___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
104
Таблица
1
Индикаторы музыкальной креативности
Индикатор
Описание
Сила
выразительности
Оценка
экспрессивности
,
ее
влияние на
слушателя
Музыкальная
коммуникация
Аранжировка
,
импровизация
,
транспонирование
,
мелизматика
.
Ассоциативные
комбинации
различных
содержаний
Оценка
герменевтических
смыслов
(
комбинирование
различных
ассоциативных
идей
;
связь
отличных
содержаний
,
интерпретация
услышанного
).
Многозначность
музыкального
образа
Оценка
многозначности
символов
,
комплексности
идеи
,
ее
музыкальной
реализации
(
связь
содержательного и формального признаков
).
Разработка
музыкального
образа
Оценка
того
,
как
обучаемому
удалось
интерпретировать
реализацию
музыкального
образа
в произведении
.
Средства
музыкальной
выразительности
Агогика
,
динамика
,
гармония
.
Индивидуальный музыкальный
стиль
Оценка
того
,
как
обучаемому
удалась
интеграция
отдельных
аспектов
музыкального
занятия
в
канву исполняемого произведения
.
2.
Лексические
конструкции
,
концепты
,
клише
,
побуждающие
субъекта
образования
к
мыслительной
деятельности
,
рассуждению
,
дискуссии
;
Таблица
2
Список клише
Это музыка или
…?
Рупор
Интерпретация
услышанного
Это расширение
самосознания
?
Многообразие
Выражение чувств
Это общественное
табу
?
Культура
Возбуждение
внимания
Это
твоя
самореализация
?
Критика
Объяснение необъяснимого
Это
выражение
веры
?
Эмоция
Межкультурный
аспект
3.
Стилистические
средства
,
обеспечивающие
герменевтический
анализ
музыкального
текста
(
монограмма
,
система
символов
,
лейтинтонации
);
4.
Применяемые
методы
(
культурно
-
исторический
,
этнографический
,
исполнительский
и
др
.);
5.
Разнообразные
виды
анализа
-
морфологический
(
изучение
закономерностей
строения
и
внутренней
структуры
музыкального
произведения
);
-
причинно
-
следственный
(
рефлексия
мотивации
,
причин
,
социокультурного
контента
);
-
корреляционный
(
соотношение
сочиняемой
музыки
с
уровнем жизненного
опыта
,
эмоционально
-
волевой
сферой
,
развитием
эстетического
вкуса
);
6.
Рефлексия
музыкального
процесса
(
слушание
,
анализ
,
развитие
компетенций и пр
.).
Музыкально
-
педагогическая
интервенция
может
затрагивать
•
Анализ
предметных
концептов
(
трактовка
концепта
;
критика
концепта
;
история
возникновения
концепта и
т
.
д
.);
•
Иконологию
музыкального
произведения
(
изучение
мотива
,
положенного
в
основу
сюжета
,
стиля
,
жанра и др
.);
•
Изучение
семиотики
:
способность
а
)
анализировать музыкальные
тексты
;
б
)
обсуждать
вербальные
и
невербальные
тексты
;
в
)
комбинировать иконические
детали
;
г
)
генерировать
новые
музыкальные
тексты
и
т
.
д
.
Музыкальное
образование
,
являясь
частью
педагогики
искусства
,
детерминирует
,
по
мнению
А
.
Г
.
Шнитке
,
развитие
новых
тенденций
в
современных
музыкальных
процессах
[8,
с
. 362].
Педагогика
искусства
имеет
четырехкомпонентную
структуру
:
инкультурация
,
социализация
,
воспитание
,
образование
[2,
с
. 97].
В
бытийном плане педагогика искусства
–
это
•
формирование
личности и
ее идентичности
;
•
терапия
,
ведущая
к
улучшению
вку
-
са
,
музыкальной прегнантности
;
•
«
воспитательная
дистанция
»:
формирование
я
-
характера
,
этической
ответственности
,
сознания
сопричастности
к
универсуму
[7,
с
. 12].
Современное
музыкальное
образование
как
часть педагогики искусства
–
свидетель
-
расцвета
современного
ощущения
искусства
(
текст
–
это
не
только
музыкально
-
исторический
артефакт
,
но
и
всеобщая
аудиальная
тестовая
система
,
делающая
возможной
музыкально
-
культурную
коммуникацию
);
-
легитимности
музыкально
-
педагогических
дебатов
(
деятельность
по
выравниванию
педагогического
и
методического
ландшафтов
в
музыкальном
образовании
);
-
дальнейшей
эстетизации
музыкальной
культуры
(
соединение
эмоционального
,
рационального
,
интуиции
;
расширение
музыкально
-
эстетического
горизонта
субъекта
;
воспитание
музыкально
-
эстетического
вкуса
).
На
формирование
музыкально
-
философского
мировоззрения
А
.
Г
.
Шнитке
оказала
значительное
влияние
европейская
философия
.
Критически
-
конструктивная
рефлексия
музыкально
-
педагогических
процессов
позволяет
нам
выявить
их
истоки
.
Для
европейской
культуры
неоценимо
важное
значение
имеет
философия
искусства
Мартина
Хайдеггера
с
его
концепцией
о