Table of Contents Table of Contents
Previous Page  106 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 106 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

105

неразрывности

временных

модусов

и

«

саморазвертывании

»

субъекта

[5,

с

. 38].

Феноменами

эстетической

философии

являются

две

стороны

музыкальной

действительности

:

с

одной

стороны

это

канонизация

,

экземплярность

,

интерпретация

музыкальных

объектов

;

с

другой

стороны

выработка

философской

наукой

актуальных

концептов

,

ценностных

установок

,

формирование

музыкально

-

эстетического

сознания

(

фаворитизация

поли

/

моноэстетичных

объектов

,

эмпирическое

фундирование

,

конструктивное

музыкальное

понимание

действительности

,

верификация

/

фальсификация причинно

-

следственных

связей музыкально

-

эстетической практики и др

.).

Восприятие

А

.

Г

.

Шнитке

некоторых

контекстуальных

феноменов

в

динамике

позволяет

ему

четко

очертить

их

границы

,

обозначить

геометрию

пространства

,

понять

траекторию

развития

музыки

,

поэтому

целью

музыкально

-

педагогических

интервенций

в

педагогике

искусства

является

становление

субъекта

посредством

музыкального

образования

в

свободе и для

свободы

.

Искусство

,

по

мнению

А

.

Г

.

Шнитке

,

уникально

.

Это

качество

выражается

в

свободе

от

канонов

и

трансформаций

,

регламентов

и

запретов

.

Искусство

способно

формировать

разностороннюю

личность

,

превращать

общественный

опыт

в

личный

(

благодаря

применению

музыкально

-

педагогических

интервенций

),

развивать

музыкально

-

эстетический

вкус

.

Композитор

считал

,

что

музыка

в

педагогике

искусства

является

медиумом

-

стабилизации личности

,

ее

социализации

;

-

свободы

познания мира и

его природы

;

-

конструктивных

альтернатив

;

-

продуктивной

игры

о

миропредставлении

в

музыкальном

дискурсе

(

в

образах

,

текстах

,

символах

) [8,

с

. 363].

Status

quo

педагогики

искусства

,

по

А

.

Г

.

Шнитке

,

заключается

в

развитии

незавершенного

музыкального

образа

с

открытым

будущим

,

что позволяет

-

применять

широкий

спектр

музыкально

-

педагогических

интервенций

для

герменевтического

анализа

текста

;

-

преодолевать

блокаду

музыкально

-

педагогической

теории

;

-

воспринимать

гетерогенность

музыкальных

концептов не первично

,

а

как переходный феномен

;

-

актуализировать

возникающий

неоинституционализм

в

педагогике

искусства

:

так

называемое

, «

наблюдательное

учение

».

Данный

концепт

подразумевает

изменение

в

процессе

,

возникающем

вследствие

предметно

-

рефлективной

мотивации

,

которая

,

в

свою

очередь

,

инициирует

не

только

реакцию

на

внешнее

окружение

,

но

и

эксплицирует

эмпирическую

практику

,

что

позволяет

сформулировать

новую

музыкально

-

педагогическую

опцию

: «

влияй

на

ученика

как

можно

меньше

,

но

столько

сколько

нужно

» [8,

с

. 363].

Альфред

Гарриевич

Шнитке

считал

,

что

музыкальное

образование

является

генетически

необходимым

для

полноценного

умственного

труда

,

позволяющим

стать

человеку

разумным

(homo

sapiens);

это

незаменимый

фермент

общества

,

который

гарантирует

его

социальный

и

технический

прогресс

.

Базовая

плоскость

этого

концепта

находится

в формировании

-

ценностной

ориентации

субъекта

музыкального

образования

;

-

качественного

контента

;

-

новой образовательной платформы

.

Композитор

рассуждал

,

что

музыкально

-

эстетическое

позволяет

субъекту

полнее

и

глубже

рефлектировать

образовательный

процесс

и

познать

самого

себя

:

-

выявить

сущность

человека

,

заключающуюся

в

его

голографичности

;

-

развить

духовную надбиологическую

сферу

;

-

актуализировать

субъекта

в

целом

и

его

музыкальное

,

культурное

,

эстетическое

развитие

в

частности

.

Музыкально

-

эстетическое

отношение

к

миру

,

по

А

.

Г

.

Шнитке

,

выполняет

ряд

важных

функций

благодаря

применению

музыкально

-

педагогических

интевренций

:

-

регулирующую

функцию

между

системами

человек

-

человек

,

человек

-

природа

,

человек

-

общество

;

-

функцию

гармонизирующую

(

бессознание

подсознание

сознание

);

-

внутренних

и

внешних

процессов

и

проявлений

(

духовные

,

психические

,

ментальные

,

образовательные

).

Современная модель музыкального мышления

,

по

А

.

Г

.

Шнитке

,

представлена

двумя

разновидностями

:

а

)

нелинейная

«

трехшаговая

»

модель

:

исследование

-

конструкция

-

трансформация

;

б

)

четырехблочная

модель

:

созерцание

-

рефлексия

-

воображение

-

воспроизведение

.

С

помощью

развитого

музыкального

мышления

композитор

предлагал

ученикам

исследовать

,

обосновать

и

рефлектировать

свои

собственные

умозаключения

на

научно

-

музыкальном

и

этическом

уровнях

(

творчество

).

Музыкальное

исследование

было

введено

А

.

Г

.

Шнитке

в

поле

музыкально

-

дидактического

дискурса

.

Резюмируя

сказанное

,

отметим

,

что

Альфред

Гарриевич

Шнитке

всей

своей

музыкально

-

педагогической

деятельностью

стремился

-

к

созданию

благоприятных

условий

для

культурологического

и

прагматического

развития

личности

;

-

к

выработке

стратегии

музыкально

-

педагогической

работы

,

помогающей

развить

в

субъекте

индивидуальное

,

позволяющее

выстраивать

образовательную

траекторию

,

что

явилось