___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
40
они
находятся
:
государства
,
региона
,
предприятия
,
учреждения
.
Чаще
всего
данное
понятие
используется
применительно
к
коммерческим
организациям
,
однако
,
оно
может
относиться
и
к
некоммерческим
организациям
,
в
том
числе
создаваемых
и
в
форме
учреждений
.
Статус
и
особенности
гражданско
-
правового
положения
государственных
и
муниципальных
учреждений
регулируются
Федеральным
законом
№
7-
ФЗ
«
О
некоммерческих
организациях
»,
устанавливаются
формы
их
поддержки
органами
государственной
власти и местного
самоуправления
.
Е
.
В
.
Маркина
под
финансовыми
ресурсами
некоммерческих
организаций
понимает
совокупность
доходов
в
денежной
форме
,
накоплений
и
поступлений
,
которые
используются
в
целях
осуществления
и
расширения
деятельности
данных
организаций
[2,
с
. 90].
Иную
трактовку
понятия
формулирует
С
.
В
.
Барулин
,
подразумевая
под
финансовыми
ресурсами
некоммерческих
организаций
совокупность
денежных
поступлений
,
а
также
доходов
в
распоряжении
данных
организаций
,
используемых
в
целях
финансового
обеспечения
уставной
деятельности
[3,
с
. 530].
Финансовые
ресурсы
учреждений
,
в
особенности
,
бюджетных
,
актуально
рассматривать
в
связи
с
тем
,
что
данные
учреждения
являются
значимой
компонентой
государственного
сектора
,
поскольку
выполняет
одну
из
приоритетных функций
государства
:
функцию
по
оказанию
услуг
населению
,
которая
производится
в
общественно
-
значимых
сферах
деятельности
.
Возможность
и
степень
реализации
данной
функции
неразрывно
связана
с
финансовыми
ресурсами
,
которыми
обладает
учреждение
,
выявлением
оптимальных
источников
их
формирования
и
определением
рациональных
направлений
их
дальнейшего
использования
.
Поскольку
бюджетные
учреждения
являются
одним
из
типов
некоммерческих
организаций
,
на
наш
взгляд
,
целесообразно
относить
трактовку
финансовых
ресурсов
некоммерческих
организаций
и
к
бюджетным
учреждениям
,
однако
,
при
рассмотрении
понятия
«
финансовые
ресурсы
бюджетных
учреждений
»
необходимо
учитывать
особенности
функционирования
непосредственно
данного
учреждения
.
Так
,
под
финансовыми
ресурсами
бюджетных
учреждений
понимаются
денежные
средства
,
выделяемые
для
реализации
ряда
задач
,
обозначенных
учредителем
при
создании
учреждения
в
форме
субсидий
;
заёмные
средства
и
средства
от
деятельности
,
приносящей
доход
;
поступления
,
которые
предназначены
для
выполнения финансовых
обязательств
,
покрытия
как
текущих
затрат
,
так
и
затрат
,
непосредственно
связанных
с
функционированием
учреждения
.
Из
трактовки
понятия
следует
,
что
на
состав
источников
финансовых
ресурсов
оказывает
влияние
тип
учреждения
,
вид
деятельности
,
факт
преследования
прибыли
в
качестве
цели
деятельности
,
а
в
дальнейшем
использование
финансовых
ресурсов
производится
для
основной
цели
создания
учреждения
.
Источники
финансовых
ресурсов
,
а
также
принципы
их
формирования
и
дальнейшего
использования
зависят
от
вида
и
характера
предоставления
услуг
,
которые
оказываются
бюджетными
учреждениями
[2,
с
. 90].
Услуги
,
имеющие
статус
«
бесплатных
услуг
»
и
оказываемые
бюджетными
учреждениями
,
направлены
на
удовлетворение
общественных
потребностей
в
индивидуальной
форме
:
данные
потребности
обладают
существенной
социальной
значимостью
,
их
удовлетворение
ведет
к
обеспечению
реализации
важнейших
прав
человека
(
охрана
здоровья
,
пользование
культурными
ценностями
,
образование
).
Использование
исключительно
платной формы
оказания
услуг
по
отношению
к
гражданам
привело
бы
к
ограничению
потребления
данных
услуг
и
повысило
недоступность
к
ним
отдельных
слоёв
населения
.
В
связи
с
чем
,
частичное
государственное
финансирование
позволяет
максимально
приблизить
к
достижению
социальной
справедливости
в
рамках
доступности
важнейших
услуг
гражданам
независимо
от
уровня их
дохода
.
Следует
отметить
,
что
существуют
базовые
и
ведомственные
перечни
услуг
.
Порядок
формирования
и
ведения
базовых
перечней
государственных
и
муниципальных
услуг
и
работ
устанавливается Правительством
РФ
.
В
соответствии
с
базовыми
ведутся
ведомственные
перечни
,
порядок
формирования
которых
устанавливается
высшими
исполнительными
органами
государственной
власти
субъектов
РФ
в
случае
,
если
работы
или
услуги
оказываются
государственными
учреждениями
субъектов РФ
[1].
Исходя
из
характера
предоставления
услуг
,
можно
выделить
принципы
формирования
(
и
использования
)
финансовых
ресурсов
бюджетных
учреждений
[2,
с
. 93]:
-
отказ
от
финансирования
содержания
учреждения
в
рамках
сметы
и
финансирование
услуг
за
счёт
субсидий
;
-
формирование
финансовых
ресурсов
,
в
том
числе
и
за
счёт
доходов
от
предпринимательской
деятельности
;
-
формирование
выручки
от
предпринимательской
деятельности
в
зависимости
от
количества
услуг и цен на
услуги
;
-
самостоятельность
в
распределении
финансовых
ресурсов
в
рамках
приносящей
доход
деятельности по
направлениям их использования
.
Одной
из
важнейших
особенностей
финансового
обеспечения
бюджетных
учреждений
служит
финансирование
услуг
путём
предоставления
субсидии
в
целях
выполнения
государственного
задания
,
формируемого
учредителем
.
Расчёт
объёма
финансового
обеспечения
выполнения
задания
производится
на
базе