___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
114
УДК
37.017.92,
ББК Ч
42 ©
Л
.
А
.
Лебедева
Л
.
А
.
Лебедева
ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕ
C
КИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В
статье
рассматриваются
психолого
-
педагогические
особенности
формирования
представлений
об
идеале
личности
младших
школьников
,
предлагается
система
психолого
-
педагогических
рекомендаций
по
формированию
направленности
личности
детей
данной
возрастной
группы
.
Рассмотрение
проблемы
идеалов
человека
проводилось
в
системе
триады
«
личность
−
ценность
−
идеал
»,
опиралось
на
работы
отечественных
и
зарубежных философов
,
педагогов
и
психологов
в
данной
области
.
В
процессе
исследования
использовались
логико
-
теоретический
анализ
научной
литературы
по
проблеме
исследования
,
психодиагностические
методы
(
модифицированная
методика
«
Незаконченные
предложения
»
Сакса
-
Леви
,
ориентационная
анкета
Б
.
Басса
),
методы
математической
обработки
(
критерий
угловое
преобразование
Фишера
).
В
результате
исследования
рассмотрены
традиционные
методы
и
приемы
нравственного
воспитания
,
отмечены
основные факторы формирования
личностной
направленности
ребенка
(
особенности
воспитания
в
семье
,
особенности
взаимоотношений
ребенка
со
сверстниками
в
учебном
процессе
,
общая
специфика
развития
на
данном
возрастном
этапе
),
получены
данные
об
особенностях
представлений
об
идеале
личности
младших
школьников
,
проведен
сравнительный
анализ
идеалов
детей
-
жителей
г
.
Саранска
русской
и
мордовской
национальности
.
Научная
новизна
и
практическая
значимость
данной
работы
состоит
в
том
,
что
на
основе
проведенного
анализа
полученных
результатов
были
разработаны
рекомендации
по формированию
личностной
направленности
,
ценностных
ориентиров
и
идеалов
учащихся
,
предназначенных
как
для
педагогов
,
так
и
родителей
.
На
основе
полученных
данных
возможна
разработка
коррекционных
,
тренинговых
программ
как
по
развитию
у
детей
позитивного
ценностно
-
нравственного
мировоззрения
в
целом
,
так
и
по
формированию
отдельных
его
составляющих
,
например
,
идеалов
,
ценностей
.
Ключевые
слова
:
школьник
,
личность
,
направленность
,
идеалы
,
ценности
,
нравственность
,
развитие
,
воспитание
,
деятельность
,
педагог
,
семья
.
условиях
изменений
,
происходящих
в
современном
обществе
,
у
подрастающего
поколения
возникает
необходимость
самостоятельного
выбора
своих
ценностных
ориентиров
.
Отсутствие
способности
осуществлять
выбор
подлинных
идеалов
приводит
к
ценностной
дезориентации
детей
,
подростков
и
юношей
,
выбирающих
в
качестве
жизненных
оснований
мнимые
,
утилитарные
ценности
.
Поэтому
важнейшей
составляющей
школьного
образования
должно
являться
нравственное
развитие
личности
учащихся
,
что
обуславливает
необходимость
изучения
психолого
-
педагогических
особенностей
личности
,
познание
законов
формирования
личности
ребенка
ещё
в
младшем
школьном
возрасте
,
когда
начинается
активное
психологическое
развитие
за
счет
включения
в
мир
ребенка
новых
институтов
социализации
.
Под
понятием
«
идеал
»
понимается
форма
направленности
,
воплощённая
в
определённом
,
конкретном
образе
,
являющимся
воплощением
совершенства и образцом
высшей цели
в
стремлениях
индивида
[14,
с
. 243].
В
самом
общем
виде
,
идеал
−
то
,
что
составляет
высшую
цель
деятельности
,
стремлений
,
другое
значение
−
совершенное
воплощение
чего
-
нибудь
,
например
,
идеал
доброты
и
т
.
п
. [18,
с
. 452].
Идеалы
формируются
под
непосредственным
общественным
влиянием
.
Каждая
историческая
эпоха
имеет
свои
идеалы ‒
свой
идеальный
образ
человека
,
в
котором
время
и
среда
воплощают
наиболее
значимые
черты
.
Часто
в
качестве
идеала
выступает
историческая
личность
,
в
которой
эти черты
особенно
ярко
воплотились
.
Наличие
определенного
идеала
вносит
четкость
и
единство
в
направленность
личности
[21,
с
. 135].
Ценности
,
идеалы
,
ценностные
ориентации
−
важнейшая
характеристика
личности
человека
,
поскольку определяет
его
отношение
к
окружающему
миру
и
поведение
.
Формирование
ценностных
ориентаций
личности
−
длительный
и
сложный
процесс
.
На
нравственное
формирование
личности
оказывают
воздействие многие
социальные
условия
и
биологические
факторы
,
но
решающую
роль
в
этом
процессе
играют
педагогические
,
как
наиболее
управляемые
,
направленные
на
выработку
определенного
рода
отношений
[15,
с
. 123; 19,
с
. 53].
Поэтому
отдельно
хотелось
бы
остановиться
на
рассмотрении
вопроса
о
нравственном
воспитании
,
которое
может
выступать
фактором
формирования
идеалов
учащихся
начальной
школы
. «
Нравственное
воспитание
−
одна
из
важнейших
сторон
многогранного
процесса
становления
личности
,
освоение
индивидом
моральных
ценностей
,
выработка
им
нравственных
качеств
,
способности
ориентироваться
на
идеал
,
жить
согласно
принципам
,
нормам
и
правилам
морали
,
когда
убеждения
и
представления
о
должном
воплощаются
в
реальных
поступках и поведении
» [16,
с
. 67].
Согласно
теории
ориентации
личности
в
мире
ценностей
А
.
В
.
Кирьяковой
присвоением
ценностей
характеризуется
первая
фаза
процесса
ориентации
В