Table of Contents Table of Contents
Previous Page  103 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 103 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

102

УДК

37.01,

ББК

70 ©

В

.

А

.

Березовская

В

.

А

.

Березовская

ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИНТЕРВЕНЦИЙ

В

статье

с

позиции

герменевтического

и

аксиологического

подходов

решается

задача

выявления

целого

спектра

музыкально

-

педагогических

интервенций

,

используемых

в

полистилистической

концепции

композитора

и

педагога

Альфреда

Гарриевича

Шнитке

,

равнозначно

трансформирующей

музыкальное

произведение

и

его

стиль

,

привносящей

в

музыку

историко

-

культурное

измерение

,

делающей

музыкальное

произведение

многоэффективным

аппаратом

научной

рефлексии

музыкальной

культуры

.

Целью

работы

является

рассмотрение

и

анализ

данной

концепции

композитора

на

материале

музыкально

-

педагогических

интервенций

,

применяемых

в

современном

музыкальном

образовании

.

К

используемым

методам

относятся

культурно

-

исторический

,

этнографический

,

исполнительский

и

др

.

Результатом

разработанной

методики

является

выработка

стратегии

музыкально

-

педагогической

работы

,

позволяющей

грамотно

выстроить

образовательную

траекторию

;

создание

благоприятных

условий

для

всестороннего

и

гармонического

развития

личности

субъекта

образовательного

процесса

.

Полученные

результаты

могут

быть

применены

в

музыкально

-

педагогическом

образовании

,

педагогике

искусства

,

искусствоведении

,

музыковедении

и

т

.

д

.

Автор

статьи

пришел

к

следующим

выводам

:

Альфред Гарриевич Шнитке

внес

огромный

вклад

в музыкально

-

педагогическое

образование

,

предвосхитив

появление

компетентностного

подхода

,

а

также

активно

применяя

герменевтический

подход

,

позволяющий

субъекту

познать тайные

глубинные

смыслы

и философию

музыкального

произведения

;

он

стремился

создать

благоприятные

условия

для

культурологического

и

прагматического

развития

целостной

личности

,

особое

место

уделяя

ее

индивидуальности

;

Альфред

Гарриевич Шнитке

пытался

создать

природосообразные

условия

для музыкального

образования

,

являющегося

необходимым

на

генетическом

уровне

для

полноценного

умственного

труда

субъекта

,

позволяющего

стать

человеком

разумным

(homo sapiens);

он

расширил

спектр

музыкально

-

педагогических

интервенций

,

необходимых

для

дальнейшего

социогенеза

личности

.

Ключевые

слова

:

полистилистика

,

музыкальное

образование

,

интервенция

,

инкультурация

,

индикаторы

креативности

,

музыкальная прегнантность

,

дискурс

,

медиум

.

настоящее

время

различные

категории

полистилистики

приобретают

новую

интерпретацию

.

Свежее

прочтение

не

отменяет

прежних

ориентиров

,

но

предполагает

иной

ракурс

рассмотрения

.

В

полистилистике

преимущественно

музыкальными

средствами

проявляются

все

ведущие

аксиомы

постмодерна

:

нашумевшая

цитатность

,

максима

иерархичности

,

соотношение

разнообразных

культурных

кодов

,

историческая

симультантность

и

диалогизм

.

Явление

полистилистики

не

стоит

на

месте

,

а

заметно

эволюционирует

:

от

шокового

,

коллажного

соотнесения

с

ярко

выраженными

языковыми

пластами

к

первоначальному

синтетическому

музыкальному

мышлению

,

в

котором

различные

музыкальные

элементы

являются

единым

целым

.

Концепт

«

полистилистика

»

вошел

в

научно

-

педагогический

и

музыковедческий

тезаурус

благодаря

известному

советскому

и

российскому

композитору

,

педагогу

-

теоретику

Альфреду

Гарриевичу

Шнитке

реформатору

музыкальной

культуры

XX

столетия

[6,

с

. 92].

Термин

«

полистилистика

»

был

впервые

озвучен

А

.

Г

.

Шнитке

на

Международном

музыкальном

конгрессе

в Москве

,

где

он

выступил

с

докладом

«

Полистилистические

тенденции

в

современной

музыке

» [4,

с

. 143].

Доклад

стал

стилистическим

манифестом

музыки

не

только

А

.

Г

.

Шнитке

,

но

и

целого

поколения

российских

композиторов

XX

века

.

Полистилистическая

концепция

А

.

Г

.

Шнитке

предполагает

равнозначную

трансформацию

музыкального

произведения

и

его

стиля

,

превнося

в

музыку

историко

-

культурное

измерение

.

Использование

полистилистических

приемов

в

музыкальном

содержании

делает

его

многоэффективным

аппаратом

художественной

рефлексии музыкальной

культуры

.

Вновь

появлявшийся

музыкальный

стиль

А

.

Г

.

Шнитке

вступал

в

негласный

диалог

с

уже

устоявшимися

стилями

,

принимая

от

них

одни

духовные

ценности

и

оспаривая

другие

.

Полистилистика

придала

этому

диалогу

новый

дискурс

,

характеризовавшийся

креолизацией

языков

:

континуального

и

дискретного

,

что

для

современной

музыкальной

культуры

было

новаторской

технологией

,

предвосхищавшей

появление

компетентностного подхода

.

Будучи

преподавателем

Московской

консерватории

,

а

позже

и

Гамбургской

высшей

школы

музыки

,

А

.

Г

.

Шнитке

разработал

компетентностный

подход

в

музыкальном

образовании

,

акцентирующий

внимание

на

конечном

результате

образования

,

когда

основным

критерием

усвоения

информации

является

выработка

навыка

и

способности

действовать

в

различных

проблемных

ситуациях

.

Набор

ситуаций

,

по мнению А

.

Г

.

Шнитке

,

зависит

от

применения

музыкально

-

педагогических

интервенций

,

способствующих

поиску

и

определению

места

человека

в

мире

;

познанию

В