Table of Contents Table of Contents
Previous Page  135 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 135 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

134

В

качестве

основного

метода

исследования

применялось наблюдение

.

Организация

исследования

.

Для

достижения

поставленной

цели

мы

провели

исследование

на

базе

БДОУ

г

.

Омска

«

Детский

сад №

119»,

в

котором

при

-

няли

участие

дети

старшего

дошкольного

возраста

в

количестве

120

человек

.

М

.

Н

.

Дедулевич

и

В

.

А

.

Шишкина

справедли

-

во

замечают

,

что

оценка

только

лишь

физической

подготовленности

не

позволяет

получить

полную

объективную

картину

двигательного

развития

до

-

школьника

[2].

Поэтому

на

сегодняшний

день

необ

-

ходимы

иные

методы

оценки

,

позволяющие

учиты

-

вать

личностные

,

индивидуальные

возможности

ре

-

бёнка

в

двигательной

деятельности

и

соответствую

-

щие

современным

концепциям

и

парадигмам

образо

-

вания

.

Учитывая

это

,

мы

воспользовались

авторской

методикой

,

разработанной

М

.

Н

.

Дедулевич

и

В

.

А

.

Шишкиной

[2].

Авторы

рассматривают

физиче

-

скую

подготовленность

не

как

самоцель

,

а

как

ре

-

зультат

оптимизации

двигательного

поведения

.

Предложенная

ими

методика

направлена

на

выявле

-

ние

разнообразия

и

качества

движений

детей

в

само

-

стоятельной

деятельности

.

Методика

также

позволяет

оценить

эмоциональное

состояние

детей

,

наличие

«

ситуаций

успеха

»,

степень

общения

в

условиях

са

-

мостоятельной

двигательной

деятельности

.

Учитывая

цель

и

задачи

нашего

исследования

,

мы модифициро

-

вали

методику

,

исключив

компонент

«

Эмоциональ

-

ное

состояние

».

Методика

исследования

.

Детям

предлагалось

самостоятельно

показать

как

можно

больше

различ

-

ных

движений

с

хорошо

знакомыми

пособиями

(

мяч

,

обруч

,

скакалка

).

Количество

предметов

совпадало

с

количеством

детей

.

Наблюдение

за

детьми

осуществ

-

лялось

индивидуально

в

течение

15

мин

.

В

протоколе

наблюдения

фиксировались

виды

и

характер

движе

-

ний

,

а

также

характер

взаимодействия

детей

друг

с

другом

.

К преимуществам методики

следует

отнести

:

-

доступность

и

простота

использования

на

практике

;

-

экономичность

во

времени проведения

;

-

информативность по нескольким

критериям

.

Анализ

и

оценка

результатов

наблюдения

про

-

изводились по

следующим

критериям

:

1.

Разнообразие

движений

.

2.

Взаимодействие

со

сверстниками

.

3.

Уровень

самостоятельного

двигательного

опыта

.

4.

Уровень

общения

.

В

результате

наблюдения

подсчитывалось

ко

-

личество

выполненных

детьми

видов

движений

,

ана

-

лизировались

способы их

выполнения

.

Результаты исследования

За

предложенное

время

дети

демонстрировали

в

среднем

по

12

видов

движений

.

В

основном

дети

выполняли

хорошо

освоенные

движения

(

например

:

бросание

и

ловля

мяча

,

катание

мяча

и

обруча

,

вра

-

щение

обруча

,

прыжки

со

скакалкой

,

вращение

ска

-

калки

).

Исследование

разнообразия

и

качества

дви

-

жений

дошкольников

в

самостоятельной

двигатель

-

ной

деятельности

показало

,

что

они

способны

демон

-

стрировать

простые

и

сложные

движения

,

освоенные

в

процессе

целенаправленного

обучения

двигатель

-

ным

действиям

.

Кроме

того

,

выяснилось

,

что

испы

-

туемые

проявляют

творчество

в

движениях

.

Двига

-

тельное

творчество

проявлялось

в

комбинировании

двигательных

действий

,

сочетании

простых

и

слож

-

ных

движений

,

одновременном

использовании

раз

-

ных

пособий

(

например

,

обруча

и

мяча

),

нахождении

новых

способов

выполнения

двигательных действий

.

В

связи

с

тем

,

что

в

процессе

освоения

двига

-

тельных

навыков

ребёнок

участвует

в

совместной

деятельности

с

окружающими

,

нами

оценивалось

также

умение

взаимодействовать

со

сверстниками

.

Оказалось

,

что

лишь

незначительная

часть

детей

(26,7%)

выполняла

движения

совместно

со

сверстни

-

ками

,

моделируя

при

этом

совместную

деятельность

(

рис

. 1).

Большинство

детей

выполняли

движения

,

подражая

сверстникам

(50%),

но

при

этом

не

наблю

-

далось

совместного

выполнения

упражнений

.

Твор

-

чество

в

движениях

(

без

попыток

копировать

движе

-

ния

других

)

продемонстрировали

23,3%

наблюдае

-

мых

.

Не

взаимодействуя

со

сверстниками

,

эти

дети

выполняли

задание

индивидуально

.

Они

демонстри

-

ровали

сочетание

простых

и

сложных

движений

(

бро

-

сание

и

ловля

мяча

с

хлопками

,

катание

мяча

по

об

-

ручу

,

по

скакалке

как

по

шнуру

,

разложенному

на

полу

,

прыжки

через

мяч

,

скакалку

,

разложенную

на

полу

,

вращение

обруча

на

полу

и

бег

вокруг

него

и

т

.

д

.).