___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
82
УДК
378,
ББК
74.480 ©
Е
.
И
.
Зарипова
Е
.
И
.
Зарипова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАГИСТРАТУРЫ
В
статье
представлены
особенности
применения
технологии
динамического
обучения
в
контексте
индивидуализации
образовательного
процесса
магистратуры
высшей
школы
.
Статья
содержит
характеристику
средств
индивидуализации
образовательного
процесса
в
российских
вузах
;
описание
общих
основ
концепции
динамического
обучения
и
сущности
воркшопа
,
анализ
в
аспекте
индивидуализации
практического
опыта
проведения
воркшопа
с
магистрантами
.
В
ходе
исследования
под
индивидуализацией
образовательного
процесса
в
высшей
школе
понимается
способ
обеспечения
каждому
студенту
права
на
формирование
собственных
образовательных
целей
и
задач
за
счёт
возможности
выбора
типа
действия
,
привнесения
личных
смыслов
,
заказа
к
своему
обучению
.
Результатом
индивидуализации
в
вузе
является
развитие
субъективности
студента
,
которая
проявляется
в
изменениях
направленности
личности
,
её
ценностных
ориентаций
,
в
учебной
мотивации
,
инициативности
,
целенаправленности
и
самостоятельности
студента
в
образовательном
процессе
вуза
.
Далее
в
статье
изложены
концепция
,
содержание
технологии
динамического
обучения
и
рассматривается
воркшоп
как
основная
форма
реализации
технологии
при
подготовке
магистров
.
Практическим
результатом
исследования
является
подборка
методов
и
приёмов
технологии
динамического
обучения
студентов
магистратуры
,
развивающих
их
субъективность
,
а
также
описание
содержания
этапов
воркшопа
по теме
«
Проектирование
как
способ
инновационного
преобразования
педагогической
деятельности
»
курса
«
Общенаучные
подходы
к
разработке
и
реализации
образовательных
программ
»
в
подготовке магистров
по
направлению
«
Образование
и
педагогические
науки
» (
профиль Педагог
-
исследователь
(
методист
)).
Разработанные
рекомендации
могут
быть
использованы
преподавателями
магистратуры
и
аспирантуры
,
педагогами
дополнительного
образования
взрослых
,
а
также
ведущими
воркшопов
в
обучающих
организациях
.
На
основе
апробации
в
магистратуре
воркшопов
учебного
курса
,
анализа
полученных
результатов
,
анкетирования
участников
процесса
,
делается
вывод
,
что
технология
динамического
обучения
является
средством
индивидуализации
образовательного
процесса
в магистратуре
.
Ключевые
слова
:
индивидуализация
,
индивидуальный
образовательный
запрос
,
субъективность
,
технология динамического
обучения
,
воркшоп
,
подготовка магистров
.
тверждение
и
введение
с
2010
года
в
высшие
образовательные
учреждения
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
определяет
индивидуализацию
образовательного
процесса
как
одно
из
условий
достижения
современных
целей
образования
.
Одной
из
технологий
обучения
,
применяемых
для
достижения
целей
современного
высшего
образования
,
является
технология
динамического
обучения
.
Задача
исследования
рассмотреть
особенности
применения
технологии
динамического
обучения
для
реализации
идей
индивидуализации
образовательного
процесса
в
магистратуре
высшей школы
.
Разделяя
взгляды
Т
.
М
.
Ковалевой
,
Е
.
А
.
Сухановой
,
А
.
А
.
Терова
,
П
.
Г
.
Щедровицкого
,
под
индивидуализацией
образовательного
процесса
в
высшей
школе
понимается
способ
обеспечения
каждому
студенту
права
и
возможности
на
формирование
собственных
образовательных
целей
и
задач
,
собственной
образовательной
траектории
,
способ
придания
осмысленности
учебному
действию
за
счёт
возможности
выбора
типа
действия
,
привнесения
личных
смыслов
,
заказа
к
своему
обучению
,
видения
своих
учебных и образовательных
перспектив
[2, 3].
Т
.
В
.
Бурлакова
на
основе
a
н
a
лиза
р
a
бот
К
.A. A
буль
xa
новой
-C
л
a
в
c
кой
, A.
Г
. Ac
молов
a,
Е
.
И
.
И
ca
ев
a,
Е
.A.
Климов
a,
В
.
И
. C
лободчиков
a,
к
проявлениям
индивиду
a
лиз
a
ции
профессиональной
подготовки
студентов
относит
целен
a
пр
a
вленно
c
ть
студента
-
подчинение
c
воей
c
илы
воли
единой
цели
в
создании
индивидуального
бытия
;
н
a
личие
у
студента
индивиду
a
льного
c
тиля
и
логики
в
учебной
и
учебно
-
исследовательской
деятельности
;
его
отно
c
ительная
a
втономно
c
ть
в
ca
моопределении
,
ca
морегуляции
,
в
ca
мо
a
н
a
лизе
,
мотив
a
ции
и
рефлек
c
ии
;
един
c
тво
ca
море
a
лиз
a
ции
и
ca
моотд
a
чи
студента
[1].
В
целом
,
индивиду
a
лиз
a
ция
магистерской
подготовки
xa
р
a
ктеризует
c
я
внешней
и
внутренней
c
о
c
т
a
вляющими
[2, 3].
Внешняя
индивиду
a
лиз
a
ция
–
это
н
a
пр
a
вленное
воздей
c
твие
внешнего
обр
a
зов
a
тельного
про
c
тр
a
н
c
тв
a,
включ
a
ющего
a
д
a
пт
a
цию
c
одерж
a
ния
и
форм
образовательного
проце
cca
вуза
к
индивиду
a
льным
о
c
обенно
c
тям
c
тудент
a,
осуществление
пед
a
гогиче
c
кого
сопровождения
р
a
звития
его
индивиду
a
льно
c
ти
.
Внутренняя
индивиду
a
лиз
a
ция
–
это
н
a
пр
a
вленно
c
ть
c
тудент
a
н
a
ре
a
лиз
a
цию
индивиду
a
льны
x
у
c
тремлений
,
выр
a
ботку жизненны
x
c
тр
a
тегий
,
формиров
a
ние
индивиду
a
льно
–
профе
cc
ион
a
льного
c
тиля
деятельно
c
ти
.
Этим
характеризуется
позиция
активного
носителя
субъективного
опыта
(
индивидуального
опыта
построения
себя
)
в
образовательном
процессе
.
При
этом
субъективность
измеряется
изменениями
в
направленности
личности
,
в
её
ценностных
ориентациях
,
в
учебной мотивации
,
характеризуется
У