___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
78
рукции
,
ролевые молодёжные
игры
с
использованием
объектов наследия и
т
.
д
;
•
волонтёрское молодёжное
движение по
осу
-
ществлению мониторинга
состоя
-
ния
объектов наследия
,
участию
в их поддержании
;
•
деятельность молодёжных поисковых отрядов
;
•
культурные
традиции и обычаи
в
семье
;
•
туристская деятельность
,
проведе
-
ние
экскурсий
,
•
деятельность
библиотек
.
Историческое
краеведение
не
просто
приобщает
учащихся
к
историко
-
культурному
наследию
региона
,
но
позволяет
овладеть
технологиями
исследовательской
работы
.
Большое
распространение
получили
научно
-
практические
конференции
,
школьные
научные
общества
,
поисковые
и
научные
исследования
,
общественно
полезные
практики
,
военно
-
патриотические
объединения
.
Музейная
педагогика
привлекает школьников
в
исследовательскую
,
собирательскую
,
экскурсионную
деятельность
путем
их
интеграции
в
социо
-
культурную
среду
региона
.
Несмотря
на
то
что
му
-
зейная
среда
Курганской
области
ограниченна
(
в
ней
действуют
18
музеев
(2
государственных
и
16
муни
-
ципальных
)
и
5
их филиалов
),
включение
в
неё жите
-
лей
происходит
достаточно
активно
(
в
2015
г
.
музеи
посетили
314,3
тыс
.
человек
.
Если
в
2006
году
в
сред
-
нем
каждый
четвертый житель
области
хотя
бы
раз
в
году
побывал
в
музее
,
то
в
2015
году
уже
каждый
третий
) [7].
Приобщение
учащихся
к
истории
и
куль
-
туре
родного
края
позволяет
сформировать
собствен
-
ные
установки
,
ценности
,
ориентации
,
усвоить
соци
-
альные
нормы
,
роли
и
т
.
д
.
В
музейной
педагогике
историко
-
культурное
наследие
сочетается
с
разнооб
-
разной
,
в
том
числе
инновационной
,
методикой
про
-
ведения
занятий
(
экскурсии
,
спектакли
,
концерты
,
мастер
-
классы
,
автогид
,
аудиогид
,
интегрированные
уроки
,
конкурсы
,
викторины
,
репортажи
,
презента
-
ции
,
встречи
с
народными
мастерами
,
художниками
,
уроки
-
сказки
,
парламентские
дебаты
и
др
.),
а
также
мультимедийными и
видеотехнологиями
.
К
инновационным
технологиям
относится
музейно
-
педагогическая
программа
,
включающая
блоки
- «
школа
в
образовательном
пространстве
музея
»
и
«
музейная
педагогика
в
школе
».
Эта
программа
формирует
музейно
-
педагогическую
образовательную
область
в
рамках
школьного
учебно
-
педагогического
процесса
.
Так
,
в
одном
из
старейших музеев Урала
,
Шадринском
краеведческом
музее
им
.
В
.
П
.
Бирюкова
музейные
работники
организуют
тематические
экскурсии
и
лекции
по
истории
родного
города
,
старинным
ремеслам
,
народному
творчеству
.
В
музее
проходят
небольшие
сменные
выставки
,
которые
составляют
как
фондовые
предметы
,
так
и
предметы
,
не
входящие
в
фонд
.
Старшие
школьники
вовлекаются
в
организацию
и
проведение
музейных
занятий
и
экскурсий
.
Современный
музей
выступает
и
как
средство
работы
с
дезадаптированными
подростками
.
В
этом
направлении
себя
достаточно
хорошо
зарекомендовала
технология
арт
-
терапии
,
поскольку
воздействуя
непосредственно
на
чувства
и
мысли
детей
,
способствует
образованию
у
них
чувства
внутреннего
контроля и порядка
.
В
2015
году
в Курганской
области
действовало
93
зарегистрированных
детских
и
молодежных
общественных
объединения
и
715
незарегистрированных
(
охват
детей
и
молодежи
– 66
192
человек
).
Доля
детей
и
молодежи
,
вовлеченных
в
работу
общественных
объединений
и
органов
детского
самоуправления
,
составила
39 %. [10].
В
Курганской
области
создано
и
действует
областное
объединение
поисковых
отрядов
.
В
2015
году
10
отрядов
поисковиков
(68
человек
)
работали
во
время
«
Вахты
Памяти
»
в
Республике
Карелии
,
Орловской
и
Волгоградской
областях
.
Благодаря
их
деятельности
были
подняты
останки
более
300
солдат
Красной
Армии
.
В
ФГБОУ
ВО
«
Шадринский
государственныый
педагогический
университет
»
действует
поисковый
отряд
«
Знамя
Победы
».
Он
не
только
участвует
в
поисковом
движении
,
но
и
проводит
работу
со школьниками по
истории
,
целях и
задачах
военной
археологии
и
поискового
движения
,
знакомит
с
основными
правовыми
документами
,
регламентирующими
поисковую
деятельность
,
воспитывает
чувство
гордости
за
воинские
традиции
Российской
армии
,
способствует
популяризации
поискового
движения
среди подростков
.
На
территории
Курганской
области
зарегистрированы
13 254
волонтера
,
которые
состоят
в
добровольческих
отрядах
.
Охват
волонтерским
движением
составил
7,7 %.
В
2015
году
члены
регионального
отделения
Всероссийского
волонтерского
корпуса
70-
летия
Победы
благоустроили
941
памятное
место
и
324
воинских
захоронения
.
Наиболее
негативные
тенденции
развития
социо
-
культурной
среды
в
Курганской
области
проявляются
в
двух
направлениях
.
К
сожалению
,
за
последние
годы
в
регионе
произошло
значительное
сокращение
материальной
базы
туризма
.
Уменьшилось
число
лиц
,
получивших
туристские
услуги
.
Остаются
неиспользованными
туристские
ресурсы
области
[2].
Другая
тенденция
наметилась
в
библиотеках
Курганской
области
:
сокращается
количество
пользо
-
вателей юношеского
возраста
[4].
Библиотеки
облас
-
ти
стремятся
реализовать
инновационные
проекты
для
организации
работы
с
молодежью
,
расширяют
спектр
услуг
,
ищут
новые
формы
взаимодействия
с
молодежью
,
создают
клубы
по
интересам
(
в
области
действует
232
клуба
),
организуют
волонтерские
отря
-
ды
,
внедряют
информационные
технологии
.
Но
по
-
ложение
сельских
библиотек
остается
крайне
труд
-
ным
.
Поступление
новой
литературы
в
фонды
сель
-
ских
библиотек
почти
не
происходит
,
книжные
фон
-
ды
морально
и
физически
устарели
,
подписка
на
со
-