Table of Contents Table of Contents
Previous Page  115 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 115 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

114

УДК

37.017.92,

ББК Ч

42 ©

Л

.

А

.

Лебедева

Л

.

А

.

Лебедева

ПСИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕ

C

КИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОБ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В

статье

рассматриваются

психолого

-

педагогические

особенности

формирования

представлений

об

идеале

личности

младших

школьников

,

предлагается

система

психолого

-

педагогических

рекомендаций

по

формированию

направленности

личности

детей

данной

возрастной

группы

.

Рассмотрение

проблемы

идеалов

человека

проводилось

в

системе

триады

«

личность

ценность

идеал

»,

опиралось

на

работы

отечественных

и

зарубежных философов

,

педагогов

и

психологов

в

данной

области

.

В

процессе

исследования

использовались

логико

-

теоретический

анализ

научной

литературы

по

проблеме

исследования

,

психодиагностические

методы

(

модифицированная

методика

«

Незаконченные

предложения

»

Сакса

-

Леви

,

ориентационная

анкета

Б

.

Басса

),

методы

математической

обработки

(

критерий

угловое

преобразование

Фишера

).

В

результате

исследования

рассмотрены

традиционные

методы

и

приемы

нравственного

воспитания

,

отмечены

основные факторы формирования

личностной

направленности

ребенка

(

особенности

воспитания

в

семье

,

особенности

взаимоотношений

ребенка

со

сверстниками

в

учебном

процессе

,

общая

специфика

развития

на

данном

возрастном

этапе

),

получены

данные

об

особенностях

представлений

об

идеале

личности

младших

школьников

,

проведен

сравнительный

анализ

идеалов

детей

-

жителей

г

.

Саранска

русской

и

мордовской

национальности

.

Научная

новизна

и

практическая

значимость

данной

работы

состоит

в

том

,

что

на

основе

проведенного

анализа

полученных

результатов

были

разработаны

рекомендации

по формированию

личностной

направленности

,

ценностных

ориентиров

и

идеалов

учащихся

,

предназначенных

как

для

педагогов

,

так

и

родителей

.

На

основе

полученных

данных

возможна

разработка

коррекционных

,

тренинговых

программ

как

по

развитию

у

детей

позитивного

ценностно

-

нравственного

мировоззрения

в

целом

,

так

и

по

формированию

отдельных

его

составляющих

,

например

,

идеалов

,

ценностей

.

Ключевые

слова

:

школьник

,

личность

,

направленность

,

идеалы

,

ценности

,

нравственность

,

развитие

,

воспитание

,

деятельность

,

педагог

,

семья

.

условиях

изменений

,

происходящих

в

современном

обществе

,

у

подрастающего

поколения

возникает

необходимость

самостоятельного

выбора

своих

ценностных

ориентиров

.

Отсутствие

способности

осуществлять

выбор

подлинных

идеалов

приводит

к

ценностной

дезориентации

детей

,

подростков

и

юношей

,

выбирающих

в

качестве

жизненных

оснований

мнимые

,

утилитарные

ценности

.

Поэтому

важнейшей

составляющей

школьного

образования

должно

являться

нравственное

развитие

личности

учащихся

,

что

обуславливает

необходимость

изучения

психолого

-

педагогических

особенностей

личности

,

познание

законов

формирования

личности

ребенка

ещё

в

младшем

школьном

возрасте

,

когда

начинается

активное

психологическое

развитие

за

счет

включения

в

мир

ребенка

новых

институтов

социализации

.

Под

понятием

«

идеал

»

понимается

форма

направленности

,

воплощённая

в

определённом

,

конкретном

образе

,

являющимся

воплощением

совершенства и образцом

высшей цели

в

стремлениях

индивида

[14,

с

. 243].

В

самом

общем

виде

,

идеал

то

,

что

составляет

высшую

цель

деятельности

,

стремлений

,

другое

значение

совершенное

воплощение

чего

-

нибудь

,

например

,

идеал

доброты

и

т

.

п

. [18,

с

. 452].

Идеалы

формируются

под

непосредственным

общественным

влиянием

.

Каждая

историческая

эпоха

имеет

свои

идеалы ‒

свой

идеальный

образ

человека

,

в

котором

время

и

среда

воплощают

наиболее

значимые

черты

.

Часто

в

качестве

идеала

выступает

историческая

личность

,

в

которой

эти черты

особенно

ярко

воплотились

.

Наличие

определенного

идеала

вносит

четкость

и

единство

в

направленность

личности

[21,

с

. 135].

Ценности

,

идеалы

,

ценностные

ориентации

важнейшая

характеристика

личности

человека

,

поскольку определяет

его

отношение

к

окружающему

миру

и

поведение

.

Формирование

ценностных

ориентаций

личности

длительный

и

сложный

процесс

.

На

нравственное

формирование

личности

оказывают

воздействие многие

социальные

условия

и

биологические

факторы

,

но

решающую

роль

в

этом

процессе

играют

педагогические

,

как

наиболее

управляемые

,

направленные

на

выработку

определенного

рода

отношений

[15,

с

. 123; 19,

с

. 53].

Поэтому

отдельно

хотелось

бы

остановиться

на

рассмотрении

вопроса

о

нравственном

воспитании

,

которое

может

выступать

фактором

формирования

идеалов

учащихся

начальной

школы

. «

Нравственное

воспитание

одна

из

важнейших

сторон

многогранного

процесса

становления

личности

,

освоение

индивидом

моральных

ценностей

,

выработка

им

нравственных

качеств

,

способности

ориентироваться

на

идеал

,

жить

согласно

принципам

,

нормам

и

правилам

морали

,

когда

убеждения

и

представления

о

должном

воплощаются

в

реальных

поступках и поведении

» [16,

с

. 67].

Согласно

теории

ориентации

личности

в

мире

ценностей

А

.

В

.

Кирьяковой

присвоением

ценностей

характеризуется

первая

фаза

процесса

ориентации

В