___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
87
УДК
372.874,
ББК
74.268.51 ©
Е
.
С
.
Лыкова
Е
.
С
.
Лыкова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНИИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ
Линия
является
одним
из
основных
выразительных
средств
в
рисунке
.
Ребенок
,
когда
начинает
держать
карандаш
,
знакомится
с
линией
.
Взрослея
,
изменяется
и
характер
линии
,
при
помощи
которой
он
рисует
.
Этапы
развития
линии
в
детском
рисунке
описаны
Е
.
И
.
Игнатьевым
.
Он
выделяет
следующие
степени
развития
линии
: 1)
простая
проволочная
линия
; 2)
сложная
нащупывающая
линия
; 3)
штриховая
линия
; 4)
валерная
линия
.
Автором
статьи
выявлены
типичные
ошибки
в
изображении
линии
в
детских
рисунках
в
1-4
классах
на
уроках
изобразительного
искусства
.
Эти
ошибки
проанализированы
и
систематизированы
по
следующим
учебным
проблемам
:
хаотичная
линия
,
небрежная
линия
,
аккуратная
линия
,
разнохарактерная
линий
,
художественно
-
образная
линия
,
вспомогательная
линия
.
Автор
статьи
выделяет
основные
учебные
задачи
,
которые
будут
направлены
на
развитие
выразительности
линии
в
детских
рисунках
в
начальных
классах
.
В
статье
ставиться
задача
развития
умения
выполнять
линии
младшими
школьниками
и
графическими
и
живописными
художественными
материалами
.
Для
учащихся
младших
классов
предлагается
серия
уроков
,
состоящая
из
двух
блоков
направленная
на
развитие
выразительности
линии
в
рисунке
.
В
первом
блоке
–
это
уроки
с
использованием
графических
художественных
материалов
:
фломастеров
,
цветных
восковых
мелков
.
И
во
втором
блоке
уроков
с
использованием
живописного
художественного
материала
–
гуаши
.
Описаны
и
проиллюстрированы
уроки
изобразительного
искусства
двух
блоков
.
Впервые
в методике
обучения
акцент
развития
линии
выполняемой
ребенком
направлен
на
линию
выполненную
кистью
.
Продемонстрированный
подход
реализует
один
из
принципов
художественного
образования
–
пристальное
внимание
к творческому
развитию
ребенка
.
Ключевые
слова
:
линия
,
детский
рисунок
,
изобразительное
искусство
,
графитный
карандаш
,
восковые
мелки
,
фломастеры
,
гуашь
.
овременное
художественное
образование
стоит
на
позициях
сочетания
хорошей
теоретической
базы
,
высокой
практической
подготовки
и
развития
творческой
активности
.
Освоению
основ
изобразительной
грамоты
и
овладению
выразительными
средствами
графики
и
живописи
посвящены
работы
С
.
Е
.
Игнатьева
[2],
С
.
П
.
Ломова
[3],
Л
.
Г
.
Медведева
[7],
Е
.
С
.
Лыковой
[4, 5],
О
.
П
.
Савельевой
[9]
и др
.
Линия
является
одним
из
основных
изобразительных
средств
в
рисунке
.
К
.
Ф
.
Юон
говорил
о
том
,
что
линия
и
поверхность
являются
техническими
слагаемыми
художественной
формы
.
Не
все
линии
в
рисунке
имеют
одинаковое
значение
.
Есть
линии
,
которые
определяют
собой
изображение
предмета
.
Простейшее
изображение
–
изображение
линейное
.
Однако
линия
,
являясь
тончайшим
и
ответственейшим
элементом
рисунка
,
выражает
одновременно
и
самую
высшую
ступень
художественной
культуры
и
рисунка
.
Совершенство
линии
является показателем мастерства
.
Ребёнок
с
самого
раннего
возраста
,
когда
начинает
держать
карандаш
знакомиться
с
линией
.
Взрослея
,
изменяется
и
характер
линии
при
помощи
,
которой
он
рисует
.
Этапы
развития
линии
в
детском
рисунке
описаны
Е
.
И
.
Игнатьевым
в
книге
«
Психология
изобразительной
деятельности
детей
».
Он
выделяет
следующие
степени
развития
линии
:
1)
простая
проволочная
линия
;
2)
сложная
нащупывающая
линия
; 3)
штриховая
линия
;
4)
валерная
линия
.
Под
простой
проволочной
линией
Е
.
И
.
Игнатьев
понимает
всякую
непрерывную
линию
.
Эта
линия
может
быть
различной
длины
в
зависимости
от
задач
изображения
.
Характерной
ее
особенностью
является
одинаковая
толщина
на
всем
протяжении
.
Форма
этой
линии
может
быть
самая
разнообразная
.
Эта
линия
господствует
в
рисунках
детей
дошкольного
возраста
.
В
рисунках
детей
12–13
лет
она
теряет
значение
основной линии
.
Под
сложной
нащупывающей
линией
Е
.
И
.
Игнатьев
понимает
изобразительную
линию
,
которая
состоит
из
целого
ряда мельчайших
отрезков
линий
,
положенных
один
около
другого
.
Такая
линия
обычно
встречается
в
рисунках
отдельных
детей
не
ранее
семилетнего
возраста
.
Чаще
всего
этой
линией
пользуются
подростки
и
многие
взрослые
при
прорисовывании
сложных
контуров
изображаемых
предметов
.
Штриховая
линия
–
чистая
линия
,
очень
правильная
и
уверенно
очерчивающая
контур
предмета
.
Впервые
встречается
у
технически
грамотных подростков и
художников
.
Валерная
линия
–
это
линия
,
которая
на
своем
протяжении
изменяет
толщину
и
нажим
в
зависимости
от
изобразительных
задач
.
Эта
линия
встречается
обычно
только
в
рисунках
крупных
мастеров
-
художников
.
Исследовал
использование
ребенком
линии
в
рисунке
на
современном
этапе С
.
Е
.
Игнатьев
[1].
В
6–
8
лет
ребенок
уже
хорошо
владеет
простой
проволочной
линией
,
и
она
превращается
в
более
или
менее
совершенное
средство
изображения
.
Школьники
1–2
классов
обычно
пользуются
для
С