Table of Contents Table of Contents
Previous Page  139 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 139 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

138

УДК

371.3:51:004.9 ©

В

.

В

.

Попова

В

.

В

.

Попова

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В

статье

говорится

о

возможности

профессиональной направленности

процесса

обучения математике

в

профессиональных

образовательных

организациях

.

Речь

идет

о

формировании

алгоритмической

компетен

-

ции

на

занятиях

математикой

.

Рассмотрены требования

к

содержанию

и формам

учебного

материала

в

ус

-

ловиях

оптимизации

учебного

процесса

.

Новизна

исследования

состоит

в

адаптации

процесса

формирования

алгоритмической

компетенции

к

специфике

среднего

профессионального

образования

.

Ключевые

слова

:

профессиональная

направленность

обучения

,

обучение

математике

и

информатике

,

алгоритмическая

компетенция

,

оптимизация процесса

обучения

.

овершенствование

системы

профессио

-

нального

образования

является

одним

из

приоритетных

направлений

развития

современного

общества

.

Пристальное

внимание

к

системе

среднего

профессионального

образования

обусловлено

тем

,

что

именно

выпускни

-

ки

учебных

заведений

этого

звена

внедряют

передо

-

вые

технологии

непосредственно

в

производство

,

обеспечивают

развитие

предприятий

,

являются

не

-

отъемлемой

частью

основы

нашей

экономики

.

В

кон

-

цепции

долгосрочного

социально

-

экономического

развития

Российской

Федерации

на

период

до

2020

года

обозначен

переход

на

компетентностно

-

ориентированный

подход

в

этой

сфере

деятельности

.

Перед

средним

звеном

профессионального

образова

-

ния

возникла

необходимость

поиска

путей

и

возмож

-

ностей

повышения

качества

образовательного

про

-

цесса

.

Реформирование

системы

среднего

профессио

-

нального

образования

ориентировано

на

модель

спе

-

циалиста

,

способного

не

только

владеть

профессио

-

нальными

навыками

,

но

и

развиваться

в

выбранной

профессиональной

сфере

,

повышать

свою

квалифика

-

цию

,

готового

работать

с

постоянно

обновляющимися

технологиями

.

Значительное

повышение

требований

к

сред

-

нему

профессиональному

звену

определило

новые

подходы

к

организации

обучения

и

содержанию

об

-

разования

,

которые

обязательно

должны

учитывать

специфику

образовательного

процесса

в

профессио

-

нальной

образовательной

организации

.

Во

-

первых

:

обучение

является

практико

-

ориентированным

,

по

-

этому

освоение

общеобразовательной

программы

происходит

в

более

сжатые

сроки

,

чем

в

высших

учебных

заведениях

.

Во

-

вторых

:

подготовка

будущих

специалистов

среднего

профессионального

звена

на

-

правлена

на

более

узкую

сферу

деятельности

,

чем

в

вузах

.

В

таких

условиях

обучение

математике

может

и

должно

стать

профессионально

-

направленным

.

Под

профессиональной

направленностью

обучения

мате

-

матике

понимается

«

такое

содержание

учебного

материала

и

организация

его

усвоения

в

таких

фор

-

мах

и

видах

деятельности

,

которые

,

соответствуя

сис

-

темной

логике

построения

курса

математики

,

моде

-

лируют

познавательные

и

практические

задачи

про

-

фессиональной

деятельности

» [6,

с

. 49].

Система

зна

-

ний

излагается

в

последовательности

,

определяемой

логикой

учебного материала

,

и

целенаправленно

под

-

водит

обучаемых

к

решению

практических

задач

,

которые

имеют

непосредственное

отношение

к

про

-

фессиональной

деятельности

.

Здесь

речь

идет

не

столько

о

самих

профессиональных

задачах

,

сколько

о

каких

-

либо

элементах

этих

задач

или

задачах

,

ре

-

шение

которых

способствует формированию

профес

-

сиональных

компетенций

,

развивает

математическую

и

профессиональную

культуру

,

вызывает

интерес

к

дальнейшему овладению

специальностью

.

Обучение

математике

в

профессиональных

об

-

разовательных

организациях

,

подготавливающих

специалистов

в

области

компьютерных

технологий

,

имеет

много

предпосылок

для

того

,

чтобы

стать

про

-

фессионально

-

направленным

.

С

одной

стороны

,

тео

-

ретические

и

логические

основы

информатики

как

науки

начали

развиваться

в

математике

,

что

объясня

-

ет

общую

тенденцию

использования

символических

представлений

и множество

межпредметных

задач

.

С

другой

стороны

,

применение

компьютерных

про

-

грамм

способствует

оптимизации

учебного

процесса

и переходу обучения на

качественно новый

уровень

.

В

целях

формирования

профессиональных

компетенций

и

повышения

эффективности

обучения

математике

можно

предложить

либо

включать

в

про

-

цесс

обучения

задачи

межпредметного

содержания

,

либо

организовывать

учебный

материал

таким

обра

-

зом

,

чтобы

при

освоении

программы

по математике

у

студентов формировались

и

развивались

способности

к

освоению

специальных

дисциплин

.

Обучение

мате

-

матике

предполагает

не

только

передачу

информа

-

ции

,

но

и

способствует

формированию

и

развитию

определенных

способностей

,

среди

которых

построе

-

ние

математической

модели

,

выстраивание

логиче

-

ской

последовательности

действий

,

проверка

резуль

-

тата

.

В математике

построение

и

использование

алго

-

ритмов

для

решения

задач

явно

или

неявно

присутст

-

вует

практически

в

каждой

теме

.

В

то же

время

пред

-

метом

профессиональной

деятельности

выпускников

колледжей

с

углубленным

изучением

информатики

являются процессы

управления

в

различных

системах

С