___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
102
УДК
37.01,
ББК
70 ©
В
.
А
.
Березовская
В
.
А
.
Березовская
ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИНТЕРВЕНЦИЙ
В
статье
с
позиции
герменевтического
и
аксиологического
подходов
решается
задача
выявления
целого
спектра
музыкально
-
педагогических
интервенций
,
используемых
в
полистилистической
концепции
композитора
и
педагога
Альфреда
Гарриевича
Шнитке
,
равнозначно
трансформирующей
музыкальное
произведение
и
его
стиль
,
привносящей
в
музыку
историко
-
культурное
измерение
,
делающей
музыкальное
произведение
многоэффективным
аппаратом
научной
рефлексии
музыкальной
культуры
.
Целью
работы
является
рассмотрение
и
анализ
данной
концепции
композитора
на
материале
музыкально
-
педагогических
интервенций
,
применяемых
в
современном
музыкальном
образовании
.
К
используемым
методам
относятся
культурно
-
исторический
,
этнографический
,
исполнительский
и
др
.
Результатом
разработанной
методики
является
выработка
стратегии
музыкально
-
педагогической
работы
,
позволяющей
грамотно
выстроить
образовательную
траекторию
;
создание
благоприятных
условий
для
всестороннего
и
гармонического
развития
личности
субъекта
образовательного
процесса
.
Полученные
результаты
могут
быть
применены
в
музыкально
-
педагогическом
образовании
,
педагогике
искусства
,
искусствоведении
,
музыковедении
и
т
.
д
.
Автор
статьи
пришел
к
следующим
выводам
:
Альфред Гарриевич Шнитке
внес
огромный
вклад
в музыкально
-
педагогическое
образование
,
предвосхитив
появление
компетентностного
подхода
,
а
также
активно
применяя
герменевтический
подход
,
позволяющий
субъекту
познать тайные
глубинные
смыслы
и философию
музыкального
произведения
;
он
стремился
создать
благоприятные
условия
для
культурологического
и
прагматического
развития
целостной
личности
,
особое
место
уделяя
ее
индивидуальности
;
Альфред
Гарриевич Шнитке
пытался
создать
природосообразные
условия
для музыкального
образования
,
являющегося
необходимым
на
генетическом
уровне
для
полноценного
умственного
труда
субъекта
,
позволяющего
стать
человеком
разумным
(homo sapiens);
он
расширил
спектр
музыкально
-
педагогических
интервенций
,
необходимых
для
дальнейшего
социогенеза
личности
.
Ключевые
слова
:
полистилистика
,
музыкальное
образование
,
интервенция
,
инкультурация
,
индикаторы
креативности
,
музыкальная прегнантность
,
дискурс
,
медиум
.
настоящее
время
различные
категории
полистилистики
приобретают
новую
интерпретацию
.
Свежее
прочтение
не
отменяет
прежних
ориентиров
,
но
предполагает
иной
ракурс
рассмотрения
.
В
полистилистике
преимущественно
музыкальными
средствами
проявляются
все
ведущие
аксиомы
постмодерна
:
нашумевшая
цитатность
,
максима
иерархичности
,
соотношение
разнообразных
культурных
кодов
,
историческая
симультантность
и
диалогизм
.
Явление
полистилистики
не
стоит
на
месте
,
а
заметно
эволюционирует
:
от
шокового
,
коллажного
соотнесения
с
ярко
выраженными
языковыми
пластами
–
к
первоначальному
синтетическому
музыкальному
мышлению
,
в
котором
различные
музыкальные
элементы
являются
единым
целым
.
Концепт
«
полистилистика
»
вошел
в
научно
-
педагогический
и
музыковедческий
тезаурус
благодаря
известному
советскому
и
российскому
композитору
,
педагогу
-
теоретику
Альфреду
Гарриевичу
Шнитке
–
реформатору
музыкальной
культуры
XX
столетия
[6,
с
. 92].
Термин
«
полистилистика
»
был
впервые
озвучен
А
.
Г
.
Шнитке
на
Международном
музыкальном
конгрессе
в Москве
,
где
он
выступил
с
докладом
«
Полистилистические
тенденции
в
современной
музыке
» [4,
с
. 143].
Доклад
стал
стилистическим
манифестом
музыки
не
только
А
.
Г
.
Шнитке
,
но
и
целого
поколения
российских
композиторов
XX
века
.
Полистилистическая
концепция
А
.
Г
.
Шнитке
предполагает
равнозначную
трансформацию
музыкального
произведения
и
его
стиля
,
превнося
в
музыку
историко
-
культурное
измерение
.
Использование
полистилистических
приемов
в
музыкальном
содержании
делает
его
многоэффективным
аппаратом
художественной
рефлексии музыкальной
культуры
.
Вновь
появлявшийся
музыкальный
стиль
А
.
Г
.
Шнитке
вступал
в
негласный
диалог
с
уже
устоявшимися
стилями
,
принимая
от
них
одни
духовные
ценности
и
оспаривая
другие
.
Полистилистика
придала
этому
диалогу
новый
дискурс
,
характеризовавшийся
креолизацией
языков
:
континуального
и
дискретного
,
что
для
современной
музыкальной
культуры
было
новаторской
технологией
,
предвосхищавшей
появление
компетентностного подхода
.
Будучи
преподавателем
Московской
консерватории
,
а
позже
и
Гамбургской
высшей
школы
музыки
,
А
.
Г
.
Шнитке
разработал
компетентностный
подход
в
музыкальном
образовании
,
акцентирующий
внимание
на
конечном
результате
образования
,
когда
основным
критерием
усвоения
информации
является
выработка
навыка
и
способности
действовать
в
различных
проблемных
ситуациях
.
Набор
ситуаций
,
по мнению А
.
Г
.
Шнитке
,
зависит
от
применения
музыкально
-
педагогических
интервенций
,
способствующих
поиску
и
определению
места
человека
в
мире
;
познанию
В