___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
28
УДК
338.2,
ББК
65050 ©
А
.
А
.
Кузьмин
А
.
А
.
Кузьмин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В
статье
на
основе
методологии
новой
институциональной
экономической теории
предпринят
анализ
институционального
механизма
,
регулирующего
деятельность
органов
исполнительной
власти
,
и
практики
его
применения
,
рассматривается
проблема
повышения
эффективности
как
законодательной
базы
,
так
и
самих
исполнительных
органов
.
Автором
проведена
работа
по
анализу
нормативной
базы
,
связанной
с
функционированием
органов
власти
различного
уровня
.
Приведены
примеры
,
свидетельствующие
о
недостаточном
совершенстве
положений
законодательных
актов
и
порождаемых
в
связи
с
этим
издержек
,
которые
несет
как
государство
,
так
и
его
граждане
.
Целью
работы
является
выявление
причин
недостаточной
эффективности
в
деятельности
исполнительных
органов
власти
и
предлагается
комплекс
мер
по
преодолению
указанной
проблемы
.
В
работе
сформулированы
выводы
,
касающиеся
как
направлений
совершенствования
институционального
механизма
,
регулирующего
деятельность
органов
исполнительной
власти
,
так
и
системы
оценки
эффективности
деятельности
данных
органов
.
Предлагается
несколько
основных
критериев
,
позволяющих
объективно
оценить
результаты
этой
деятельности
. «
Качество
»,
выражающее
уровень
исполнения
органами
государственного
управления функций
государства
по
отношению
к
обществу
в
целом
и
гражданину
. «
Эффективность
»,
через
который
отражается
уровень
исполнения
органами
государственного
управления
функций
государства
по
отношению
к
обществу
в
целом
и
гражданину
,
сопоставимая
с
объемом
затраченных
ресурсов
.
Делается
вывод
о
необходимости
наличия
такого
фактора
,
как
достаточный
уровень
квалификации
и
компетентности
управленческого
состава
этих
органов
.
Для того
,
чтобы
исполнительная
власть
смогла
качественно
и
эффективно
выполнять
возложенные
на
нее
функции
,
требуется
соответствующая
степень
полномочий
и
ресурсной
базы
подразделений
и
оптимальное
их распределение
по
уровням
системы
органов
управления
.
Ключевые
слова
:
институт
,
неформальные
ограничения
,
формальные
правила
,
нормативная
основа
,
исполнительная
власть
,
критерии оценки
,
эффективность
.
«
Строгость
российских
законов
смягчается необязательностью их исполнения
»
М
.
Е
.
Салтыков
-
Щедрин
азвитие
любой
страны
по
разным
критериям
–
от
экономических
показателей
,
до
социального
самочувствия
,
во
многом
определяется
результатами
деятельности
исполнительной
власти
.
Все
усилия
по
разработке
планов
и
программ
,
нацеленных
на
положительную
динамику
развития
государства
,
будут
сведены
к нулю неудовлетворительной
работой
чиновников
,
которые
родом
своей
деятельности
призваны
эти
документы
воплощать
в
жизнь
.
Это
положение
актуально
всегда
,
но
особую
значимость
оно
приобретает
в
период
кризисного
состояния
.
Актуальность
представленной
проблемы
подтверждается
и
активным
обсуждением
ее
исследователями
[6, 9, 10].
В
данной
статье
предпринимается
попытка
проанализировать
причины
низкой
эффективности
деятельности
российских
структур
исполнительной
власти
.
Жизнедеятельность
в
обществе
структурирована
определенными
механизмами
,
направленными
на
поддержание
порядка
.
Американский
экономист
,
нобелевский
лауреат
Д
.
Норт
,
формулируя
понятие
«
институт
»,
дал
ему
определение
: «
Институты
—
это
«
правила
игры
»
в
обществе
,
или
,
выражаясь
более
формально
,
созданные
человеком
ограничительные
рамки
,
которые
организуют
взаимоотношения
между
людьми
(
политические
,
экономические
и
социальные
).
Они
включают
неформальные
ограничения
(
санкции
,
табу
,
обычаи
,
традиции
и
нормы
поведения
)
и
формальные
правила
(
конституции
,
законы
,
права
собственности
),
а
также
механизмы
,
обеспечивающие
их
выполнение
» [7,8,
с
.
98].
В
соответствии
с
этим
определением
одного
наличия
правила
недостаточно
для
того
,
чтобы
можно
было
бы
говорить
о
существовании
института
.
Институт
существует
,
только
если
правило
действительно
воздействует на поведение
тех
,
на
кого
оно
рассчитано
,
или
на
поведение
тех
лиц
,
которые
обнаруживают
нарушение
правила
.
Самым
лучшим
и
достаточным
свидетельством
существования
института
будет
регулярное
применение
санкций
по
отношению
к
тем
лицам
,
которые
нарушают
правила
.
Полное
отсутствие
наказаний
в
отношении
явных
нарушителей
правила
будет
убедительным
свидетельством
того
,
что
данное
правило
не
является
институтом
.
Работа
руководителей
территориальных
органов федеральных
органов исполнительной
власти
(
их
структурных
подразделений
)
и
территориальных
органов
государственных
внебюджетных
фондов
(
их
региональных
отделений
)
через
оценку
гражданами
эффективности
деятельности
регламентирована
в
соответствующем
Постановлении
Правительства
РФ
от
12
декабря
2012
г
. N 1284 (
ред
.
от
12.11. 2016).
Пункт
13
прилагаемых
к
постановлению
Правил
Р