Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

40

они

находятся

:

государства

,

региона

,

предприятия

,

учреждения

.

Чаще

всего

данное

понятие

используется

применительно

к

коммерческим

организациям

,

однако

,

оно

может

относиться

и

к

некоммерческим

организациям

,

в

том

числе

создаваемых

и

в

форме

учреждений

.

Статус

и

особенности

гражданско

-

правового

положения

государственных

и

муниципальных

учреждений

регулируются

Федеральным

законом

7-

ФЗ

«

О

некоммерческих

организациях

»,

устанавливаются

формы

их

поддержки

органами

государственной

власти и местного

самоуправления

.

Е

.

В

.

Маркина

под

финансовыми

ресурсами

некоммерческих

организаций

понимает

совокупность

доходов

в

денежной

форме

,

накоплений

и

поступлений

,

которые

используются

в

целях

осуществления

и

расширения

деятельности

данных

организаций

[2,

с

. 90].

Иную

трактовку

понятия

формулирует

С

.

В

.

Барулин

,

подразумевая

под

финансовыми

ресурсами

некоммерческих

организаций

совокупность

денежных

поступлений

,

а

также

доходов

в

распоряжении

данных

организаций

,

используемых

в

целях

финансового

обеспечения

уставной

деятельности

[3,

с

. 530].

Финансовые

ресурсы

учреждений

,

в

особенности

,

бюджетных

,

актуально

рассматривать

в

связи

с

тем

,

что

данные

учреждения

являются

значимой

компонентой

государственного

сектора

,

поскольку

выполняет

одну

из

приоритетных функций

государства

:

функцию

по

оказанию

услуг

населению

,

которая

производится

в

общественно

-

значимых

сферах

деятельности

.

Возможность

и

степень

реализации

данной

функции

неразрывно

связана

с

финансовыми

ресурсами

,

которыми

обладает

учреждение

,

выявлением

оптимальных

источников

их

формирования

и

определением

рациональных

направлений

их

дальнейшего

использования

.

Поскольку

бюджетные

учреждения

являются

одним

из

типов

некоммерческих

организаций

,

на

наш

взгляд

,

целесообразно

относить

трактовку

финансовых

ресурсов

некоммерческих

организаций

и

к

бюджетным

учреждениям

,

однако

,

при

рассмотрении

понятия

«

финансовые

ресурсы

бюджетных

учреждений

»

необходимо

учитывать

особенности

функционирования

непосредственно

данного

учреждения

.

Так

,

под

финансовыми

ресурсами

бюджетных

учреждений

понимаются

денежные

средства

,

выделяемые

для

реализации

ряда

задач

,

обозначенных

учредителем

при

создании

учреждения

в

форме

субсидий

;

заёмные

средства

и

средства

от

деятельности

,

приносящей

доход

;

поступления

,

которые

предназначены

для

выполнения финансовых

обязательств

,

покрытия

как

текущих

затрат

,

так

и

затрат

,

непосредственно

связанных

с

функционированием

учреждения

.

Из

трактовки

понятия

следует

,

что

на

состав

источников

финансовых

ресурсов

оказывает

влияние

тип

учреждения

,

вид

деятельности

,

факт

преследования

прибыли

в

качестве

цели

деятельности

,

а

в

дальнейшем

использование

финансовых

ресурсов

производится

для

основной

цели

создания

учреждения

.

Источники

финансовых

ресурсов

,

а

также

принципы

их

формирования

и

дальнейшего

использования

зависят

от

вида

и

характера

предоставления

услуг

,

которые

оказываются

бюджетными

учреждениями

[2,

с

. 90].

Услуги

,

имеющие

статус

«

бесплатных

услуг

»

и

оказываемые

бюджетными

учреждениями

,

направлены

на

удовлетворение

общественных

потребностей

в

индивидуальной

форме

:

данные

потребности

обладают

существенной

социальной

значимостью

,

их

удовлетворение

ведет

к

обеспечению

реализации

важнейших

прав

человека

(

охрана

здоровья

,

пользование

культурными

ценностями

,

образование

).

Использование

исключительно

платной формы

оказания

услуг

по

отношению

к

гражданам

привело

бы

к

ограничению

потребления

данных

услуг

и

повысило

недоступность

к

ним

отдельных

слоёв

населения

.

В

связи

с

чем

,

частичное

государственное

финансирование

позволяет

максимально

приблизить

к

достижению

социальной

справедливости

в

рамках

доступности

важнейших

услуг

гражданам

независимо

от

уровня их

дохода

.

Следует

отметить

,

что

существуют

базовые

и

ведомственные

перечни

услуг

.

Порядок

формирования

и

ведения

базовых

перечней

государственных

и

муниципальных

услуг

и

работ

устанавливается Правительством

РФ

.

В

соответствии

с

базовыми

ведутся

ведомственные

перечни

,

порядок

формирования

которых

устанавливается

высшими

исполнительными

органами

государственной

власти

субъектов

РФ

в

случае

,

если

работы

или

услуги

оказываются

государственными

учреждениями

субъектов РФ

[1].

Исходя

из

характера

предоставления

услуг

,

можно

выделить

принципы

формирования

(

и

использования

)

финансовых

ресурсов

бюджетных

учреждений

[2,

с

. 93]:

-

отказ

от

финансирования

содержания

учреждения

в

рамках

сметы

и

финансирование

услуг

за

счёт

субсидий

;

-

формирование

финансовых

ресурсов

,

в

том

числе

и

за

счёт

доходов

от

предпринимательской

деятельности

;

-

формирование

выручки

от

предпринимательской

деятельности

в

зависимости

от

количества

услуг и цен на

услуги

;

-

самостоятельность

в

распределении

финансовых

ресурсов

в

рамках

приносящей

доход

деятельности по

направлениям их использования

.

Одной

из

важнейших

особенностей

финансового

обеспечения

бюджетных

учреждений

служит

финансирование

услуг

путём

предоставления

субсидии

в

целях

выполнения

государственного

задания

,

формируемого

учредителем

.

Расчёт

объёма

финансового

обеспечения

выполнения

задания

производится

на

базе