения

,

а

у

некоторых

магистрантов и

с

учётом профессионального

опыта

.

Всего

было

проведено

восемь

занятий

с

магистрантами

2-

го

года

обучения

,

которые