Table of Contents Table of Contents
Previous Page  78 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 78 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

77

считать

подлинными

источниками

информации

о

зарождении и развитии

культуры

.

Выделяют

виды

объектов

культурного

наследия

(

памятники

,

ансамбли

и

достопримечательные

места

)

и

категории

историко

-

культурного

значения

объекты

культурного

наследия

федерального

значения

,

объекты

культурного

наследия

регионального

значения

и

объекты

культурного

наследия

местного

(

муниципального

)

значения

[1].

Одной

из

главных

задач

государственной

политики

в

сфере

культуры

называется

«

сохранение

,

развитие

,

популяризация

и

использование

историко

-

культурного

наследия

».

Это

предполагает

и

модернизацию

библиотечного

дела

,

и

развитие

самодеятельного

художественного

творчества

и

культурно

-

досуговой

деятельности

;

и

возрождение

традиционной

народной

культуры

,

народного

самодеятельного

художественного

и

декоративно

-

прикладного

творчества

,

национальных

культур

народов

,

проживающих

в

Зауралье

;

совершенствование музейного

дела и

т

.

д

.

Данные

направления

реализуются

в

рамках

государственных

программ

Российской Федерации

по

развитию

культуры

и

туризма

на

2013-2020

годы

;

федеральной

целевой

программы

«

Культура

России

(2012-2018

годы

)»;

государственной

программы

Курганской

области

о

развитии

культуры

Зауралья

на

2014-2018

годы

;

ведомственной

целевой

программы

Управления

культуры

Курганской

области

«

Сохранение

,

использование

,

популяризация

и

государственная

охрана

объектов

культурного

наследия

(

памятников

истории

и

культуры

)

народов

Российской

Федерации

,

находящихся

на

территории

Курганской

области

(2012-2014

годы

)» [3].

Создано

и

действует

ГКУ

«

Научно

-

производственный

центр

по

охране

и

использованию

объектов

культурного

наследия

(

памятников

истории

и

культуры

)

Курганской

области

»,

которое

занимается

разработкой

проектов

зон

охраны

объектов

культурного наследия

[6].

Чтобы

эффективно

реализовать

свой

потенциал

историко

-

культурное

наследие

должно

быть

включе

-

но

в

действующую

инфраструктуру

социо

-

культурной

среды

[8].

Эта

инфраструктура

представ

-

ляет

собой

единую

систему

предоставления

услуг

и

потребления

ее

ресурсов

.

Это

означает

в

первую

оче

-

редь

доступность

объектов

историко

-

культурного

наследия

потребителям

.

Вместе

с

тем

,

среди

основ

-

ных

проблем

сферы

культуры

в

Курганской

области

называют

:

неравномерность

развития

социально

-

культурной инфраструктуры

городов и районов

;

ограниченность

доступа

сельчан

к

культур

-

ным ценностям

.

Мероприятия

программы

развития

культуры

в

Курганской

области

,

которые

должны

преодолеть

указанные

проблемы

,

предусматривают

«

ползучий

»

(

медленный

)

характер

развития

инфраструктуры

,

а

не

системную модернизацию

.

Можно

сделать

вывод

,

что

социо

-

культурная

среда

и

историко

-

культурное

на

-

следие

,

как

её

составная

часть

,

в

качестве

ресурса

развития

региона

остаются

не

востребованными

.

По

-

скольку

государство

отождествляет

инвестиции

в

культуру

с

инвестициями

в

человеческий

потенциал

Российской

Федерации

,

постольку

следует

,

что

в

Курганской

области

такое

инвестирование

осуществ

-

ляется

крайне неэффективно

[5].

Теперь

обратимся

ко

второму

функциональному

содержанию

историко

-

культурного

наследия

его

воспитательному

потенциалу

.

Благодаря

системе

традиционных

ценностей

государство

надеется

сформировать

«

механизмы

социального

контроля

»,

утраченные

ранее

.

Культура

воспринимается

фактором

общенациональной

интеграции

.

Как

справедливо

отмечает

Н

.

В

.

Михайлова

,

историко

-

культурное

наследие

России

является

действенным

рычагом

формирования

и

развития

интеллекта

человека

,

общества

,

этноса

,

важнейшим

хранилищем

исторической памяти

[9,

с

. 125].

Историко

-

культурное

наследие

может

реализовать

воспитательную

функцию

только

при

условии

педагогизации

социо

-

культурной

среды

,

включении

его

в

образовательный

и

воспитательный

процессы

.

Нормативно

-

правовая

база

позволяет

осуществить

такое

включение

.

Федеральный

закон

"

Об

объектах

культурного

наследия

(

памятниках

истории и

культуры

)

народов Российской Федерации

"

от

25.06.2002

73-

ФЗ

направлен на

реализацию

прав

народа

на

сохранение

и

развитие

своей

культурно

-

национальной

самобытности

.

Он

предусматривает

защиту

,

восстановление

и

сохранение

историко

-

культурной

среды

обитания

,

как

источника

информации

о

зарождении

и

развитии

культуры

.

В

Законе

РФ

«

Об

образовании

в

Российской

Федерации

»

от

29.12.2012

г

.

273-

ФЗ

(

ред

.

от

31.12.2014

г

.)

и

в

Концепции

духовно

-

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России

среди

основных

требований

к

образовательной

деятельности

обозначено

формирование

культурно

исторических

,

духовных

ценностей

.

ФГОС

среднего

(

полного

)

общего

образования

требует

,

чтобы

работа

в

образовательных

организациях

опиралась

на

национальные

ценности

российского

общества

,

учитывала

историко

-

культурную

и

этническую

специфику региона

.

Проблемам

отношения

личности

к

историко

-

культурному

наследию

посвящены

труды

(

Н

.

А

.

Бер

-

дяева

,

П

.

С

.

Гуревича

,

Н

.

Я

.

Данилевского

,

Л

.

Н

.

Гу

-

милёва

,

Д

.

С

.

Лихачёва

,

А

.

Ф

.

Лосева

,

И

.

В

.

Кондако

-

ва

,

Л

.

Д

.

Любимова и др

.).

Следует

выделить

несколько направлений

педагогизации

социо

-

культурной

среды

:

историческое

краеведение

,

музейная педагогика

,

самодеятельность молодёжных объединений

,

событийные

и

фестивальные

мероприятия

,

связанные

с фактами

истории

(

исторические

реконст

-