

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
139
и
автоматические
устройства
,
работа
с
которыми
сво
-
дится
к
построению
и
реализации
определенных
ал
-
горитмов
.
В
условиях
профессионально
-
направленного
обучения
математике
в
таких
образо
-
вательных
организациях
перед
преподавателем
воз
-
никает
педагогическая
задача
обеспечить
условия
формирования
алгоритмической
компетенции
у
сту
-
дентов
.
Алгоритмическая
компетенция
является
со
-
ставляющей
компонентой
компетентности
в
области
информационных
и
коммуникационных
технологий
(
ИКТ
-
компетентность
).
Понятие
«
ИКТ
-
компетентность
»
достаточно
полно
рассмотрено
в
научно
-
методической
литературе
(
Н
.
Н
.
Истомина
,
А
.
Г
.
Кириллова
,
И
.
С
.
Спирина
и
др
.).
ИКТ
-
компетентность
–
это
комплексное
умение
осуществ
-
лять
поиск
информации
и
эффективно
работать
с
ней
:
передавать
,
анализировать
,
моделировать
,
реализовы
-
вать
модели
,
проверять
результаты
.
Благодаря
своей
специфике
ИКТ
-
компетентность
проникает
в
разные
области
знаний
:
технические
науки
,
экономику
,
ме
-
дицину
и
т
.
д
.
Понятие
«
алгоритмическая
компетен
-
ция
»,
представленное
в
работах
Л
.
Н
.
Удовенко
,
Ю
.
В
.
Корчемкиной
,
В
.
В
Калитиной
,
М
.
В
.
Кондурар
и
др
.,
можно
кратко
изложить
как
«
способ
-
ность
создавать
алгоритм
и
реализовывать
его
в
виде
программного
продукта
» [8,
с
. 236].
Обобщая
выше
-
сказанное
и
опираясь
на
подходы
к
понятию
«
компе
-
тенция
»,
представленные
в
работах И
.
А
.
Зимней
,
А
.
В
.
Хуторского
,
Б
.
С
.
Гершунского
и
др
.,
можно
уточнить
понятие
«
алгоритмическая
компетенция
».
Алгоритмическая
компетенция
представляет
собой
совокупность
знаний
основных
алгоритмов
изучаемого
курса
и
умения
пользоваться
ими
при
решении
задач
определенного
круга
,
способность
комбинировать
известные
алгоритмы
и
составлять
новые
,
готовность
применять
процесс
алгоритмиро
-
вания
в
различных
предметных
областях
,
прежде
все
-
го
профессиональной
.
В
процессе
обучения
математике
формирова
-
ние
алгоритмической
компетенции
носит
динамич
-
ный
характер
при
соблюдении
принципов
«
непре
-
рывности
,
системности
,
преемственности
и
поэтапно
-
сти
» [7,
с
. 21].
Обучение
математике
можно
построить
таким
образом
,
чтобы
результат
решения
задачи
,
в
зависи
-
мости
от
ее
характера
или
практического
назначения
,
студент мог
получить
не
только
в форме
числа
,
фор
-
мулы
или
графика
,
но
и
по
возможности
в
форме
алгоритма
или
блок
-
схемы
алгоритма
.
Так
,
при
изу
-
чении
некоторой
темы
можно
с
самого
начала
сооб
-
щить
студентам
,
что
результатом
их
работы
(
в
том
числе
,
может
быть
,
и
самостоятельной
)
должен
стать
алгоритм
решения
определенного
вида
задач
.
Необ
-
ходимо
обратить
внимание
студентов
на
то
,
что
им
придется
не
только
решить
предложенные
задачи
,
но
и
оформить
свои
рассуждения
в
виде
алгоритма
,
рас
-
смотреть
возможные
варианты
решения
,
обобщить
и
проанализировать
полученные
результаты
.
В
целях
усвоения
изучаемой
темы
и
осуществления
профес
-
сиональной
направленности
обучения
преподавателю
необходимо
не
только
научить
студента
решать
зада
-
чи
конкретного
типа
,
но
и
распознавать
множество
этих
задач
в
реальной
жизни
и
применять
получен
-
ный
алгоритм
на
практике
.
Для
студента
важно
опре
-
делить
область
применения
алгоритма
и
научиться
работать
в
этой
области
:
экспериментировать
,
пробо
-
вать
различные
методы
и
способы
решения
(
возмож
-
но
,
используя
компьютерные программы
).
Например
:
для
усвоения
студентами
темы
«
Наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
»
можно
,
пользуясь
графиками
различных
функций
,
сначала
рассмотреть
схему
решения
задач
,
затем предложить
задачи
,
иллюстрирующие
каждый
элемент
этой
схемы
,
и
составить
алгоритм
решения
задач по
теме
:
•
найти
наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
;
найти
наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
;
найти
наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
;
найти
наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
;
составить
алгоритм
нахождения
наибольшего
и
наименьшего
значения
функции
на
отрезке
;
пользуясь
составленным
алгоритмом
и
пакетом
«Mathcad»,
найти
наибольшее
и
наименьшее
значения
функции
на
отрезке
;
составить
алгоритм
и
решить
задачу
:
«
Сечение
тоннеля
периметром
18
метров
должно
иметь
форму
прямоугольника
,
завершенного
полукругом
.
Найти
радиус
полукруга
,
при
котором
площадь
сечения
тоннеля будет наибольшей
».
В
ходе
решения
этих
задач можно
обсудить
та
-
кие
свойства
алгоритмов
,
как
массовость
,
определен
-
ность
и
результативность
,
подчеркнуть
удобство
применения
алгоритма
и
выявить
основные
трудно
-
сти
,
возникшие
при
его
составлении
.
Для формирова
-
ния
алгоритмической
компетенции
здесь
важно
со
-
блюдать
принцип
поэтапности
,
то
есть
в
процессе
обучения
,
исходя
из
уровня
подготовленности
сту
-
дентов
,
опираться
на
их
возможности
и
учитывать
скорость
усвоения материала
.
Занятия
по
предложенной
методике
проводи
-
лись
в
виде
эксперимента
с
двумя
группами
студен
-
тов
профессиональной
образовательной
организации
.
С
первой
группой
,
состоящей
из
28
человек
,
была
разобрана
схема
решения
задач
по
теме
«
Наибольшее