Table of Contents Table of Contents
Previous Page  105 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 105 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

104

Таблица

1

Индикаторы музыкальной креативности

Индикатор

Описание

Сила

выразительности

Оценка

экспрессивности

,

ее

влияние на

слушателя

Музыкальная

коммуникация

Аранжировка

,

импровизация

,

транспонирование

,

мелизматика

.

Ассоциативные

комбинации

различных

содержаний

Оценка

герменевтических

смыслов

(

комбинирование

различных

ассоциативных

идей

;

связь

отличных

содержаний

,

интерпретация

услышанного

).

Многозначность

музыкального

образа

Оценка

многозначности

символов

,

комплексности

идеи

,

ее

музыкальной

реализации

(

связь

содержательного и формального признаков

).

Разработка

музыкального

образа

Оценка

того

,

как

обучаемому

удалось

интерпретировать

реализацию

музыкального

образа

в произведении

.

Средства

музыкальной

выразительности

Агогика

,

динамика

,

гармония

.

Индивидуальный музыкальный

стиль

Оценка

того

,

как

обучаемому

удалась

интеграция

отдельных

аспектов

музыкального

занятия

в

канву исполняемого произведения

.

2.

Лексические

конструкции

,

концепты

,

клише

,

побуждающие

субъекта

образования

к

мыслительной

деятельности

,

рассуждению

,

дискуссии

;

Таблица

2

Список клише

Это музыка или

…?

Рупор

Интерпретация

услышанного

Это расширение

самосознания

?

Многообразие

Выражение чувств

Это общественное

табу

?

Культура

Возбуждение

внимания

Это

твоя

самореализация

?

Критика

Объяснение необъяснимого

Это

выражение

веры

?

Эмоция

Межкультурный

аспект

3.

Стилистические

средства

,

обеспечивающие

герменевтический

анализ

музыкального

текста

(

монограмма

,

система

символов

,

лейтинтонации

);

4.

Применяемые

методы

(

культурно

-

исторический

,

этнографический

,

исполнительский

и

др

.);

5.

Разнообразные

виды

анализа

-

морфологический

(

изучение

закономерностей

строения

и

внутренней

структуры

музыкального

произведения

);

-

причинно

-

следственный

(

рефлексия

мотивации

,

причин

,

социокультурного

контента

);

-

корреляционный

(

соотношение

сочиняемой

музыки

с

уровнем жизненного

опыта

,

эмоционально

-

волевой

сферой

,

развитием

эстетического

вкуса

);

6.

Рефлексия

музыкального

процесса

(

слушание

,

анализ

,

развитие

компетенций и пр

.).

Музыкально

-

педагогическая

интервенция

может

затрагивать

Анализ

предметных

концептов

(

трактовка

концепта

;

критика

концепта

;

история

возникновения

концепта и

т

.

д

.);

Иконологию

музыкального

произведения

(

изучение

мотива

,

положенного

в

основу

сюжета

,

стиля

,

жанра и др

.);

Изучение

семиотики

:

способность

а

)

анализировать музыкальные

тексты

;

б

)

обсуждать

вербальные

и

невербальные

тексты

;

в

)

комбинировать иконические

детали

;

г

)

генерировать

новые

музыкальные

тексты

и

т

.

д

.

Музыкальное

образование

,

являясь

частью

педагогики

искусства

,

детерминирует

,

по

мнению

А

.

Г

.

Шнитке

,

развитие

новых

тенденций

в

современных

музыкальных

процессах

[8,

с

. 362].

Педагогика

искусства

имеет

четырехкомпонентную

структуру

:

инкультурация

,

социализация

,

воспитание

,

образование

[2,

с

. 97].

В

бытийном плане педагогика искусства

это

формирование

личности и

ее идентичности

;

терапия

,

ведущая

к

улучшению

вку

-

са

,

музыкальной прегнантности

;

«

воспитательная

дистанция

»:

формирование

я

-

характера

,

этической

ответственности

,

сознания

сопричастности

к

универсуму

[7,

с

. 12].

Современное

музыкальное

образование

как

часть педагогики искусства

свидетель

-

расцвета

современного

ощущения

искусства

(

текст

это

не

только

музыкально

-

исторический

артефакт

,

но

и

всеобщая

аудиальная

тестовая

система

,

делающая

возможной

музыкально

-

культурную

коммуникацию

);

-

легитимности

музыкально

-

педагогических

дебатов

(

деятельность

по

выравниванию

педагогического

и

методического

ландшафтов

в

музыкальном

образовании

);

-

дальнейшей

эстетизации

музыкальной

культуры

(

соединение

эмоционального

,

рационального

,

интуиции

;

расширение

музыкально

-

эстетического

горизонта

субъекта

;

воспитание

музыкально

-

эстетического

вкуса

).

На

формирование

музыкально

-

философского

мировоззрения

А

.

Г

.

Шнитке

оказала

значительное

влияние

европейская

философия

.

Критически

-

конструктивная

рефлексия

музыкально

-

педагогических

процессов

позволяет

нам

выявить

их

истоки

.

Для

европейской

культуры

неоценимо

важное

значение

имеет

философия

искусства

Мартина

Хайдеггера

с

его

концепцией

о