

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
140
и наименьшее
значения функции на
отрезке
»,
решены
задачи
,
в
том
числе
прикладные
,
без
составления
ал
-
горитма
и
применения
компьютера
.
Во
второй
груп
-
пе
,
численностью
27
человек
,
выполнено
то же
самое
(
в
меньшем
объеме
),
но
дополнительно
составлен
алгоритм
решения
задач
и
часть
задач
решена
с
по
-
мощью
пакета
«Mathcad».
Затем
была
проведена
про
-
верочная
работа
,
составленная
из
заданий
трех
уров
-
ней
сложности
:
базового
,
среднего
и
повышенного
.
При
решении
контрольной
работы
у
студентов
была
возможность
пользоваться
компьютером
.
С
задания
-
ми
базового
уровня
обе
группы
справились
примерно
одинаково
(
на
10%
больше
решено
задач
в
первой
группе
),
со
второй части на
14%
больше
решено
задач
во
второй
группе
,
с
задачами
повышенной
сложности
лучше
справилась
вторая
группа
(
на
20%).
Таким
об
-
разом
,
можно
сделать
вывод
,
что
студенты
,
умеющие
составлять
алгоритмы
,
пользоваться
ими
и
применять
компьютерные
программы
,
не
только
способны
ре
-
шать
стандартные
задачи
,
но
и
проявляют
интерес
к
задачам
повышенной
сложности
,
добиваясь
при
этом
определенных
результатов
.
При
таком
подходе
про
-
фессиональная
направленность
присутствует
на
про
-
тяжении
всего
процесса
обучения
и
способствует
по
-
вышению
его
эффективности
.
В
профессиональных
образовательных
органи
-
зациях
использование
готовых
алгоритмов
решения
задач
на
занятиях
математикой
неизбежно
,
так
как
обучение
происходит
в
относительно
сжатые
сроки
.
Довольно
часто
преподавателю
приходится
излагать
готовые
выкладки
,
формулы
и
теоремы
без
доказа
-
тельств
.
Как
повысить
качество
обучения
при
такой
форме
подачи
учебного
материала
?
Решение
этой
педагогической
задачи
можно
найти
,
применяя
твор
-
ческий
подход
к
обучению
с
использованием
алго
-
ритмов
.
Работа
с
алгоритмами
и
их
грамотное
при
-
менение
при
решении
определенного
класса
задач
также
способствует
развитию
алгоритмической
ком
-
петенции
у
студентов
.
Пользуясь
готовым
алгоритмом
,
предложен
-
ным
преподавателем
,
студенты
учатся
соблюдать
последовательность
действий
,
проверять
условия
и
получать
результат
при
решении
задач
.
В
этом
случае
можно
переходить
к
составлению
блок
-
схемы
алго
-
ритма
или
составлению
алгоритма
решения
других
задач
,
более
сложных
или
сходных
по
методу
реше
-
ния
.
Язык
блок
-
схем
придает
обучению
математике
еще
большую
профессиональную
направленность
,
оставаясь
при
этом
достаточно
понятным
и
доступ
-
ным
для
студентов
.
Кроме
того
,
он
не
требует
от
уча
-
стников
процесса
обучения
специальной
подготовки
и
является
довольно
удобным
,
благодаря
своей
на
-
глядности
.
При
этом формирование
алгоритмической
компетенции
происходит
по
принципу
преемственно
-
сти
,
с
опоройна
полученные
ранее
знания
и
освоен
-
ные навыки
.
Например
,
для
изучения
темы
«
Решение
сис
-
тем
линейных
алгебраических
уравнений
методом
Крамера
»
можно
рассмотреть
алгоритм
решения
сис
-
темы
двух
линейных
уравнений
с
двумя
неизвестны
-
ми
вида
и
составить
его
блок
-
схему
.
Далее
выполнить
следующие
задания
:
•
решить
конкретную
систему
двух
линейных
алгебраических
уравнений
с
двумя
неизвестными
,
пользуясь полученной блок
-
схемой
;
•
составить
алгоритм
решения
системы
трех
линейных
уравнений
с
тремя неизвестными
;
•
решить
систему
четырех
линейных
алгебраических
уравнений
с
четырьмя
неизвестными
с
дробными
коэффициентами
,
пользуясь
пакетом
«Mathcad»
или другими программами
;
•
решить
задачу методом Крамера
.
На
предприятии
имеется
три
вида
сырья
,
кото
-
рое
должны
вывезти
три
перевозчика
.
Стоимость
пе
-
ревозки
(
в
тыс
.
рублей
за
тонну
)
задается
таблицей
Таблица
I
перевозчик
II
перевозчик
III
перевозчик
сырье
I-
го
вида
4
3
6
сырье
II-
го
вида
2
3
1
сырье
III-
го
вида
4
5
3
Первый
перевозчик
перевозит
тонн
сырья
,
второй
–
тонн
сырья
,
третий
–
тонн
.
Сырье
первого
вида
вывезено
тремя
перевозчиками
за
270
тыс
.
рублей
,
второго
–
за
110
тыс
.
рублей
,
третьего
–
за
230
тыс
.
рублей
.
Сколько
тонн
сырья
1-
го
, 2-
го
и
3-
го
видов перевез
каждый перевозчик
?
Нельзя
утверждать
,
что
преподавание
всего
курса
математики
в
среднем
специальном
учебном
заведении
целесообразно
сопровождать
алгоритми
-
рованием
и
применением
компьютерных
программ
,
но
даже
небольшие
включения
в
учебный
материал
алгоритмов и предоставление
студентам
возможности
применять
компьютерные
технологии
на
занятиях
повышают
качество
обучения
математике
и
придают