___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
77
считать
подлинными
источниками
информации
о
зарождении и развитии
культуры
.
Выделяют
виды
объектов
культурного
наследия
(
памятники
,
ансамбли
и
достопримечательные
места
)
и
категории
историко
-
культурного
значения
–
объекты
культурного
наследия
федерального
значения
,
объекты
культурного
наследия
регионального
значения
и
объекты
культурного
наследия
местного
(
муниципального
)
значения
[1].
Одной
из
главных
задач
государственной
политики
в
сфере
культуры
называется
«
сохранение
,
развитие
,
популяризация
и
использование
историко
-
культурного
наследия
».
Это
предполагает
и
модернизацию
библиотечного
дела
,
и
развитие
самодеятельного
художественного
творчества
и
культурно
-
досуговой
деятельности
;
и
возрождение
традиционной
народной
культуры
,
народного
самодеятельного
художественного
и
декоративно
-
прикладного
творчества
,
национальных
культур
народов
,
проживающих
в
Зауралье
;
совершенствование музейного
дела и
т
.
д
.
Данные
направления
реализуются
в
рамках
государственных
программ
Российской Федерации
по
развитию
культуры
и
туризма
на
2013-2020
годы
;
федеральной
целевой
программы
«
Культура
России
(2012-2018
годы
)»;
государственной
программы
Курганской
области
о
развитии
культуры
Зауралья
на
2014-2018
годы
;
ведомственной
целевой
программы
Управления
культуры
Курганской
области
«
Сохранение
,
использование
,
популяризация
и
государственная
охрана
объектов
культурного
наследия
(
памятников
истории
и
культуры
)
народов
Российской
Федерации
,
находящихся
на
территории
Курганской
области
(2012-2014
годы
)» [3].
Создано
и
действует
ГКУ
«
Научно
-
производственный
центр
по
охране
и
использованию
объектов
культурного
наследия
(
памятников
истории
и
культуры
)
Курганской
области
»,
которое
занимается
разработкой
проектов
зон
охраны
объектов
культурного наследия
[6].
Чтобы
эффективно
реализовать
свой
потенциал
историко
-
культурное
наследие
должно
быть
включе
-
но
в
действующую
инфраструктуру
социо
-
культурной
среды
[8].
Эта
инфраструктура
представ
-
ляет
собой
единую
систему
предоставления
услуг
и
потребления
ее
ресурсов
.
Это
означает
в
первую
оче
-
редь
доступность
объектов
историко
-
культурного
наследия
потребителям
.
Вместе
с
тем
,
среди
основ
-
ных
проблем
сферы
культуры
в
Курганской
области
называют
:
•
неравномерность
развития
социально
-
культурной инфраструктуры
городов и районов
;
•
ограниченность
доступа
сельчан
к
культур
-
ным ценностям
.
Мероприятия
программы
развития
культуры
в
Курганской
области
,
которые
должны
преодолеть
указанные
проблемы
,
предусматривают
«
ползучий
»
(
медленный
)
характер
развития
инфраструктуры
,
а
не
системную модернизацию
.
Можно
сделать
вывод
,
что
социо
-
культурная
среда
и
историко
-
культурное
на
-
следие
,
как
её
составная
часть
,
в
качестве
ресурса
развития
региона
остаются
не
востребованными
.
По
-
скольку
государство
отождествляет
инвестиции
в
культуру
с
инвестициями
в
человеческий
потенциал
Российской
Федерации
,
постольку
следует
,
что
в
Курганской
области
такое
инвестирование
осуществ
-
ляется
крайне неэффективно
[5].
Теперь
обратимся
ко
второму
функциональному
содержанию
историко
-
культурного
наследия
–
его
воспитательному
потенциалу
.
Благодаря
системе
традиционных
ценностей
государство
надеется
сформировать
«
механизмы
социального
контроля
»,
утраченные
ранее
.
Культура
воспринимается
фактором
общенациональной
интеграции
.
Как
справедливо
отмечает
Н
.
В
.
Михайлова
,
историко
-
культурное
наследие
России
является
действенным
рычагом
формирования
и
развития
интеллекта
человека
,
общества
,
этноса
,
важнейшим
хранилищем
исторической памяти
[9,
с
. 125].
Историко
-
культурное
наследие
может
реализовать
воспитательную
функцию
только
при
условии
педагогизации
социо
-
культурной
среды
,
включении
его
в
образовательный
и
воспитательный
процессы
.
Нормативно
-
правовая
база
позволяет
осуществить
такое
включение
.
Федеральный
закон
"
Об
объектах
культурного
наследия
(
памятниках
истории и
культуры
)
народов Российской Федерации
"
от
25.06.2002
№
73-
ФЗ
направлен на
реализацию
прав
народа
на
сохранение
и
развитие
своей
культурно
-
национальной
самобытности
.
Он
предусматривает
защиту
,
восстановление
и
сохранение
историко
-
культурной
среды
обитания
,
как
источника
информации
о
зарождении
и
развитии
культуры
.
В
Законе
РФ
«
Об
образовании
в
Российской
Федерации
»
от
29.12.2012
г
.
№
273-
ФЗ
(
ред
.
от
31.12.2014
г
.)
и
в
Концепции
духовно
-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
среди
основных
требований
к
образовательной
деятельности
обозначено
формирование
культурно
–
исторических
,
духовных
ценностей
.
ФГОС
среднего
(
полного
)
общего
образования
требует
,
чтобы
работа
в
образовательных
организациях
опиралась
на
национальные
ценности
российского
общества
,
учитывала
историко
-
культурную
и
этническую
специфику региона
.
Проблемам
отношения
личности
к
историко
-
культурному
наследию
посвящены
труды
(
Н
.
А
.
Бер
-
дяева
,
П
.
С
.
Гуревича
,
Н
.
Я
.
Данилевского
,
Л
.
Н
.
Гу
-
милёва
,
Д
.
С
.
Лихачёва
,
А
.
Ф
.
Лосева
,
И
.
В
.
Кондако
-
ва
,
Л
.
Д
.
Любимова и др
.).
Следует
выделить
несколько направлений
педагогизации
социо
-
культурной
среды
:
•
историческое
краеведение
,
•
музейная педагогика
,
•
самодеятельность молодёжных объединений
,
•
событийные
и
фестивальные
мероприятия
,
связанные
с фактами
истории
(
исторические
реконст
-