Table of Contents Table of Contents
Previous Page  141 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 141 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

140

и наименьшее

значения функции на

отрезке

»,

решены

задачи

,

в

том

числе

прикладные

,

без

составления

ал

-

горитма

и

применения

компьютера

.

Во

второй

груп

-

пе

,

численностью

27

человек

,

выполнено

то же

самое

(

в

меньшем

объеме

),

но

дополнительно

составлен

алгоритм

решения

задач

и

часть

задач

решена

с

по

-

мощью

пакета

«Mathcad».

Затем

была

проведена

про

-

верочная

работа

,

составленная

из

заданий

трех

уров

-

ней

сложности

:

базового

,

среднего

и

повышенного

.

При

решении

контрольной

работы

у

студентов

была

возможность

пользоваться

компьютером

.

С

задания

-

ми

базового

уровня

обе

группы

справились

примерно

одинаково

(

на

10%

больше

решено

задач

в

первой

группе

),

со

второй части на

14%

больше

решено

задач

во

второй

группе

,

с

задачами

повышенной

сложности

лучше

справилась

вторая

группа

(

на

20%).

Таким

об

-

разом

,

можно

сделать

вывод

,

что

студенты

,

умеющие

составлять

алгоритмы

,

пользоваться

ими

и

применять

компьютерные

программы

,

не

только

способны

ре

-

шать

стандартные

задачи

,

но

и

проявляют

интерес

к

задачам

повышенной

сложности

,

добиваясь

при

этом

определенных

результатов

.

При

таком

подходе

про

-

фессиональная

направленность

присутствует

на

про

-

тяжении

всего

процесса

обучения

и

способствует

по

-

вышению

его

эффективности

.

В

профессиональных

образовательных

органи

-

зациях

использование

готовых

алгоритмов

решения

задач

на

занятиях

математикой

неизбежно

,

так

как

обучение

происходит

в

относительно

сжатые

сроки

.

Довольно

часто

преподавателю

приходится

излагать

готовые

выкладки

,

формулы

и

теоремы

без

доказа

-

тельств

.

Как

повысить

качество

обучения

при

такой

форме

подачи

учебного

материала

?

Решение

этой

педагогической

задачи

можно

найти

,

применяя

твор

-

ческий

подход

к

обучению

с

использованием

алго

-

ритмов

.

Работа

с

алгоритмами

и

их

грамотное

при

-

менение

при

решении

определенного

класса

задач

также

способствует

развитию

алгоритмической

ком

-

петенции

у

студентов

.

Пользуясь

готовым

алгоритмом

,

предложен

-

ным

преподавателем

,

студенты

учатся

соблюдать

последовательность

действий

,

проверять

условия

и

получать

результат

при

решении

задач

.

В

этом

случае

можно

переходить

к

составлению

блок

-

схемы

алго

-

ритма

или

составлению

алгоритма

решения

других

задач

,

более

сложных

или

сходных

по

методу

реше

-

ния

.

Язык

блок

-

схем

придает

обучению

математике

еще

большую

профессиональную

направленность

,

оставаясь

при

этом

достаточно

понятным

и

доступ

-

ным

для

студентов

.

Кроме

того

,

он

не

требует

от

уча

-

стников

процесса

обучения

специальной

подготовки

и

является

довольно

удобным

,

благодаря

своей

на

-

глядности

.

При

этом формирование

алгоритмической

компетенции

происходит

по

принципу

преемственно

-

сти

,

с

опоройна

полученные

ранее

знания

и

освоен

-

ные навыки

.

Например

,

для

изучения

темы

«

Решение

сис

-

тем

линейных

алгебраических

уравнений

методом

Крамера

»

можно

рассмотреть

алгоритм

решения

сис

-

темы

двух

линейных

уравнений

с

двумя

неизвестны

-

ми

вида

и

составить

его

блок

-

схему

.

Далее

выполнить

следующие

задания

:

решить

конкретную

систему

двух

линейных

алгебраических

уравнений

с

двумя

неизвестными

,

пользуясь полученной блок

-

схемой

;

составить

алгоритм

решения

системы

трех

линейных

уравнений

с

тремя неизвестными

;

решить

систему

четырех

линейных

алгебраических

уравнений

с

четырьмя

неизвестными

с

дробными

коэффициентами

,

пользуясь

пакетом

«Mathcad»

или другими программами

;

решить

задачу методом Крамера

.

На

предприятии

имеется

три

вида

сырья

,

кото

-

рое

должны

вывезти

три

перевозчика

.

Стоимость

пе

-

ревозки

(

в

тыс

.

рублей

за

тонну

)

задается

таблицей

Таблица

I

перевозчик

II

перевозчик

III

перевозчик

сырье

I-

го

вида

4

3

6

сырье

II-

го

вида

2

3

1

сырье

III-

го

вида

4

5

3

Первый

перевозчик

перевозит

тонн

сырья

,

второй

тонн

сырья

,

третий

тонн

.

Сырье

первого

вида

вывезено

тремя

перевозчиками

за

270

тыс

.

рублей

,

второго

за

110

тыс

.

рублей

,

третьего

за

230

тыс

.

рублей

.

Сколько

тонн

сырья

1-

го

, 2-

го

и

3-

го

видов перевез

каждый перевозчик

?

Нельзя

утверждать

,

что

преподавание

всего

курса

математики

в

среднем

специальном

учебном

заведении

целесообразно

сопровождать

алгоритми

-

рованием

и

применением

компьютерных

программ

,

но

даже

небольшие

включения

в

учебный

материал

алгоритмов и предоставление

студентам

возможности

применять

компьютерные

технологии

на

занятиях

повышают

качество

обучения

математике

и

придают