___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
88
изображения
простой
,
проволочной
изобразительной
линией
.
При
условии
нормального
обучения
изобразительному
искусству
в
школе
учащиеся
,
начиная
с
3
класса
,
переходят
к
использованию
сложной
нащупывающей
изобразительной
линии
в
своих
рисунках
.
Отдельные
учащиеся
5–6
классов
начинают
пользоваться
в
своих
рисунках штриховой
изобразительной
линией
.
Ребенок
в
процессе
своей
изобразительной
деятельности
проходит
путь
от
простой линии
к
сложной и
от нее
–
к штриху
.
Нами
выявлены
типичные
ошибки
изображения
линии
в
детских
рисунках
в
1-4
классах
на
уроках
изобразительного
искусства
.
Они
связаны
с
двумя
факторами
:
возрастными
особенностями
ребёнка
и
ошибками
в
методике
обучения
детей
.
Эти
ошибки
мы
проанализировали
по
следующим
учебным проблемам
:
1.
Рисунок
выполнен
хаотичной
линией
.
Чаще
всего
это
происходит
,
оттого
что
ребенок
еще
плохо
управляет
кистью
руки
,
линии
наносятся
со
степенью
случайности
.
2.
Изображение
выполнено
небрежной
линией
.
Ребенок
частично
не
владеет
техникой
работы
карандашом
,
не
может
с
достаточной
степенью
управлять
движениями
кисти
руки
,
из
-
за
чего
линия
имеет небрежный
характер
.
3.
Рисунок
выполнен
аккуратной
линией
.
Но
она
вялая
,
безликая
,
не
интересная
.
Рисунок
выполнен
линией
,
не имеющей характера
.
4.
Не
умение
использовать
линию
для
передачи
характера
изображения
будь
то
пейзаж
,
портрет
,
животное
,
птица
и
др
.
В
рисунках
мало
присутствует
изображение
разнохарактерных
линий
(
тонкая
,
толстая
,
прямая
,
волнистая
,
плавная
,
острая
,
закругленная
спиралью и др
.).
5.
Не
использование
линий
для
выполнения
художественно
-
образного
решения
изображения
и
передачи
своего
отношения
к
окружающему
миру
.
Выполнение
при
помощи
художественно
-
образной
линии
эмоционального
состояния изображения
.
6.
Чаще
всего
на
уроках
изобразительного
искусства
выполняется
вспомогательная
линия
как
средство
для
выполнения
предварительного
рисунка
.
И
соответственно
формируется
у
детей
восприятие
линии
и
навыки
работы
,
когда
линия
в
рисунках
не
передает
настроения
,
характера
работы
,
а
носит
только
повествовательный
характер
изображения
.
Не
используются
методы
развития
и
формирования
правильных
навыков
выполнения
художественной
линии
в
работе
.
Нет
заданий
,
которые
бы
влияли
на
развитие
данных
художественных
качеств
у ребенка
с
использованием
линии
.
Мы
выделяем
основные
учебные
задачи
,
которые
будут
направлены
на
развитие
линии
на
уроках
изобразительного
искусства
в
начальных
классах
:
1.
Развитие
техники
владения
линией
(
ребенок
владеет
техникой
работы
карандашом
,
может
с
достаточной
степенью
управлять
движениями
кисти
руки
).
2.
Изображение
разнохарактерных
линий
(
тонкая
,
толстая
,
прямая
,
волнистая
,
плавная
,
острая
,
закругленная
спиралью и др
.)
3.
Выполнение
при
помощи
линии
эмоционального
состояния
изображения
(
использование
разнохарактерных
линий
для
выполнения
художественно
-
образного
решения
изображения
и
передачи
своего
отношения
к
окружающему миру
).
Эти
учебные
задачи
для
младших
классов
были
реализованы
в
серии
уроков
,
состоящей
из
двух
блоков
направленных
на
развитие
выразительности
линии
в детском
рисунке
.
В
блоке
занятий
«
Основы
линии
»
с
младшими
школьниками мы
провели
цикл
занятий
на
развитие
и
формирование
одного
из
главных
выразительных
средств
в
изобразительном
искусстве
–
линии
.
Ребёнок
с
самого
раннего
возраста
,
когда
начинает
держать
карандаш
знакомиться
с
линией
.
Ребенок
взрослеет
,
изменяется
и
характер
линии
при
помощи
,
которой
он
рисует
.
Этапы
развития
линии
в
детском
рисунке
описаны
Е
.
И
.
Игнатьевым
он
описывает
линию
выполненную
графитным
карандашом
.
Мы
ставим
задачу
в
развитии
умения
выполнять
линии
младшими
школьниками
и
графическими
и
живописными
художественными
материалами
.
С
графическими
материалами
,
такими
как
карандаш
,
фломастер
ребёнок
знаком
с
дошкольного
возраста
.
Задача
уроков
изобразительного
искусства
сформировать
у
ребенка
понимание
о
том
,
что
линия
в
художественном
смысле
может
быть
разная
и
восприятие
рисунка
зависит
от
того
какой
линией
выполнено
изображение
.
Что
при
помощи
линии
мы
можем
выразить
свое
настроение
,
чувства
,
передать
свое
отношение
к
изображаемому
,
придать
рисунку
определенное
настроение
и
состояние
.
Линия
может
создавать
разнообразные
формы
.
Линия
бывает
разной
:
тонкая
,
широкая
,
прямая
,
волнистая
,
зигзагообразная
.
Линией
можно
передать
:
мягкость
,
плавность
,
пушистость
,
гладкость
.
При
помощи
линии
можно
изображать
различные
фактуры
предметов
.
В
рисунке
необходимо
научить
ребенка
пользоваться
различными
типами
линий
,
штрихов
,
точек
для
передачи
определенных
характеристик
предметов
.
Например
,
котенок
пушистый
–
можно
наклонить мелок
или
карандаш
,
чтобы
придать
линии
дополнительную
толщину
и
рыхлость
.
Или
колючий
еж
–
тогда
надо
выполнять
резкие
отрывистые
линии
передающие
колючки
и
т
.
д
..
При
проведении
занятий
показываются
работы
художников
выполненные
графическими материалами
это могут
быть
линейные
рисунки
В
.
Ватагина
,
В
.
Гога
,
П
.
Пикассо
,
Н
.
Рушевой
,
В
.
Серова
,
А
.
Матисса
,
А
.
Мухи и др
.
Традиционно
понятие
линии
связывается
с
техникой
графитного
карандаша
или
другими
графическими
материалами
[6].
Для
младшей школы
мы
предлагаем
серию
заданий
в
первом
блоке
уроков
с
использованием
фломастеров
,
цветных
восковых
мелков
.
Выполняя
работу
графическими
материалами
,
мы
укрепляем
и
тренируем
крепость
и