Table of Contents Table of Contents
Previous Page  89 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 89 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

88

изображения

простой

,

проволочной

изобразительной

линией

.

При

условии

нормального

обучения

изобразительному

искусству

в

школе

учащиеся

,

начиная

с

3

класса

,

переходят

к

использованию

сложной

нащупывающей

изобразительной

линии

в

своих

рисунках

.

Отдельные

учащиеся

5–6

классов

начинают

пользоваться

в

своих

рисунках штриховой

изобразительной

линией

.

Ребенок

в

процессе

своей

изобразительной

деятельности

проходит

путь

от

простой линии

к

сложной и

от нее

к штриху

.

Нами

выявлены

типичные

ошибки

изображения

линии

в

детских

рисунках

в

1-4

классах

на

уроках

изобразительного

искусства

.

Они

связаны

с

двумя

факторами

:

возрастными

особенностями

ребёнка

и

ошибками

в

методике

обучения

детей

.

Эти

ошибки

мы

проанализировали

по

следующим

учебным проблемам

:

1.

Рисунок

выполнен

хаотичной

линией

.

Чаще

всего

это

происходит

,

оттого

что

ребенок

еще

плохо

управляет

кистью

руки

,

линии

наносятся

со

степенью

случайности

.

2.

Изображение

выполнено

небрежной

линией

.

Ребенок

частично

не

владеет

техникой

работы

карандашом

,

не

может

с

достаточной

степенью

управлять

движениями

кисти

руки

,

из

-

за

чего

линия

имеет небрежный

характер

.

3.

Рисунок

выполнен

аккуратной

линией

.

Но

она

вялая

,

безликая

,

не

интересная

.

Рисунок

выполнен

линией

,

не имеющей характера

.

4.

Не

умение

использовать

линию

для

передачи

характера

изображения

будь

то

пейзаж

,

портрет

,

животное

,

птица

и

др

.

В

рисунках

мало

присутствует

изображение

разнохарактерных

линий

(

тонкая

,

толстая

,

прямая

,

волнистая

,

плавная

,

острая

,

закругленная

спиралью и др

.).

5.

Не

использование

линий

для

выполнения

художественно

-

образного

решения

изображения

и

передачи

своего

отношения

к

окружающему

миру

.

Выполнение

при

помощи

художественно

-

образной

линии

эмоционального

состояния изображения

.

6.

Чаще

всего

на

уроках

изобразительного

искусства

выполняется

вспомогательная

линия

как

средство

для

выполнения

предварительного

рисунка

.

И

соответственно

формируется

у

детей

восприятие

линии

и

навыки

работы

,

когда

линия

в

рисунках

не

передает

настроения

,

характера

работы

,

а

носит

только

повествовательный

характер

изображения

.

Не

используются

методы

развития

и

формирования

правильных

навыков

выполнения

художественной

линии

в

работе

.

Нет

заданий

,

которые

бы

влияли

на

развитие

данных

художественных

качеств

у ребенка

с

использованием

линии

.

Мы

выделяем

основные

учебные

задачи

,

которые

будут

направлены

на

развитие

линии

на

уроках

изобразительного

искусства

в

начальных

классах

:

1.

Развитие

техники

владения

линией

(

ребенок

владеет

техникой

работы

карандашом

,

может

с

достаточной

степенью

управлять

движениями

кисти

руки

).

2.

Изображение

разнохарактерных

линий

(

тонкая

,

толстая

,

прямая

,

волнистая

,

плавная

,

острая

,

закругленная

спиралью и др

.)

3.

Выполнение

при

помощи

линии

эмоционального

состояния

изображения

(

использование

разнохарактерных

линий

для

выполнения

художественно

-

образного

решения

изображения

и

передачи

своего

отношения

к

окружающему миру

).

Эти

учебные

задачи

для

младших

классов

были

реализованы

в

серии

уроков

,

состоящей

из

двух

блоков

направленных

на

развитие

выразительности

линии

в детском

рисунке

.

В

блоке

занятий

«

Основы

линии

»

с

младшими

школьниками мы

провели

цикл

занятий

на

развитие

и

формирование

одного

из

главных

выразительных

средств

в

изобразительном

искусстве

линии

.

Ребёнок

с

самого

раннего

возраста

,

когда

начинает

держать

карандаш

знакомиться

с

линией

.

Ребенок

взрослеет

,

изменяется

и

характер

линии

при

помощи

,

которой

он

рисует

.

Этапы

развития

линии

в

детском

рисунке

описаны

Е

.

И

.

Игнатьевым

он

описывает

линию

выполненную

графитным

карандашом

.

Мы

ставим

задачу

в

развитии

умения

выполнять

линии

младшими

школьниками

и

графическими

и

живописными

художественными

материалами

.

С

графическими

материалами

,

такими

как

карандаш

,

фломастер

ребёнок

знаком

с

дошкольного

возраста

.

Задача

уроков

изобразительного

искусства

сформировать

у

ребенка

понимание

о

том

,

что

линия

в

художественном

смысле

может

быть

разная

и

восприятие

рисунка

зависит

от

того

какой

линией

выполнено

изображение

.

Что

при

помощи

линии

мы

можем

выразить

свое

настроение

,

чувства

,

передать

свое

отношение

к

изображаемому

,

придать

рисунку

определенное

настроение

и

состояние

.

Линия

может

создавать

разнообразные

формы

.

Линия

бывает

разной

:

тонкая

,

широкая

,

прямая

,

волнистая

,

зигзагообразная

.

Линией

можно

передать

:

мягкость

,

плавность

,

пушистость

,

гладкость

.

При

помощи

линии

можно

изображать

различные

фактуры

предметов

.

В

рисунке

необходимо

научить

ребенка

пользоваться

различными

типами

линий

,

штрихов

,

точек

для

передачи

определенных

характеристик

предметов

.

Например

,

котенок

пушистый

можно

наклонить мелок

или

карандаш

,

чтобы

придать

линии

дополнительную

толщину

и

рыхлость

.

Или

колючий

еж

тогда

надо

выполнять

резкие

отрывистые

линии

передающие

колючки

и

т

.

д

..

При

проведении

занятий

показываются

работы

художников

выполненные

графическими материалами

это могут

быть

линейные

рисунки

В

.

Ватагина

,

В

.

Гога

,

П

.

Пикассо

,

Н

.

Рушевой

,

В

.

Серова

,

А

.

Матисса

,

А

.

Мухи и др

.

Традиционно

понятие

линии

связывается

с

техникой

графитного

карандаша

или

другими

графическими

материалами

[6].

Для

младшей школы

мы

предлагаем

серию

заданий

в

первом

блоке

уроков

с

использованием

фломастеров

,

цветных

восковых

мелков

.

Выполняя

работу

графическими

материалами

,

мы

укрепляем

и

тренируем

крепость

и