___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
83
проявлением
инициативности
,
целенаправленностью
и
самостоятельностью
студента
.
Анализируя
практический
опыт
российских
вузов
[2, 4]
замечено
,
что
существует
общая
тенденция
индивидуализации
образовательного
процесса
в
магистратуре
-
основным
средством
индивидуализации
является
проектирование
и
реализация
индивидуальных
образовательных
программ
магистрантов
.
Однако
в
большинстве
случаев
они
не
отличаются
большим
многообразием
,
так
как
являются
комбинацией
тематических
курсов
и
часов
на
них
отведённых
в
рамках
образовательной
программы
подготовки
,
а
инструменты
,
применяемые
вузами
для
создания
индивидуальных
образовательных
программ
,
не
обеспечивают
магистранту
выявление
и
реализацию
его
собственных
образовательных
запросов
,
индивидуального
образовательного
движение
.
Рассмотрим
технологию
динамического
обучения
как
инструмент
индивидуализации
на
практических
занятиях
в
магистратуре
.
В
концепции
динамического
обучения
Клауса Фопеля
,
основанной
на
результатах
новейших
исследований
мозга
,
исследованиях
малых
групп
в
Тэвистоке
(
Великобритания
)
и
в
Национальных
тренинговых
лабораториях
(
США
),
гуманистической
психологии
,
обучение
является
увлекательным
для
обучающегося
,
проходит
при
интенсивном
групповом
взаимодействии
,
активности
и
самостоятельности
всех
участников
[5].
Среди
ведущих
правил
обучения
:
-
структурирование
учебного
процесса
с
учётом
разных
аспектов
психической
деятельности
мыслей
,
чувств
,
фантазий
,
установок
,
физиологии
и
таким
образом
,
чтобы
каждый
учащийся
мог
сделать
собственные
выводы
;
-
важно
создать
в
учебной
группе
атмосферу
поддержки
,
взаимного
уважения и признания
;
-
нужно
сознательно
использовать
символы
,
оказывающие
позитивное
влияние
на
периферическое
восприятие
(
уровень
шума
,
освещенности
,
температуру
в
помещении
,
картины
,
плакаты
и
т
.
д
.);
-
использовать
на
занятиях
как
можно
больше
видов
действий
,
которые
имеют
место
в
повседневной жизни
;
-
мозг
в
любом
возрасте
может
устанавливать
новые
связи
,
а
для
взрослых
людей
решающее
значение
имеет
возможность
получать
от
обучения
удовольствие
и
чувствовать
себя
продуктивными
членами
группы или организации
;
-
важно
,
обучение
имело
личностное
значение
для
обучающихся
-
было
увлекательным
и
давало
возможность
управлять
собственным
учебным
процессом
,
принимать
на
себя
ответственность
за
собственное
обучение и развивать
свои
способности
;
-
учебные
процессы
должны
быть
разнообразными
,
чтобы
все
участники
группы
могли
задействовать
свои
визуальные
,
тактильные
,
эмоциональные
и
вербальные
способности
.
Поэтому
следует
постоянно
давать
участникам
возможность
выбора
.
Основной
формой
такого
обучения
должен
стать
воркшоп
(
мастерская
),
сущность
которого
,
обозначенная
К
.
Фопелем
,
определяется
как
«
интенсивное
учебное
мероприятие
,
на
котором
участники
учатся
,
прежде
всего
,
благодаря
собственной
активной
работе
.
В
центре
внимания
находится
самостоятельное
обучение
участников
и
интенсивное
групповое
взаимодействие
.
Участники
сами
могут
определять
цели
обучения
.
Они
разделяют
с
ведущим
ответственность
за
свой
учебный
процесс
» [5,
с
.14].
На
воркшопе
предполагается
реализация
трёх
этапов
:
1-
ый
-
создание
ситуации
«
расслабленного
внимания
»,
в
которой
педагогу
предполагается
использовать
многообразие
разных
стимулов
для
снятия
страха
у
обучающихся
перед
неизвестностью
,
сомнениями
не
справиться
с
учебными
задачами
и
боязнью
конкуренции между членами
группы
;
2-
ой
–
создание
ситуации
погружения
,
включающий
опыт
обучающихся
в
усвоении
информации
,
опыт
анализа
и
практического
применение
,
концептуального
понимания
и
формирования
личных
установок
,
развития
опыта
творческой деятельности
;
3-
ий
-
состоит
в
активной
оценке
участниками
осуществлённого
опыта
.
Участники
анализируют
свой
опыт
и
проясняют
для
себя
,
чему
они
научились
в прошедшей
учебной
ситуации
.
Технология
динамического
обучения
была
выбрана
как
ведущая
образовательная
технология
для
апробации
курса
«
Общенаучные
подходы
к
разработке
и
реализации
образовательных
программ
»
модуля
«
Технологии
проектирования
и
реализации
образовательных
программ
»
в
подготовке
магистров
по
направлению
«
Образование
и
Педагогические
науки
»
профиль Педагог
-
исследователь
(
методист
)
по
следующим
основаниям
:
-
учебная
группа
магистрантов
представляет
собой
группу
из
17
взрослых
людей
разного
возраста
,
каждый
из
которых
имеет
свой
,
отличный
от
других
,
образовательный
и
профессиональный
опыт
,
разную
учебную мотивацию
;
-
с
учетом
того
,
что
технология
предполагает
развитие
уже
имеющегося
опыта
магистранта
в
проектной
деятельности
и
в
решении
профессиональных
задач методиста
.
Программа
базовой
учебной
дисциплины
«
Общенаучные
подходы
к
разработке
и
реализации
образовательных
программ
»
направлена
на
формирование
у
студентов
магистратуры
способности
осуществлять
организационное
и
научно
-
методическое
сопровождение
основных
и
дополнительных
образовательных
программ
на
основе
использования
уже
имеющегося
собственного
опыта
,
полученного
в
ходе
обучения
,
а
у
некоторых
магистрантов и
с
учётом профессионального
опыта
.
Всего
было
проведено
восемь
занятий
с
магистрантами
2-
го
года
обучения
,
которые