Table of Contents Table of Contents
Previous Page  83 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 83 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

82

УДК

378,

ББК

74.480 ©

Е

.

И

.

Зарипова

Е

.

И

.

Зарипова

ТЕХНОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАГИСТРАТУРЫ

В

статье

представлены

особенности

применения

технологии

динамического

обучения

в

контексте

индивидуализации

образовательного

процесса

магистратуры

высшей

школы

.

Статья

содержит

характеристику

средств

индивидуализации

образовательного

процесса

в

российских

вузах

;

описание

общих

основ

концепции

динамического

обучения

и

сущности

воркшопа

,

анализ

в

аспекте

индивидуализации

практического

опыта

проведения

воркшопа

с

магистрантами

.

В

ходе

исследования

под

индивидуализацией

образовательного

процесса

в

высшей

школе

понимается

способ

обеспечения

каждому

студенту

права

на

формирование

собственных

образовательных

целей

и

задач

за

счёт

возможности

выбора

типа

действия

,

привнесения

личных

смыслов

,

заказа

к

своему

обучению

.

Результатом

индивидуализации

в

вузе

является

развитие

субъективности

студента

,

которая

проявляется

в

изменениях

направленности

личности

,

её

ценностных

ориентаций

,

в

учебной

мотивации

,

инициативности

,

целенаправленности

и

самостоятельности

студента

в

образовательном

процессе

вуза

.

Далее

в

статье

изложены

концепция

,

содержание

технологии

динамического

обучения

и

рассматривается

воркшоп

как

основная

форма

реализации

технологии

при

подготовке

магистров

.

Практическим

результатом

исследования

является

подборка

методов

и

приёмов

технологии

динамического

обучения

студентов

магистратуры

,

развивающих

их

субъективность

,

а

также

описание

содержания

этапов

воркшопа

по теме

«

Проектирование

как

способ

инновационного

преобразования

педагогической

деятельности

»

курса

«

Общенаучные

подходы

к

разработке

и

реализации

образовательных

программ

»

в

подготовке магистров

по

направлению

«

Образование

и

педагогические

науки

» (

профиль Педагог

-

исследователь

(

методист

)).

Разработанные

рекомендации

могут

быть

использованы

преподавателями

магистратуры

и

аспирантуры

,

педагогами

дополнительного

образования

взрослых

,

а

также

ведущими

воркшопов

в

обучающих

организациях

.

На

основе

апробации

в

магистратуре

воркшопов

учебного

курса

,

анализа

полученных

результатов

,

анкетирования

участников

процесса

,

делается

вывод

,

что

технология

динамического

обучения

является

средством

индивидуализации

образовательного

процесса

в магистратуре

.

Ключевые

слова

:

индивидуализация

,

индивидуальный

образовательный

запрос

,

субъективность

,

технология динамического

обучения

,

воркшоп

,

подготовка магистров

.

тверждение

и

введение

с

2010

года

в

высшие

образовательные

учреждения

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

определяет

индивидуализацию

образовательного

процесса

как

одно

из

условий

достижения

современных

целей

образования

.

Одной

из

технологий

обучения

,

применяемых

для

достижения

целей

современного

высшего

образования

,

является

технология

динамического

обучения

.

Задача

исследования

рассмотреть

особенности

применения

технологии

динамического

обучения

для

реализации

идей

индивидуализации

образовательного

процесса

в

магистратуре

высшей школы

.

Разделяя

взгляды

Т

.

М

.

Ковалевой

,

Е

.

А

.

Сухановой

,

А

.

А

.

Терова

,

П

.

Г

.

Щедровицкого

,

под

индивидуализацией

образовательного

процесса

в

высшей

школе

понимается

способ

обеспечения

каждому

студенту

права

и

возможности

на

формирование

собственных

образовательных

целей

и

задач

,

собственной

образовательной

траектории

,

способ

придания

осмысленности

учебному

действию

за

счёт

возможности

выбора

типа

действия

,

привнесения

личных

смыслов

,

заказа

к

своему

обучению

,

видения

своих

учебных и образовательных

перспектив

[2, 3].

Т

.

В

.

Бурлакова

на

основе

a

н

a

лиза

р

a

бот

К

.A. A

буль

xa

новой

-C

л

a

в

c

кой

, A.

Г

. Ac

молов

a,

Е

.

И

.

И

ca

ев

a,

Е

.A.

Климов

a,

В

.

И

. C

лободчиков

a,

к

проявлениям

индивиду

a

лиз

a

ции

профессиональной

подготовки

студентов

относит

целен

a

пр

a

вленно

c

ть

студента

-

подчинение

c

воей

c

илы

воли

единой

цели

в

создании

индивидуального

бытия

;

н

a

личие

у

студента

индивиду

a

льного

c

тиля

и

логики

в

учебной

и

учебно

-

исследовательской

деятельности

;

его

отно

c

ительная

a

втономно

c

ть

в

ca

моопределении

,

ca

морегуляции

,

в

ca

мо

a

н

a

лизе

,

мотив

a

ции

и

рефлек

c

ии

;

един

c

тво

ca

море

a

лиз

a

ции

и

ca

моотд

a

чи

студента

[1].

В

целом

,

индивиду

a

лиз

a

ция

магистерской

подготовки

xa

р

a

ктеризует

c

я

внешней

и

внутренней

c

о

c

т

a

вляющими

[2, 3].

Внешняя

индивиду

a

лиз

a

ция

это

н

a

пр

a

вленное

воздей

c

твие

внешнего

обр

a

зов

a

тельного

про

c

тр

a

н

c

тв

a,

включ

a

ющего

a

д

a

пт

a

цию

c

одерж

a

ния

и

форм

образовательного

проце

cca

вуза

к

индивиду

a

льным

о

c

обенно

c

тям

c

тудент

a,

осуществление

пед

a

гогиче

c

кого

сопровождения

р

a

звития

его

индивиду

a

льно

c

ти

.

Внутренняя

индивиду

a

лиз

a

ция

это

н

a

пр

a

вленно

c

ть

c

тудент

a

н

a

ре

a

лиз

a

цию

индивиду

a

льны

x

у

c

тремлений

,

выр

a

ботку жизненны

x

c

тр

a

тегий

,

формиров

a

ние

индивиду

a

льно

профе

cc

ион

a

льного

c

тиля

деятельно

c

ти

.

Этим

характеризуется

позиция

активного

носителя

субъективного

опыта

(

индивидуального

опыта

построения

себя

)

в

образовательном

процессе

.

При

этом

субъективность

измеряется

изменениями

в

направленности

личности

,

в

её

ценностных

ориентациях

,

в

учебной мотивации

,

характеризуется

У