

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
136
Рис
. 3.
Уровень
общения
детей
старшего
дошкольного
возраста
при
выполнении
движений
Высокий
уровень
общения
выявлен
лишь
у
21,7%
испытуемых
.
Он
характеризуется
активностью
ребёнка
во
взаимодействии
со
сверстниками
.
При
выполнении физических
упражнений
дети
с
высоким
уровнем
общения
пытаются
учить
других
тем
двига
-
тельным
действиям
,
которые
успешно
выполняют
сами
.
Средний
уровень
общения
выявлен
у
43,3%
испытуемых
.
Эти
дети
при
выполнении
двигательных
действий
пытаются
обратить
на
себя
внимание
свер
-
стников
,
дать им
совет
.
Треть
дошкольников
обладает
низким
уровнем
общения
(35%).
Такие
дети
не
пыта
-
ются
взаимодействовать
с
другими
детьми
,
выполняя
упражнения индивидуально
.
Данное
исследование
позволило
увидеть
спе
-
цифику
влияния
коммуникативной
составляющей
на
процесс
овладения
двигательными
действиями
деть
-
ми
старшего
дошкольного
возраста
.
Это
выражается
в
том
,
что
дети
в
процессе
выполнения
физических
упражнений
взаимодействуют
со
сверстниками
с
це
-
лью
решения
двигательных
и
коммуникативных
за
-
дач
,
демонстрируя при
этом
потребность
в
движениях
и
потребность
в
общении
.
С
опорой
на
полученные
результаты
мы
можем
предложить
примерное
соот
-
ношение
двигательных
и
коммуникативных
задач
в
зависимости
от
содержания
двигательного
действия
(
таблица
).
Это
позволит
,
на
наш
взгляд
,
более
эффек
-
тивно
осуществлять
процесс
обучения
двигательным
действиям
детей
старшего
дошкольного
возраста
.
Таблица
Примеры
решения
двигательных и
коммуникативных
задач
в
зависимости
от
содержания
двигательного
действия
Виды физических
упражнений
Основные
движения
Основные двигательные
действия
Двигательные
задачи
Коммуникативные
задачи
метание
перебрасывание
мячей
в
парах
двумя
руками
(
броса
-
ние и
ловля мяча
)
упражнять
в
перебрасы
-
вании мячей друг
другу
упражнять
в
умении
при
-
влечь
внимание
собеседни
-
ка
при
ловле
мяча
посред
-
ством
вербальных
и
невер
-
бальных
средств
Основные
движения
ациклического
характера
прыжки
прыжки
с
продвижением
вперёд
(
на
двух
ногах
,
на
одной ноге
)
учить
прыгать
с
про
-
движением
вперёд
на
двух
ногах
,
на
одной
ноге
,
учить
сохранять
равновесие
учить
согласовывать
свои
действия
с
действиями
сверстников
ходьба
ходьба
по
скамейке
с мешоч
-
ком на
голове
упражнять
в
ходьбе
по
гимнастической
скамье
с
мешочком
на
голове
,
сохраняя
при
этом
рав
-
новесие
учить
понимать
намерения
партнёра
,
согласовывать
свои движения
с другими
бег
бег
в
колонне
по
одному
со
сменой
водящего
учить
детей
бегать
в
колонне
по
одному
со
сменой
водящего
учить
согласовывать
свои
действия
с
потребностями
партнёров
Основные
движения
циклического
ха
-
рактера
лазание
перелезание
через
препятст
-
вие
:
гимнастическую
лесен
-
ку
,
приподнятую
от пола
учить
преодолевать
пре
-
пятствия
умение
понимать
чувства
и
переживания
–
свои
и
партнёра по
общению
35,0%
43,3%
21,7%
низкий
средний
высокий