___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
105
неразрывности
временных
модусов
и
«
саморазвертывании
»
субъекта
[5,
с
. 38].
Феноменами
эстетической
философии
являются
две
стороны
музыкальной
действительности
:
с
одной
стороны
это
канонизация
,
экземплярность
,
интерпретация
музыкальных
объектов
;
с
другой
стороны
–
выработка
философской
наукой
актуальных
концептов
,
ценностных
установок
,
формирование
музыкально
-
эстетического
сознания
(
фаворитизация
поли
/
моноэстетичных
объектов
,
эмпирическое
фундирование
,
конструктивное
музыкальное
понимание
действительности
,
верификация
/
фальсификация причинно
-
следственных
связей музыкально
-
эстетической практики и др
.).
Восприятие
А
.
Г
.
Шнитке
некоторых
контекстуальных
феноменов
в
динамике
позволяет
ему
четко
очертить
их
границы
,
обозначить
геометрию
пространства
,
понять
траекторию
развития
музыки
,
поэтому
целью
музыкально
-
педагогических
интервенций
в
педагогике
искусства
является
становление
субъекта
посредством
музыкального
образования
в
свободе и для
свободы
.
Искусство
,
по
мнению
А
.
Г
.
Шнитке
,
уникально
.
Это
качество
выражается
в
свободе
от
канонов
и
трансформаций
,
регламентов
и
запретов
.
Искусство
способно
формировать
разностороннюю
личность
,
превращать
общественный
опыт
в
личный
(
благодаря
применению
музыкально
-
педагогических
интервенций
),
развивать
музыкально
-
эстетический
вкус
.
Композитор
считал
,
что
музыка
в
педагогике
искусства
является
медиумом
-
стабилизации личности
,
ее
социализации
;
-
свободы
познания мира и
его природы
;
-
конструктивных
альтернатив
;
-
продуктивной
игры
о
миропредставлении
в
музыкальном
дискурсе
(
в
образах
,
текстах
,
символах
) [8,
с
. 363].
Status
quo
педагогики
искусства
,
по
А
.
Г
.
Шнитке
,
заключается
в
развитии
незавершенного
музыкального
образа
с
открытым
будущим
,
что позволяет
-
применять
широкий
спектр
музыкально
-
педагогических
интервенций
для
герменевтического
анализа
текста
;
-
преодолевать
блокаду
музыкально
-
педагогической
теории
;
-
воспринимать
гетерогенность
музыкальных
концептов не первично
,
а
как переходный феномен
;
-
актуализировать
возникающий
неоинституционализм
в
педагогике
искусства
:
так
называемое
, «
наблюдательное
учение
».
Данный
концепт
подразумевает
изменение
в
процессе
,
возникающем
вследствие
предметно
-
рефлективной
мотивации
,
которая
,
в
свою
очередь
,
инициирует
не
только
реакцию
на
внешнее
окружение
,
но
и
эксплицирует
эмпирическую
практику
,
что
позволяет
сформулировать
новую
музыкально
-
педагогическую
опцию
: «
влияй
на
ученика
как
можно
меньше
,
но
столько
–
сколько
нужно
» [8,
с
. 363].
Альфред
Гарриевич
Шнитке
считал
,
что
музыкальное
образование
является
генетически
необходимым
для
полноценного
умственного
труда
,
позволяющим
стать
человеку
разумным
(homo
sapiens);
это
незаменимый
фермент
общества
,
который
гарантирует
его
социальный
и
технический
прогресс
.
Базовая
плоскость
этого
концепта
находится
в формировании
-
ценностной
ориентации
субъекта
музыкального
образования
;
-
качественного
контента
;
-
новой образовательной платформы
.
Композитор
рассуждал
,
что
музыкально
-
эстетическое
позволяет
субъекту
полнее
и
глубже
рефлектировать
образовательный
процесс
и
познать
самого
себя
:
-
выявить
сущность
человека
,
заключающуюся
в
его
голографичности
;
-
развить
духовную надбиологическую
сферу
;
-
актуализировать
субъекта
в
целом
и
его
музыкальное
,
культурное
,
эстетическое
развитие
в
частности
.
Музыкально
-
эстетическое
отношение
к
миру
,
по
А
.
Г
.
Шнитке
,
выполняет
ряд
важных
функций
благодаря
применению
музыкально
-
педагогических
интевренций
:
-
регулирующую
функцию
между
системами
человек
-
человек
,
человек
-
природа
,
человек
-
общество
;
-
функцию
гармонизирующую
(
бессознание
–
подсознание
–
сознание
);
-
внутренних
и
внешних
процессов
и
проявлений
(
духовные
,
психические
,
ментальные
,
образовательные
).
Современная модель музыкального мышления
,
по
А
.
Г
.
Шнитке
,
представлена
двумя
разновидностями
:
а
)
нелинейная
«
трехшаговая
»
модель
:
исследование
-
конструкция
-
трансформация
;
б
)
четырехблочная
модель
:
созерцание
-
рефлексия
-
воображение
-
воспроизведение
.
С
помощью
развитого
музыкального
мышления
композитор
предлагал
ученикам
исследовать
,
обосновать
и
рефлектировать
свои
собственные
умозаключения
на
научно
-
музыкальном
и
этическом
уровнях
(
творчество
).
Музыкальное
исследование
было
введено
А
.
Г
.
Шнитке
в
поле
музыкально
-
дидактического
дискурса
.
Резюмируя
сказанное
,
отметим
,
что
Альфред
Гарриевич
Шнитке
всей
своей
музыкально
-
педагогической
деятельностью
стремился
-
к
созданию
благоприятных
условий
для
культурологического
и
прагматического
развития
личности
;
-
к
выработке
стратегии
музыкально
-
педагогической
работы
,
помогающей
развить
в
субъекте
индивидуальное
,
позволяющее
выстраивать
образовательную
траекторию
,
что
явилось