___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
29
оценки
гласит
: «
В
случае
,
если
показатель
эффективности
деятельности
руководителя
,
установленный
в
должностном
регламенте
(
должностной
инструкции
),
сформирован
впервые
и
составляет менее
75
процентов
,
а
также
в
случае
,
если
каждый
последующий
показатель
эффективности
деятельности
руководителя
не
превышает
значения
аналогичного
показателя
,
достигнутого
за
предшествующие
12
месяцев
,
более
чем
на
5
процентных
пунктов
,
в
отношении
руководителя
,
замещающего
должность
федеральной
государственной
гражданской
службы
,
инициируется
проведение
служебной
проверки
».
Следующая
статья
раскрывает
механизм
наказания
за
неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
возложенных
на
руководителя
обязанностей
: «
применяются
меры
дисциплинарного
взыскания
,
предусмотренные
законодательством
о
государственной
гражданской
службе
Российской
Федерации
или
трудовым
законодательством
и
иными
нормативными
правовыми
актами
,
содержащими
нормы
трудового
права
» [5].
Нормативной
основой
деятельности
органов
исполнительной
власти
на
местах
является
Федеральный
закон
от
06.10.1999
№
184-
ФЗ
(
ред
.
от
09.03.2016) "
Об
общих
принципах
организации
законодательных
(
представительных
)
и
исполнительных
органов
государственной
власти
субъектов
Российской Федерации
" [1].
В
статье
29.1.
ответственность
должностных
лиц
органов
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации
относительно
механизма
принуждения
к
должному
исполнению
обязанностей
сформулировано
следующее
положение
:
«
Должностные
лица
органов
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации
несут
предусмотренную
федеральными
законами
и
законами
субъекта
Российской
Федерации
ответственность
,
в
том
числе
за
недостижение
запланированных
результатов
социально
-
экономического
развития
субъекта
Российской
Федерации
,
включая
установленные
государственными
программами
субъекта
Российской Федерации
показатели
эффективности
их
реализации
».
Исходя
из
этих
документов
,
можно
выделить
основной
показатель
результатов
деятельности
чиновника
–
эффективность
.
Однако
критерии
этого
показателя
в
названных
документах
разнятся
.
В
первом
случае
сюда
относятся
такие
,
как
время
предоставления
государственных
услуг
,
время
ожидания
в
очереди
при
получении
государственных
услуг
,
вежливость
и
компетентность
сотрудника
,
взаимодействующего
с
заявителем
при
предоставлении
государственных
услуг
,
комфортность
условий
в
помещении
,
в
котором
предоставлены
государственные
услуги
,
доступность
информации
о
порядке
предоставления
государственных
услуг
[5].
Во
втором
, -
на
основании
принятого
в
его
дополнение Указа Президента
РФ
от
21
августа
2012
г
.
№
1199 (
ред
.
от
02.05. 2014) «
Об
оценке
эффективности
деятельности
органов
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
» [4]
этот
перечень
гораздо
шире
и
касается
социально
-
экономических
показателей
,
а
оценка
гражданами
результатов
этой
работы
(
а
не
собственно
управленческой
деятельности
)
является
только
одним
из
критериев
.
Последнее
особенно
важно
,
т
.
к
.
даже
при
старании
чиновников
на
результат
их
работы
значительно
будут
влиять
особенности
региона
,
в
частности
природно
-
географическое
положение
,
наличие
инфраструктуры
(
особенно
транспортной
)
и
.
т
.
п
.
Поэтому
необходимо
осуществлять
оценку
эффективности
результатов
их
деятельности
с поправкой на
эти нюансы
.
Ответственность
является
еще
одним
определяющим
понятием
,
относящимся
к
институту
исполнительной
власти
.
Как
функциональный
институт
государственного
механизма
ответственность
призвана
реально
обеспечивать
эффективность
деятельности
административной
системы
на
основе
структурно
-
иерархических
связей
между
органами
государственной
власти
.
Юридическая
ответственность
вообще и юридическая
ответственность
органов
власти
,
являясь
элементом
правового
механизма
,
служит
фундаментом
социального
государства
и
гражданского
общества
.
Юридическая
ответственность
в
правовом
механизме
функционирования
современного
государства
проявляет
себя
в
трех
основных
направлениях
.
Во
-
первых
,
ответственность
выступает
необходимым
элементом
системы
гарантий прав
и
свобод
личности
,
поскольку
только
ответственность
способствует
возникновению
подлинной
свободы
.
Во
-
вторых
,
ответственность
служит
необходимым
условием
эффективной
деятельности
государства
по
достижению
определенных
правом
социально
-
значимых
целей
,
выражающих
баланс
интересов
между
интересами
личности
и
общества
.
В
третьих
,
четкое
и
однозначно
понимаемое
представление
о
мере
ответственности
и
условиях
ее
применения
,
включая
детальную
регламентацию
порядка
привлечения
к
ответственности
,
становится
необходимым
условием
для
эффективности
функционирования
правового
механизма
государственного
управления
.
Для
определения
степени
эффективности
работы
исполнительных
органов
власти
используется
механизм
контроля
.
Он
должен
опираться
на
такие
принципы
,
как
законность
,
объективность
,
независимость
,
гласность
,
экономичность
,
сохранение
государственной
,
коммерческой
и
иной
охраняемой
законом
тайны
.
Закон
(
нормативный
акт
),
как
правило
,
предоставляет
значительную
свободу
выбора
для
органа
исполнительной
власти
,
не
предлагая жесткой
модели
поведения
для
каждой
конкретной
ситуации
,
отсюда
—
необходимость
строгого
контроля
не
только
за
законностью
,
но
и
за
целесообразностью
контролируемых
действий
.