Table of Contents Table of Contents
Previous Page  31 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 31 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

30

Формы

контрольной

деятельности

весьма

разнообразны

:

заслушивание

отчетов

,

информации

и

сообщений

,

проверки

,

экспертизы

,

наблюдение

за

действиями

контролируемого

(

например

,

по

вопросам

государственной

регистрации

,

лицензирования

,

сертификации

),

изучение

деловых

и

личных

качеств

кандидатов

на

замещение

должностей

,

координация

деятельности

контрольных

органов

,

рассмотрение

жалоб

и

т

.

д

.

Особо

значимы

проверки

,

которые

заключаются

в

установлении

фактических

данных

и

сборе

информации

о

выполнении

нормативных

правовых

актов

по

проверяемым

вопросам

.

В

целях

осуществления

контроля

над

деятельностью

исполнительных

органов

власти

создана

разветвленная

система

на

всех

уровнях

управления

.

Она

представлена

президентским

контролем

,

контролем

органов

законодательной

(

представительной

)

власти

,

контролем

органов

исполнительной

власти

,

судебным

контролем

.

Помимо

официальных

контрольных

структур

эти

функции

могут

осуществляться

через

общественный

контроль

общественными

объединениями

граждан

(

политические

партии

,

профессиональные

союзы

,

молодежные

и

другие

организации

,

органы

общественной

самодеятельности

,

трудовые

коллективы

),

а

также

отдельными

гражданами

,

выступающими

как

частные

лица

.

Поскольку

они

выступают

от

имени

общественности

,

а

не

государства

,

то

их

контрольные

полномочия

,

как

правило

,

лишены

юридически

властного

характера

.

Для

общественного

контроля

характерно

предупреждение

нарушений

законности

в

деятельности

органов

исполнительной

власти

посредством

использования

мер

общественного

воздействия

.

Общественный

контроль

,

как

и

государственный

,

имеет

правовую

основу

,

которая

относится

,

в

том

числе

,

к Федеральному

закону

от

19

мая

1995

г№

82-

ФЗ

(

ред

.

от

31.01.2016) "

Об

общественных

объединениях

" [2].

Согласно

этому

закону

общественные

объединения

наделены

достаточно

широкими

контрольными

полномочиями

в

сфере

исполнительной

власти

.

В

частности

,

они

участвуют

в

формировании

органов

исполнительной

власти

и

выработке

их

решений

;

представляют

и

защищают

свои

права

и

законные

интересы

своих

членов

(

участников

),

а

также

других

граждан

;

выступают

с

инициативами

по

различным

вопросам

общественной жизни

и

вносят

предложения

в

органы

государственной

власти

.

Таким

образом

,

с

точки

зрения

определения

понятия

«

институт

»,

можно

констатировать

,

что

деятельность

исполнительных

органов

власти

структурирована

формальными

нормами

как

на

уровне

федерального

,

так

и

регионального

уровня

.

В

регионах

разработана

система

оценки

деятельности

,

среди

наиболее

применяемых

критериев

в

ней

исполнительскую

дисциплина

,

эффективность

осуществления

основных

государственных

функций

,

достижение

целевых

показателей

реализации

государственных

и

ведомственных

программ

региона

,

решения

отдельных

ключевых

задач

,

в

том

числе

достижение

показателей

,

установленных

майскими

Указами

Президента

Российской

Федерации

.

Существует

разветвленная

система

контроля

,

для

чего

созданы

специальные

органы

,

либо

эти функции

конкретно

присутствуют

в

перечне

полномочий различных органов

власти

.

Однако

анализ

практической

деятельности

органов

исполнительной

власти

различного

уровня

показывает

,

что

ее институциональная

основа

требует

серьезной

доработки

как

в

плане

нормативного

содержания

,

так

,

особенно

,

в

отношении

механизма

соблюдения

и

исполнения

требований

законодательных

норм

.

Указанные

проблемы

содержатся

в

нормативных

документах

,

начиная

с

федерального

уровня

.

Так

,

Федеральный

конституционный

закон

от

17.12.97

г

.

2-

ФЗ

"

О

Правительстве

Российской

Федерации

" (

в

ред

.

от

14.12.2015

г

.),

в

статье

3

среди

основных

принципов

деятельности

Правительства

РФ

декларирует

"

ответственность

",

но

при

этом

механизм

ее

обеспечения

не

раскрывается

в

каком

-

либо

из

дальнейших

положений

[3].

Коллегиальность

решений

Правительства

в

этом

случае

порождает

предпосылку

коллективной

безответственности

лиц

,

принимающих

решения

.

Можно

говорить

о

том

,

что

качество

законов

,

принимаемых

Государственной

Думой

,

относящихся

к

регулированию

деятельности

государственных

органов

власти

,

также

содержат

ряд

недостатков

.

По

своему

содержанию

эти

законы

не

носят

характера

законов

прямого

действия

и

отличаются

декларативностью

.

Многим

законам

,

особенно

касающимся

социальной

сферы

,

также

присуща

декларативность

,

они

не

содержат

четкого

описания

механизмов

реализации

желаемого

состояния

,

мер

контроля

и

ответственности

органов

исполнительной

власти

.

На

практике

это

,

с

одной

стороны

,

не

позволяют

их

эффективно

применять

,

а

с

другой

является

удобным

предлогом

для

оправдания неэффективности работы

чиновника

.

Плановые

и

неплановые

проверки

,

проводимые

с

целью

контроля

за

работой

исполнительных

органов

,

в

первую

очередь

должны

помогать

исправлять

выявленные

недочеты

,

однако

,

как

правило

,

эти

процедуры

рассматриваются

только

как

средство

установления

конкретных

виновников

и

их

наказания

.

Сами

исполнительные

органы

,

начиная

с

правительства

РФ

и

до

региональных

уровней

на

своих

сайтах

отчитываются

о

состоянии

выполнения

поручений

вышестоящих

органов

,

результатах

проведенных

проверок

.

Однако

результативность

проводимых

проверок

достаточно

низка

,

о

чем

свидетельствуют

,

например

обращения

граждан

на

прямую

линию

с

Президентом

страны

,

или

многочисленные

факты

,

собранные

представителями

Общероссийского

народного

фронта

(

ОНФ

).

Так

,

например

,

на

последнюю

прямую

линию

,

проведенную

14

апреля

2016

года

,

пришло

более

3

миллионов

(!)

обращений

.

Подавляющая

часть

их