___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
34
УДК
330.322.16,
ББК
67.3 ©
В
.
В
.
Лосев
В
.
В
.
Лосев
ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО
-
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ
(
НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
)
Формирование
приоритетов
стратегического
развития
страны
и
ее
регионов
становится
сегодня
все
более
актуальным
как
в теоретическом
,
так
и
в
практическом
плане
.
Отечественная
экономика
выходит
на
новый
этап
развития
,
который
предполагает
модернизацию
управленческих
функций
на
основе
внедрения
и
динамичного
применения
процессов
стратегического
планирования
.
Не
используя
преимуществ
стратегического
планирования
,
субъекты
и
объекты
управления
на
всех
уровнях
рискуют
лишиться
обоснованной
оценки
целей
и
результатов
развития
системы
в
целом
.
Именно
поэтому
оптимизация
механизмов
стратегического
планирования
развития
региона
выступает
основой
реализации
эффективной
политики
властных
структур
,
направленной
на
достижение
целей
долгосрочного
социально
-
экономического
развития территорий
.
При
этом
одним
из
условий
обеспечения такого
развития
является
партнерство
региональных
властей
,
и
бизнес
-
сообщества
региона
.
Нынешние
политические
,
институциональные
,
экономические
условия
социально
-
экономического
развития
страны
и
регионов
создают
возможности
кооперация
властных
и
бизнес
-
структур
,
используя механизмы
и
инструментарий
стратегического
партнерства
.
Поскольку
государственно
-
частное
партнерство
является
одним
из
инструментов
государственного
управления
,
используемый
для
достижения
целей
,
заявленных
в
региональной
стратегии
социально
-
экономического
развития
,
то
его механизмы
партнерства
должны
быть
интегрированы
в
соответствующие
региональные
документы
планирования
и
программирования
.
В
данной
статье
на
примере
субъектов Южного
федерального
округа
рассмотрен
процесс
интеграции
государственно
-
частного
партнерства
в
документы
стратегического
планирования
и
прогнозирования
соответствующих
субъектов
Российской
Федерации
.
Сделаны
выводы
о
том
,
что
в
большинстве
рассмотренных
субъектов
такая
интеграция
носит
фрагментарный
характер
.
Ключевые
слова
:
государственно
-
частное
партнерство
,
инструмент
,
стратегическое
управление
,
устойчивое
развитие
,
Южный федеральный округ
.
онцепция
стратегического
управления
,
как
ответ
науки
на
потребности
производства
зародилась
более
полувека
назад
.
Возникновение
указанной
концепции
было
обусловлено
усилением
турбулентности
факторов
внешней
,
а
затем
и
внутренней
среды
.
Изменчивость
окружающей
среды
организации
существенно
затруднила
процесс
планирования
развития
производства
,
надежности
планов
и
рекомендаций по их реализации
.
Концепция
стратегических
альянсов
и
партнерств
возникла
как
способ
преодоления
разногласий
внутри
организации
по
поводу
обоснованности
стратегий
ее
развития
,
методов
распределения
ресурсов
на
достижение
тактических
и
стратегических
целей
и
т
.
д
.
Альянсы
применяются
в
конкурентной
среде
,
а
партнерства
-
это
форма
сотрудничества
неконкурирующих
фирм
[7].
Государственно
-
частное
партнерство
является
одной
из
форм
подобных
партнерств
.
Так
,
в
соответствии
с
положениями
Концепции
долгосрочного
социально
-
экономического
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года
«
достижение
целей
развития
,
успешная
модернизация
экономики
и
социальной
сферы
предполагают
выстраивание
эффективных
механизмов
взаимодействия
общества
,
бизнеса
и
государства
,
направленных
на
координацию
усилий
всех
сторон
,
обеспечение
учета
интересов
различных
социальных
групп
общества
и
бизнеса
» (
п
. 5).
Таким
образом
,
можно
констатировать
,
что
государственно
-
частное
партнерство
представляет
собой
один
из
инструментов
государственного
управления
,
используемый
для
достижения
целей
,
заявленных
в
региональной
стратегии
социально
-
экономического
развития
.
В
июне
2014
г
.
на федеральном
уровне
была
установлена
система
документов
государственного
планирования
на
уровне
субъекта
,
которая
должна
состоять
из
документов
прогнозирования
,
целеполагания
,
планирования
/
программирования
[1].
Согласно
исследованиям
, «
важным
благоприятным
фактором
среды
развития
государственно
-
частного
партнерства
может
быть
территориальное
стратегическое
планирование
,
которое
является
организационным
механизмом
,
во
-
первых
,
обеспечивающим
прозрачный
и
открытый
процесс
формирования
политики
местного
развития
;
а
во
-
вторых
,
процессом
,
позволяющим
учесть
и
согласовать
точки
зрения
различных
групп
общества
,
добиться
с
их
стороны
поддержки
» [8,
с
.
161].
Иначе
говоря
,
государственно
-
частное
партнерство
способствует
возникновению
совместных
проектов
частного
и
общественного
секторов
и
успешности
их
реализации
.
Соответственно
,
механизмы
государственно
-
частного
партнерства
должны
быть
интегрированы
в
соответствующие
региональные
документы
планирования
и
программирования
.
В
целом
,
ключевой
документ
,
содержащий
основные
К