___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
108
УДК
378.1,
ББК
74.58 ©
Е
.
В
.
Куликова
,
Е
.
Г
.
Сорока
Е
.
В
.
Куликова
,
Е
.
Г
.
Сорока
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В
статье
рассматривается
электронная
информационно
-
образовательная
среда
,
как
одно
из требова
-
ний
к
условиям
реализации
программы
бакалавриата
:
приоритетные
направления
,
технологические
решения
,
элементы
информационно
-
коммуникационных технологий
.
Особое
внимание
уделено
дистанционномуобучению
как форме
обучения
в
высшем
образовательном
учреждении
.
Отражены
основные
принципы
дистанционного
обучения
,
влияниекомпонентов
дистанционного
на
производительность
труда
преподавателей
иповышение
эффективности
учебной
деятельности
.
Рассмотрена
специфика
преподавания
дистанционного
обучения
по
-
средством Интернет
-
технологий
.
Определяется
зависимость
успешности
и
качества
дистанционного
обуче
-
ния
от
эффективности
организации
и
методического
качества
используемых
материалов
.
Ставится
вопрос
оборганизации
эффективной
системы
мониторинга
формирования
профессиональных
компетенций
студен
-
тов
и
организации
обратной
связи
преподавателя
со
студентом
в
качестве
важной
компоненты
учебного
процесса
.
Проведено
сравнение
распространенных
методов
контроля
в
традиционном
процессе
обучения
с
видами
контроля
дистанционной формы
.
Приведен
обзор
основных
видов
и
средств
контроля
знаний
при
дис
-
танционном
обучении
.
Определены
условия
для
организации текущего
контроля
и
объективной
промежуточ
-
ной
аттестации
обучающихся
с
использованием
электронных
средств
в
рамках
дистанционного
обучения
,
а
также
меры
для
обеспечения
достоверности
данных
осуществляемого
контроля
при
применении Интернет
-
технологий
.
Рассматривается
балльно
-
рейтинговая
система
оценки
и
учета
успеваемости
студентов
и
ее
реализация
в
учебном
процессе Сибирского
института
бизнеса
и
информационных технологий
.
Охарактеризо
-
ваны
основные формы
контроляпри
дистанционном
обучении
,
их
возможности
,
а также
некоторые
особен
-
ности
применения
электронных
средств
контроля
.
Формулируетсяпроблема
при
эксплуатации
системы
ав
-
томатизированного
контроля
знаний
и
умений
обучаемых
.
Ключевые
слова
:
информационно
-
образовательная
среда
,
дистанционное
обучение
,
мониторинг
,
учеб
-
но
-
познавательная деятельность
,
рейтинговый
контроль
.
Согласно
требованиям
к
условиям
реализации
программы
бакалавриата
,
одним
из
них
является
обеспечение
каждого
обучающегося
в
течение
всего
периода
обучения
индивидуальным
неограниченным
доступом
к
электронной
информационно
-
образовательной
среде
организации
.
При
этом
элек
-
тронная
информационно
-
образовательная
среда
должна
обеспечивать
возможность
доступа
обучающе
-
гося
из
любой
точки
,
в
которой
имеется
доступ
к
ин
-
формационно
-
телекоммуникационной
сети
Интернет
,
как на
территории организации
,
так и вне
ее
[1,
с
. 15].
Системное
применение
компьютеров
для
опе
-
ративной
обработки
данных
–
закономерная
реакция
и
средство
эффективной
организации
информацион
-
ной
среды
.
И
в
части
организации
образовательного
процесса
информационные
технологии
активно
вне
-
дряются
в
сферу
образования
и
являются
эффектив
-
ным
средством
для
анализа
,
учета
и
принятия
управ
-
ленческих решений
[5,
с
. 655].
Электроннаяинформационно
-
образовательная
среда
организации
должна
обеспечивать
:
–
доступ
к
учебным
планам
,
рабочим
програм
-
мам
дисциплин
(
модулей
),
практик
,
к
изданиям
элек
-
тронных
библиотечных
систем
и
электронным
обра
-
зовательным
ресурсам
,
указанным
в
рабочих
про
-
граммах
;
–
фиксацию
хода
образовательного
процесса
,
результатов промежуточной
аттестации и
результатов
освоения программы
бакалавриата
;
–
проведение
всех
видов
занятий
,
процедур
оценки
результатов
обучения
,
реализация
которых
предусмотрена
с
применением
электронногообуче
-
ния
,
дистанционных образовательных
технологий
;
–
формирование
электронного
портфолио
обу
-
чающегося
,
в
том
числе
сохранение
работ
обучающе
-
гося
,
рецензий
и
оценок
на
эти
работы
со
стороны
любых
участников
образовательного процесса
;
–
взаимодействие
между
участниками
образо
-
вательного
процесса
,
в
том
числе
синхронное
и
(
или
)
асинхронное
взаимодействие
посредством
сети
Ин
-
тернет
[1,
с
. 15].
Существует
большое
количество
технологиче
-
ских
решений
для
электронно
-
образовательной
среды
на
основе
примененияразличныхинформационно
-
коммуникационных
технологий
(
ИКТ
).
Основными
направлениями
применения ИКТ
в
учебном
процессе
являются
:
–
создание
и
применение
электронных
вариан
-
тов
учебников
,
конспектов
лекций
,
практических
по
-
собий
;
–
использование
электронной
библиотеки
;
–
разработка
системы
тестов
для
текущего
и
результирующего
контроля
;
–
использование
компьютеров
в
лабораторном
практикуме
;
–
использование
возможностей
информацион
-
но
-
коммуникационных
сетей
и
др
. [4,
с
.
182].
В
условиях
интенсивного
развития
информа
-
ционных
технологий
,
экономики
и
общества
перед
высшим
образованием
ставится
важнейшая
задача
подготовки
компетентного
IT-
специалиста
,
способно
-