

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
130
низации
процесса
коммуникации
в
Таганрогском
ин
-
ституте
имени
А
.
П
.
Чехова
(
филиал
)
ФГБОУ
ВО
«
Ростовский
государственный
экономический
уни
-
верситет
(
РИНХ
)».
Коммуникативная
модель
пред
-
ставляет
собой многокомпонентную
структуру
:
1.
Научная
среда
(
центр
военно
-
исторических
исследований
,
кружок
по
изучению
древних
языков
;
кружок
по
страноведению
;
центр
изучения
творчест
-
ва А
.
П
.
Чехова
;
кружок по
генеалогии
);
2.
Научно
-
исследовательская
среда
(
Совет
мо
-
лодых
ученых
,
популяризирующий
научную
деятель
-
ность
среди
аспирантов
и
студентов
;
разработка
гран
-
товых поддержек
;
коллективное научное
творчество
);
3.
Среда
творческих
коллективов
(
студия
твор
-
ческой
самореализации
«Hijo de la luna»,
кружок
на
-
чинающих
поэтов
,
школа
КВН
,
академический
хор
«
Амариллис
»,
ансамбль
русских
народных
инстру
-
ментов
«
Лель
»
;
клуб
«
Музыкант
-
педагог
»);
4.
Оздоровительная
среда
(
спортивный
клуб
, 2
спортзала
, 15
спортивных
секций
,
спортивно
-
оздоровительный
лагерь
«
Ивушка
»);
5.
Клубная
среда
(
клуб
активной
психологии
;
медиаклуб
«
Синема
»;
литературно
-
музыкальный
клуб
;
клуб интеллектуальных игр
);
6.
Информационная
среда
(
журнал
«
Вестник
Таганрогского
института
имени А
.
П
.
Чехова
»,
радио
-
станция
,
сайт института
).
Современный
социум
характеризуется
вовле
-
чением
большого
количества
пользователей
в
сеть
Интернет
,
так
как
в
виртуальной
коммуникации
про
-
исходит
конструирование
/
моделирование
социальной
реальности
различных
социальных
групп
;
формиру
-
ется
культура Интернет
(
форма
существования
субъ
-
екта
в
виртуальной
среде
);
оформляются
нормы
и
ценности
,
регулирующие
социальные
практики
;
об
-
разуется
структура
нового Интернет
-
сообщества
[3,
с
.
38].
Исходя
из
структуры
,
модель
когнитивной
коммуникации
с
позиций
средоориентированного
подхода может
выглядеть
как
совокупность
трех
бло
-
ков
:
воспитательный
,
образовательный
,
обучающий
,
каждый
из
которых
включает
несколько
компонен
-
тов
.
В
образовательный
и
обучающий
блоки
модели
входят
по
одному
структурному
элементу
(
научный
,
научно
-
исследовательский
),
воспитательный
блок
представлен
четырьмя
структурными
компонентами
(
оздоровительная
среда
,
творческие
коллективы
,
клубная
и
информационная
среды
),
что
позволяет
сделать
заключение
о
его
ведущем
значении
в
фор
-
мировании
коммуникационных
навыков
в
среде
,
как
субстрате
,
легитимирующем
,
формирующем
,
под
-
держивающем
и
развивающем
личность
(
сублимация
личности
,
антропосферное
мышление
студентов
;
ментальность
).
Модель
коммуникации
в
процессе
современно
-
го
образования
предполагает
проектирование
специ
-
фического
контента
;
выстраивание
системы
субъект
-
объектного
,
субъект
-
субъектного
,
объект
-
объектного
взаимодействия
между
участниками
образовательно
-
го
и
воспитательного
процессов
;
создание
soft;
фор
-
мирование
представления
о
жизненных
ценностях
,
комфортной
среде
[2,
с
. 84].
Рефлексия
моделирова
-
ния
современной
коммуникации
опирается
на
пони
-
мание
образования
как
части
культуросообразной
среды
;
переход
от
знаниевой
к
личностно
-
развивающей
парадигме
;
дифференциацию
эмпири
-
ческого и
теоретического мышления
.
Все
педагогические
модели
,
концепции
,
среды
и
т
.
д
.
не
реализуют
в
полной
мере
своего
предназна
-
чения
без
педагога
,
имеющего
репутационный
капи
-
тал
,
высокую
личную
эффективность
,
тиражирующе
-
го
лучшие
образовательные
практики
.
Подготовка
преподавателя
–
стратегический
ресурс
российско
-
го
образования
и
этот
ресурс
постоянно
пополняется
новыми
концепциями
(
формирование
виртуальной
мобильности
преподавателя
высшей
школы
(
С
.
А
.
Тертый
);
воспитание
информационной
культуры
(
Т
.
И
.
Полякова
);
педагог
–
архитектор
трансмедий
-
ных продуктов
(
Л
.
В
.
Быкасова
)
и др
.).
Основная
миссия
педагога
в
процессе
комму
-
никации
–
обеспечение
неконфликтного
существова
-
ния
субъекта
в
социуме
.
Мы
предлагаем
учитывать
систему
механизмов
,
регулирующих
взаимоотноше
-
ния
между
людьми
,
нормализующих
возникающие
конфликты
,
преодолевающих
разногласия
:
расшире
-
ние
влияния
педагогов
-
гуманитариев
;
активизация
контактов
в
системе
практикующий
учитель
–
Мини
-
стерство
образования
;
привлечение
неправительст
-
венных
и
религиозных
организаций
к
воспитанию
детей и юношества
.
Современное
состояние
коммуникации
указы
-
вает
на
необходимость
усиления
акцентов
на
моло
-
дежной
политике
как
ресурсе
социализации
,
на
меж
-
культурной
педагогике
,
на
толерантности
,
поэтому
в
практику
образования
целесообразно
,
на
наш
взгляд
,
введение
следующих
инициатив
:
трансформация
тра
-
диционных
семинаров
в
проблемно
ориентированные
курсы
;
вариативность
предлагаемых
вузом
курсов
;
привлечение
опытных
педагогов
к
руководству
твор
-
ческой деятельностью молодых
специалистов и
т
.
п
.
С
целью
диверсификации
процесса
коммуника
-
ции
преподаватели
и
студенты
могут
объединяться
в
единую
команду
для
реализации
проектов
,
которые
позволили
бы
подтвердить
гипотезу
,
что
современ
-
ный
студент
–
это
-
субъект
«
цифровой
революции
»,
так
назы
-
ваемой медиаиндуцированной научной формации
;
-
тактильно
,
эмоционально
и
визуально
-
наглядно
ориентированный
человек
;
-
индивид
,
находящийся
в
«
парадигме
пинг
-
понга
»:
экран
-
слово
-
текст
.
В
поисках
нового
опыта
когнитивной
комму
-
никации
современный педагог
1.
Учитывает
факторы
(
социальные
условия
,
культурный
контекст
,
мотив
создания
продукта
;
при
-
меняемые
материалы
и
формы
;
возраст
,
пол
,
нацио
-
нальность
ребенка
,
особенности
здоровья
);
2.
Диагностирует
процесс
обучения
,
отвечаю
-
щего
интересам
субъекта
,
что
позволит
структуриро
-