Table of Contents Table of Contents
Previous Page  88 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 88 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

87

УДК

372.874,

ББК

74.268.51 ©

Е

.

С

.

Лыкова

Е

.

С

.

Лыкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНИИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

Линия

является

одним

из

основных

выразительных

средств

в

рисунке

.

Ребенок

,

когда

начинает

держать

карандаш

,

знакомится

с

линией

.

Взрослея

,

изменяется

и

характер

линии

,

при

помощи

которой

он

рисует

.

Этапы

развития

линии

в

детском

рисунке

описаны

Е

.

И

.

Игнатьевым

.

Он

выделяет

следующие

степени

развития

линии

: 1)

простая

проволочная

линия

; 2)

сложная

нащупывающая

линия

; 3)

штриховая

линия

; 4)

валерная

линия

.

Автором

статьи

выявлены

типичные

ошибки

в

изображении

линии

в

детских

рисунках

в

1-4

классах

на

уроках

изобразительного

искусства

.

Эти

ошибки

проанализированы

и

систематизированы

по

следующим

учебным

проблемам

:

хаотичная

линия

,

небрежная

линия

,

аккуратная

линия

,

разнохарактерная

линий

,

художественно

-

образная

линия

,

вспомогательная

линия

.

Автор

статьи

выделяет

основные

учебные

задачи

,

которые

будут

направлены

на

развитие

выразительности

линии

в

детских

рисунках

в

начальных

классах

.

В

статье

ставиться

задача

развития

умения

выполнять

линии

младшими

школьниками

и

графическими

и

живописными

художественными

материалами

.

Для

учащихся

младших

классов

предлагается

серия

уроков

,

состоящая

из

двух

блоков

направленная

на

развитие

выразительности

линии

в

рисунке

.

В

первом

блоке

это

уроки

с

использованием

графических

художественных

материалов

:

фломастеров

,

цветных

восковых

мелков

.

И

во

втором

блоке

уроков

с

использованием

живописного

художественного

материала

гуаши

.

Описаны

и

проиллюстрированы

уроки

изобразительного

искусства

двух

блоков

.

Впервые

в методике

обучения

акцент

развития

линии

выполняемой

ребенком

направлен

на

линию

выполненную

кистью

.

Продемонстрированный

подход

реализует

один

из

принципов

художественного

образования

пристальное

внимание

к творческому

развитию

ребенка

.

Ключевые

слова

:

линия

,

детский

рисунок

,

изобразительное

искусство

,

графитный

карандаш

,

восковые

мелки

,

фломастеры

,

гуашь

.

овременное

художественное

образование

стоит

на

позициях

сочетания

хорошей

теоретической

базы

,

высокой

практической

подготовки

и

развития

творческой

активности

.

Освоению

основ

изобразительной

грамоты

и

овладению

выразительными

средствами

графики

и

живописи

посвящены

работы

С

.

Е

.

Игнатьева

[2],

С

.

П

.

Ломова

[3],

Л

.

Г

.

Медведева

[7],

Е

.

С

.

Лыковой

[4, 5],

О

.

П

.

Савельевой

[9]

и др

.

Линия

является

одним

из

основных

изобразительных

средств

в

рисунке

.

К

.

Ф

.

Юон

говорил

о

том

,

что

линия

и

поверхность

являются

техническими

слагаемыми

художественной

формы

.

Не

все

линии

в

рисунке

имеют

одинаковое

значение

.

Есть

линии

,

которые

определяют

собой

изображение

предмета

.

Простейшее

изображение

изображение

линейное

.

Однако

линия

,

являясь

тончайшим

и

ответственейшим

элементом

рисунка

,

выражает

одновременно

и

самую

высшую

ступень

художественной

культуры

и

рисунка

.

Совершенство

линии

является показателем мастерства

.

Ребёнок

с

самого

раннего

возраста

,

когда

начинает

держать

карандаш

знакомиться

с

линией

.

Взрослея

,

изменяется

и

характер

линии

при

помощи

,

которой

он

рисует

.

Этапы

развития

линии

в

детском

рисунке

описаны

Е

.

И

.

Игнатьевым

в

книге

«

Психология

изобразительной

деятельности

детей

».

Он

выделяет

следующие

степени

развития

линии

:

1)

простая

проволочная

линия

;

2)

сложная

нащупывающая

линия

; 3)

штриховая

линия

;

4)

валерная

линия

.

Под

простой

проволочной

линией

Е

.

И

.

Игнатьев

понимает

всякую

непрерывную

линию

.

Эта

линия

может

быть

различной

длины

в

зависимости

от

задач

изображения

.

Характерной

ее

особенностью

является

одинаковая

толщина

на

всем

протяжении

.

Форма

этой

линии

может

быть

самая

разнообразная

.

Эта

линия

господствует

в

рисунках

детей

дошкольного

возраста

.

В

рисунках

детей

12–13

лет

она

теряет

значение

основной линии

.

Под

сложной

нащупывающей

линией

Е

.

И

.

Игнатьев

понимает

изобразительную

линию

,

которая

состоит

из

целого

ряда мельчайших

отрезков

линий

,

положенных

один

около

другого

.

Такая

линия

обычно

встречается

в

рисунках

отдельных

детей

не

ранее

семилетнего

возраста

.

Чаще

всего

этой

линией

пользуются

подростки

и

многие

взрослые

при

прорисовывании

сложных

контуров

изображаемых

предметов

.

Штриховая

линия

чистая

линия

,

очень

правильная

и

уверенно

очерчивающая

контур

предмета

.

Впервые

встречается

у

технически

грамотных подростков и

художников

.

Валерная

линия

это

линия

,

которая

на

своем

протяжении

изменяет

толщину

и

нажим

в

зависимости

от

изобразительных

задач

.

Эта

линия

встречается

обычно

только

в

рисунках

крупных

мастеров

-

художников

.

Исследовал

использование

ребенком

линии

в

рисунке

на

современном

этапе С

.

Е

.

Игнатьев

[1].

В

6–

8

лет

ребенок

уже

хорошо

владеет

простой

проволочной

линией

,

и

она

превращается

в

более

или

менее

совершенное

средство

изображения

.

Школьники

1–2

классов

обычно

пользуются

для

С