

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
134
В
качестве
основного
метода
исследования
применялось наблюдение
.
Организация
исследования
.
Для
достижения
поставленной
цели
мы
провели
исследование
на
базе
БДОУ
г
.
Омска
«
Детский
сад №
119»,
в
котором
при
-
няли
участие
дети
старшего
дошкольного
возраста
в
количестве
120
человек
.
М
.
Н
.
Дедулевич
и
В
.
А
.
Шишкина
справедли
-
во
замечают
,
что
оценка
только
лишь
физической
подготовленности
не
позволяет
получить
полную
объективную
картину
двигательного
развития
до
-
школьника
[2].
Поэтому
на
сегодняшний
день
необ
-
ходимы
иные
методы
оценки
,
позволяющие
учиты
-
вать
личностные
,
индивидуальные
возможности
ре
-
бёнка
в
двигательной
деятельности
и
соответствую
-
щие
современным
концепциям
и
парадигмам
образо
-
вания
.
Учитывая
это
,
мы
воспользовались
авторской
методикой
,
разработанной
М
.
Н
.
Дедулевич
и
В
.
А
.
Шишкиной
[2].
Авторы
рассматривают
физиче
-
скую
подготовленность
не
как
самоцель
,
а
как
ре
-
зультат
оптимизации
двигательного
поведения
.
Предложенная
ими
методика
направлена
на
выявле
-
ние
разнообразия
и
качества
движений
детей
в
само
-
стоятельной
деятельности
.
Методика
также
позволяет
оценить
эмоциональное
состояние
детей
,
наличие
«
ситуаций
успеха
»,
степень
общения
в
условиях
са
-
мостоятельной
двигательной
деятельности
.
Учитывая
цель
и
задачи
нашего
исследования
,
мы модифициро
-
вали
методику
,
исключив
компонент
«
Эмоциональ
-
ное
состояние
».
Методика
исследования
.
Детям
предлагалось
самостоятельно
показать
как
можно
больше
различ
-
ных
движений
с
хорошо
знакомыми
пособиями
(
мяч
,
обруч
,
скакалка
).
Количество
предметов
совпадало
с
количеством
детей
.
Наблюдение
за
детьми
осуществ
-
лялось
индивидуально
в
течение
15
мин
.
В
протоколе
наблюдения
фиксировались
виды
и
характер
движе
-
ний
,
а
также
характер
взаимодействия
детей
друг
с
другом
.
К преимуществам методики
следует
отнести
:
-
доступность
и
простота
использования
на
практике
;
-
экономичность
во
времени проведения
;
-
информативность по нескольким
критериям
.
Анализ
и
оценка
результатов
наблюдения
про
-
изводились по
следующим
критериям
:
1.
Разнообразие
движений
.
2.
Взаимодействие
со
сверстниками
.
3.
Уровень
самостоятельного
двигательного
опыта
.
4.
Уровень
общения
.
В
результате
наблюдения
подсчитывалось
ко
-
личество
выполненных
детьми
видов
движений
,
ана
-
лизировались
способы их
выполнения
.
Результаты исследования
За
предложенное
время
дети
демонстрировали
в
среднем
по
12
видов
движений
.
В
основном
дети
выполняли
хорошо
освоенные
движения
(
например
:
бросание
и
ловля
мяча
,
катание
мяча
и
обруча
,
вра
-
щение
обруча
,
прыжки
со
скакалкой
,
вращение
ска
-
калки
).
Исследование
разнообразия
и
качества
дви
-
жений
дошкольников
в
самостоятельной
двигатель
-
ной
деятельности
показало
,
что
они
способны
демон
-
стрировать
простые
и
сложные
движения
,
освоенные
в
процессе
целенаправленного
обучения
двигатель
-
ным
действиям
.
Кроме
того
,
выяснилось
,
что
испы
-
туемые
проявляют
творчество
в
движениях
.
Двига
-
тельное
творчество
проявлялось
в
комбинировании
двигательных
действий
,
сочетании
простых
и
слож
-
ных
движений
,
одновременном
использовании
раз
-
ных
пособий
(
например
,
обруча
и
мяча
),
нахождении
новых
способов
выполнения
двигательных действий
.
В
связи
с
тем
,
что
в
процессе
освоения
двига
-
тельных
навыков
ребёнок
участвует
в
совместной
деятельности
с
окружающими
,
нами
оценивалось
также
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
.
Оказалось
,
что
лишь
незначительная
часть
детей
(26,7%)
выполняла
движения
совместно
со
сверстни
-
ками
,
моделируя
при
этом
совместную
деятельность
(
рис
. 1).
Большинство
детей
выполняли
движения
,
подражая
сверстникам
(50%),
но
при
этом
не
наблю
-
далось
совместного
выполнения
упражнений
.
Твор
-
чество
в
движениях
(
без
попыток
копировать
движе
-
ния
других
)
продемонстрировали
23,3%
наблюдае
-
мых
.
Не
взаимодействуя
со
сверстниками
,
эти
дети
выполняли
задание
индивидуально
.
Они
демонстри
-
ровали
сочетание
простых
и
сложных
движений
(
бро
-
сание
и
ловля
мяча
с
хлопками
,
катание
мяча
по
об
-
ручу
,
по
скакалке
как
по
шнуру
,
разложенному
на
полу
,
прыжки
через
мяч
,
скакалку
,
разложенную
на
полу
,
вращение
обруча
на
полу
и
бег
вокруг
него
и
т
.
д
.).