Table of Contents Table of Contents
Previous Page  140 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 140 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

139

и

автоматические

устройства

,

работа

с

которыми

сво

-

дится

к

построению

и

реализации

определенных

ал

-

горитмов

.

В

условиях

профессионально

-

направленного

обучения

математике

в

таких

образо

-

вательных

организациях

перед

преподавателем

воз

-

никает

педагогическая

задача

обеспечить

условия

формирования

алгоритмической

компетенции

у

сту

-

дентов

.

Алгоритмическая

компетенция

является

со

-

ставляющей

компонентой

компетентности

в

области

информационных

и

коммуникационных

технологий

(

ИКТ

-

компетентность

).

Понятие

«

ИКТ

-

компетентность

»

достаточно

полно

рассмотрено

в

научно

-

методической

литературе

(

Н

.

Н

.

Истомина

,

А

.

Г

.

Кириллова

,

И

.

С

.

Спирина

и

др

.).

ИКТ

-

компетентность

это

комплексное

умение

осуществ

-

лять

поиск

информации

и

эффективно

работать

с

ней

:

передавать

,

анализировать

,

моделировать

,

реализовы

-

вать

модели

,

проверять

результаты

.

Благодаря

своей

специфике

ИКТ

-

компетентность

проникает

в

разные

области

знаний

:

технические

науки

,

экономику

,

ме

-

дицину

и

т

.

д

.

Понятие

«

алгоритмическая

компетен

-

ция

»,

представленное

в

работах

Л

.

Н

.

Удовенко

,

Ю

.

В

.

Корчемкиной

,

В

.

В

Калитиной

,

М

.

В

.

Кондурар

и

др

.,

можно

кратко

изложить

как

«

способ

-

ность

создавать

алгоритм

и

реализовывать

его

в

виде

программного

продукта

» [8,

с

. 236].

Обобщая

выше

-

сказанное

и

опираясь

на

подходы

к

понятию

«

компе

-

тенция

»,

представленные

в

работах И

.

А

.

Зимней

,

А

.

В

.

Хуторского

,

Б

.

С

.

Гершунского

и

др

.,

можно

уточнить

понятие

«

алгоритмическая

компетенция

».

Алгоритмическая

компетенция

представляет

собой

совокупность

знаний

основных

алгоритмов

изучаемого

курса

и

умения

пользоваться

ими

при

решении

задач

определенного

круга

,

способность

комбинировать

известные

алгоритмы

и

составлять

новые

,

готовность

применять

процесс

алгоритмиро

-

вания

в

различных

предметных

областях

,

прежде

все

-

го

профессиональной

.

В

процессе

обучения

математике

формирова

-

ние

алгоритмической

компетенции

носит

динамич

-

ный

характер

при

соблюдении

принципов

«

непре

-

рывности

,

системности

,

преемственности

и

поэтапно

-

сти

» [7,

с

. 21].

Обучение

математике

можно

построить

таким

образом

,

чтобы

результат

решения

задачи

,

в

зависи

-

мости

от

ее

характера

или

практического

назначения

,

студент мог

получить

не

только

в форме

числа

,

фор

-

мулы

или

графика

,

но

и

по

возможности

в

форме

алгоритма

или

блок

-

схемы

алгоритма

.

Так

,

при

изу

-

чении

некоторой

темы

можно

с

самого

начала

сооб

-

щить

студентам

,

что

результатом

их

работы

(

в

том

числе

,

может

быть

,

и

самостоятельной

)

должен

стать

алгоритм

решения

определенного

вида

задач

.

Необ

-

ходимо

обратить

внимание

студентов

на

то

,

что

им

придется

не

только

решить

предложенные

задачи

,

но

и

оформить

свои

рассуждения

в

виде

алгоритма

,

рас

-

смотреть

возможные

варианты

решения

,

обобщить

и

проанализировать

полученные

результаты

.

В

целях

усвоения

изучаемой

темы

и

осуществления

профес

-

сиональной

направленности

обучения

преподавателю

необходимо

не

только

научить

студента

решать

зада

-

чи

конкретного

типа

,

но

и

распознавать

множество

этих

задач

в

реальной

жизни

и

применять

получен

-

ный

алгоритм

на

практике

.

Для

студента

важно

опре

-

делить

область

применения

алгоритма

и

научиться

работать

в

этой

области

:

экспериментировать

,

пробо

-

вать

различные

методы

и

способы

решения

(

возмож

-

но

,

используя

компьютерные программы

).

Например

:

для

усвоения

студентами

темы

«

Наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

»

можно

,

пользуясь

графиками

различных

функций

,

сначала

рассмотреть

схему

решения

задач

,

затем предложить

задачи

,

иллюстрирующие

каждый

элемент

этой

схемы

,

и

составить

алгоритм

решения

задач по

теме

:

найти

наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

;

найти

наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

;

найти

наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

;

найти

наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

;

составить

алгоритм

нахождения

наибольшего

и

наименьшего

значения

функции

на

отрезке

;

пользуясь

составленным

алгоритмом

и

пакетом

«Mathcad»,

найти

наибольшее

и

наименьшее

значения

функции

на

отрезке

;

составить

алгоритм

и

решить

задачу

:

«

Сечение

тоннеля

периметром

18

метров

должно

иметь

форму

прямоугольника

,

завершенного

полукругом

.

Найти

радиус

полукруга

,

при

котором

площадь

сечения

тоннеля будет наибольшей

».

В

ходе

решения

этих

задач можно

обсудить

та

-

кие

свойства

алгоритмов

,

как

массовость

,

определен

-

ность

и

результативность

,

подчеркнуть

удобство

применения

алгоритма

и

выявить

основные

трудно

-

сти

,

возникшие

при

его

составлении

.

Для формирова

-

ния

алгоритмической

компетенции

здесь

важно

со

-

блюдать

принцип

поэтапности

,

то

есть

в

процессе

обучения

,

исходя

из

уровня

подготовленности

сту

-

дентов

,

опираться

на

их

возможности

и

учитывать

скорость

усвоения материала

.

Занятия

по

предложенной

методике

проводи

-

лись

в

виде

эксперимента

с

двумя

группами

студен

-

тов

профессиональной

образовательной

организации

.

С

первой

группой

,

состоящей

из

28

человек

,

была

разобрана

схема

решения

задач

по

теме

«

Наибольшее