Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

28

УДК

338.2,

ББК

65050 ©

А

.

А

.

Кузьмин

А

.

А

.

Кузьмин

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В

статье

на

основе

методологии

новой

институциональной

экономической теории

предпринят

анализ

институционального

механизма

,

регулирующего

деятельность

органов

исполнительной

власти

,

и

практики

его

применения

,

рассматривается

проблема

повышения

эффективности

как

законодательной

базы

,

так

и

самих

исполнительных

органов

.

Автором

проведена

работа

по

анализу

нормативной

базы

,

связанной

с

функционированием

органов

власти

различного

уровня

.

Приведены

примеры

,

свидетельствующие

о

недостаточном

совершенстве

положений

законодательных

актов

и

порождаемых

в

связи

с

этим

издержек

,

которые

несет

как

государство

,

так

и

его

граждане

.

Целью

работы

является

выявление

причин

недостаточной

эффективности

в

деятельности

исполнительных

органов

власти

и

предлагается

комплекс

мер

по

преодолению

указанной

проблемы

.

В

работе

сформулированы

выводы

,

касающиеся

как

направлений

совершенствования

институционального

механизма

,

регулирующего

деятельность

органов

исполнительной

власти

,

так

и

системы

оценки

эффективности

деятельности

данных

органов

.

Предлагается

несколько

основных

критериев

,

позволяющих

объективно

оценить

результаты

этой

деятельности

. «

Качество

»,

выражающее

уровень

исполнения

органами

государственного

управления функций

государства

по

отношению

к

обществу

в

целом

и

гражданину

. «

Эффективность

»,

через

который

отражается

уровень

исполнения

органами

государственного

управления

функций

государства

по

отношению

к

обществу

в

целом

и

гражданину

,

сопоставимая

с

объемом

затраченных

ресурсов

.

Делается

вывод

о

необходимости

наличия

такого

фактора

,

как

достаточный

уровень

квалификации

и

компетентности

управленческого

состава

этих

органов

.

Для того

,

чтобы

исполнительная

власть

смогла

качественно

и

эффективно

выполнять

возложенные

на

нее

функции

,

требуется

соответствующая

степень

полномочий

и

ресурсной

базы

подразделений

и

оптимальное

их распределение

по

уровням

системы

органов

управления

.

Ключевые

слова

:

институт

,

неформальные

ограничения

,

формальные

правила

,

нормативная

основа

,

исполнительная

власть

,

критерии оценки

,

эффективность

.

«

Строгость

российских

законов

смягчается необязательностью их исполнения

»

М

.

Е

.

Салтыков

-

Щедрин

азвитие

любой

страны

по

разным

критериям

от

экономических

показателей

,

до

социального

самочувствия

,

во

многом

определяется

результатами

деятельности

исполнительной

власти

.

Все

усилия

по

разработке

планов

и

программ

,

нацеленных

на

положительную

динамику

развития

государства

,

будут

сведены

к нулю неудовлетворительной

работой

чиновников

,

которые

родом

своей

деятельности

призваны

эти

документы

воплощать

в

жизнь

.

Это

положение

актуально

всегда

,

но

особую

значимость

оно

приобретает

в

период

кризисного

состояния

.

Актуальность

представленной

проблемы

подтверждается

и

активным

обсуждением

ее

исследователями

[6, 9, 10].

В

данной

статье

предпринимается

попытка

проанализировать

причины

низкой

эффективности

деятельности

российских

структур

исполнительной

власти

.

Жизнедеятельность

в

обществе

структурирована

определенными

механизмами

,

направленными

на

поддержание

порядка

.

Американский

экономист

,

нобелевский

лауреат

Д

.

Норт

,

формулируя

понятие

«

институт

»,

дал

ему

определение

: «

Институты

это

«

правила

игры

»

в

обществе

,

или

,

выражаясь

более

формально

,

созданные

человеком

ограничительные

рамки

,

которые

организуют

взаимоотношения

между

людьми

(

политические

,

экономические

и

социальные

).

Они

включают

неформальные

ограничения

(

санкции

,

табу

,

обычаи

,

традиции

и

нормы

поведения

)

и

формальные

правила

(

конституции

,

законы

,

права

собственности

),

а

также

механизмы

,

обеспечивающие

их

выполнение

» [7,8,

с

.

98].

В

соответствии

с

этим

определением

одного

наличия

правила

недостаточно

для

того

,

чтобы

можно

было

бы

говорить

о

существовании

института

.

Институт

существует

,

только

если

правило

действительно

воздействует на поведение

тех

,

на

кого

оно

рассчитано

,

или

на

поведение

тех

лиц

,

которые

обнаруживают

нарушение

правила

.

Самым

лучшим

и

достаточным

свидетельством

существования

института

будет

регулярное

применение

санкций

по

отношению

к

тем

лицам

,

которые

нарушают

правила

.

Полное

отсутствие

наказаний

в

отношении

явных

нарушителей

правила

будет

убедительным

свидетельством

того

,

что

данное

правило

не

является

институтом

.

Работа

руководителей

территориальных

органов федеральных

органов исполнительной

власти

(

их

структурных

подразделений

)

и

территориальных

органов

государственных

внебюджетных

фондов

(

их

региональных

отделений

)

через

оценку

гражданами

эффективности

деятельности

регламентирована

в

соответствующем

Постановлении

Правительства

РФ

от

12

декабря

2012

г

. N 1284 (

ред

.

от

12.11. 2016).

Пункт

13

прилагаемых

к

постановлению

Правил

Р