

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
138
УДК
371.3:51:004.9 ©
В
.
В
.
Попова
В
.
В
.
Попова
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В
статье
говорится
о
возможности
профессиональной направленности
процесса
обучения математике
в
профессиональных
образовательных
организациях
.
Речь
идет
о
формировании
алгоритмической
компетен
-
ции
на
занятиях
математикой
.
Рассмотрены требования
к
содержанию
и формам
учебного
материала
в
ус
-
ловиях
оптимизации
учебного
процесса
.
Новизна
исследования
состоит
в
адаптации
процесса
формирования
алгоритмической
компетенции
к
специфике
среднего
профессионального
образования
.
Ключевые
слова
:
профессиональная
направленность
обучения
,
обучение
математике
и
информатике
,
алгоритмическая
компетенция
,
оптимизация процесса
обучения
.
овершенствование
системы
профессио
-
нального
образования
является
одним
из
приоритетных
направлений
развития
современного
общества
.
Пристальное
внимание
к
системе
среднего
профессионального
образования
обусловлено
тем
,
что
именно
выпускни
-
ки
учебных
заведений
этого
звена
внедряют
передо
-
вые
технологии
непосредственно
в
производство
,
обеспечивают
развитие
предприятий
,
являются
не
-
отъемлемой
частью
основы
нашей
экономики
.
В
кон
-
цепции
долгосрочного
социально
-
экономического
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года
обозначен
переход
на
компетентностно
-
ориентированный
подход
в
этой
сфере
деятельности
.
Перед
средним
звеном
профессионального
образова
-
ния
возникла
необходимость
поиска
путей
и
возмож
-
ностей
повышения
качества
образовательного
про
-
цесса
.
Реформирование
системы
среднего
профессио
-
нального
образования
ориентировано
на
модель
спе
-
циалиста
,
способного
не
только
владеть
профессио
-
нальными
навыками
,
но
и
развиваться
в
выбранной
профессиональной
сфере
,
повышать
свою
квалифика
-
цию
,
готового
работать
с
постоянно
обновляющимися
технологиями
.
Значительное
повышение
требований
к
сред
-
нему
профессиональному
звену
определило
новые
подходы
к
организации
обучения
и
содержанию
об
-
разования
,
которые
обязательно
должны
учитывать
специфику
образовательного
процесса
в
профессио
-
нальной
образовательной
организации
.
Во
-
первых
:
обучение
является
практико
-
ориентированным
,
по
-
этому
освоение
общеобразовательной
программы
происходит
в
более
сжатые
сроки
,
чем
в
высших
учебных
заведениях
.
Во
-
вторых
:
подготовка
будущих
специалистов
среднего
профессионального
звена
на
-
правлена
на
более
узкую
сферу
деятельности
,
чем
в
вузах
.
В
таких
условиях
обучение
математике
может
и
должно
стать
профессионально
-
направленным
.
Под
профессиональной
направленностью
обучения
мате
-
матике
понимается
«
такое
содержание
учебного
материала
и
организация
его
усвоения
в
таких
фор
-
мах
и
видах
деятельности
,
которые
,
соответствуя
сис
-
темной
логике
построения
курса
математики
,
моде
-
лируют
познавательные
и
практические
задачи
про
-
фессиональной
деятельности
» [6,
с
. 49].
Система
зна
-
ний
излагается
в
последовательности
,
определяемой
логикой
учебного материала
,
и
целенаправленно
под
-
водит
обучаемых
к
решению
практических
задач
,
которые
имеют
непосредственное
отношение
к
про
-
фессиональной
деятельности
.
Здесь
речь
идет
не
столько
о
самих
профессиональных
задачах
,
сколько
о
каких
-
либо
элементах
этих
задач
или
задачах
,
ре
-
шение
которых
способствует формированию
профес
-
сиональных
компетенций
,
развивает
математическую
и
профессиональную
культуру
,
вызывает
интерес
к
дальнейшему овладению
специальностью
.
Обучение
математике
в
профессиональных
об
-
разовательных
организациях
,
подготавливающих
специалистов
в
области
компьютерных
технологий
,
имеет
много
предпосылок
для
того
,
чтобы
стать
про
-
фессионально
-
направленным
.
С
одной
стороны
,
тео
-
ретические
и
логические
основы
информатики
как
науки
начали
развиваться
в
математике
,
что
объясня
-
ет
общую
тенденцию
использования
символических
представлений
и множество
межпредметных
задач
.
С
другой
стороны
,
применение
компьютерных
про
-
грамм
способствует
оптимизации
учебного
процесса
и переходу обучения на
качественно новый
уровень
.
В
целях
формирования
профессиональных
компетенций
и
повышения
эффективности
обучения
математике
можно
предложить
либо
включать
в
про
-
цесс
обучения
задачи
межпредметного
содержания
,
либо
организовывать
учебный
материал
таким
обра
-
зом
,
чтобы
при
освоении
программы
по математике
у
студентов формировались
и
развивались
способности
к
освоению
специальных
дисциплин
.
Обучение
мате
-
матике
предполагает
не
только
передачу
информа
-
ции
,
но
и
способствует
формированию
и
развитию
определенных
способностей
,
среди
которых
построе
-
ние
математической
модели
,
выстраивание
логиче
-
ской
последовательности
действий
,
проверка
резуль
-
тата
.
В математике
построение
и
использование
алго
-
ритмов
для
решения
задач
явно
или
неявно
присутст
-
вует
практически
в
каждой
теме
.
В
то же
время
пред
-
метом
профессиональной
деятельности
выпускников
колледжей
с
углубленным
изучением
информатики
являются процессы
управления
в
различных
системах
С