

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
129
УДК
378.1 ©
Л
.
В
.
Быкасова
Л
.
В
.
Быкасова
КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
C
позиции
аксиологического
подхода
в
статье
решаются три
задачи
:
рефлексия
современной
коммуни
-
кации
как
процесса
смыслообразования
,
наиболее
продуктивного
в
создаваемой
культуросообразной
среде
,
об
-
ладающей
свойствами
адаптации
,
самоорганизации
,
когнитивности
,
имеющей
консолидирующий
эффект
;
определение
факторов
,
качеств
,
структуры
ментальной
модели
коммуникации
;
выявление
роли
педагога
как
архитектора
трансмедийных
продуктов
,
имеющего
репутационный
капитал
,
высокую
личную
эффектив
-
ность
,
тиражирующего
лучшие
образовательные
практики
.
Ключевые
слова
:
виртуальная
коммуникация
,
педагогическая
интервенция
,
субъект
,
информационное
поле
,
медиапрактики
,
экспорт и импорт
знаний
.
оммуникация
–
специфическая
форма
взаимодействия
людей
в
процессе
их
познавательно
-
трудовой
деятельности
[5,
с
. 233].
Коммуникация
обусловлена
общечеловеческими
формами
смыслообразования
,
имеющими
глубинные
(
универсально
-
предметный
код
мышления
по
Н
.
И
.
Жинкину
)
и
поверхностные
структуры
(
кинесика
,
семиотика
,
жесты
по В
.
Вундт
).
Современная
трактовка
концепта
«
коммуникация
»
шире
и
используется
в
решении
задачи
создания
диа
-
логовых
систем
«
человек
–
компьютер
»,
при
этом
коммуникация
понимается
как
синоним
«
общения
».
При
такой
трактовке
коммуникация
влияет
на
выбор
конкретного
«
кода
»,
на
порождение
новой
«
инфор
-
мации
»
для
ее
интерпретации
,
на
процесс
коллектив
-
ной
деятельности
и
на
функции
когнитивных
струк
-
тур
в протекании психических процессов и поведении
человека
(
исследуются
вербальные
и
образные
ком
-
поненты
в
процессе
запоминания
и
мышления
(
Т
.
Бауэр
);
разрабатываются
когнитивные
теории
эмоций
(
С
.
Шехтер
);
индивидуальных
различий
(
М
.
Айзенк
);
личности
Дж
. (
Келли
,
М
.
Махони
) [4,
с
.
178].
Современную
когнитивную
коммуникацию
ха
-
рактеризуют модусы
:
-
репрезентативный
(
проведение
операции
по
конструированию
/
моделированию
образовательного
пространства
,
его
геометрии
,
траектории развития
);
-
конвенциональный
(
обеспечение
возможно
-
сти
субъектам
коммуникации
договориться
о
приме
-
няемом
тезаурусе
и
значении
концептов
,
вводимых
в
научный
оборот
,
а
также
рефлектировать
структур
-
ные
,
семантические
и
коннотативные
свойства
язы
-
ковых
единиц при
анализе
текстов
);
-
герменевтический
(
толкование
смыслов
,
спо
-
соба
бытия
субъекта
).
Для
успешного
осуществления
коммуникаци
-
онного
процесса
важно
состояние
среды
(
качествен
-
ные
характеристики
,
ресурсы
,
геометрия
и
т
.
д
.),
в
которой
она
осуществляется
.
Современное
образова
-
тельное
пространство
представляет
собой
совокуп
-
ность
различных
сред
:
информационная
,
научная
,
социально
-
контактная
,
культурная
и
др
.
В
русле
из
-
бранной
проблематики
обратимся
к
концепту
«
обра
-
зовательная
среда
».
Образовательная
среда
–
это
1.
Культурообразная
матрица
,
имеющая
каче
-
ственный
контент
:
архетипы
,
смыслы
,
символы
;
2.
Многослойный
субстрат
,
представляющий
собой
некий
профессиональный
,
деятельностный
,
информационный материал
;
3.
Интеллектуальная
субстанция
,
свойствен
-
ная
ее
субъектам
;
4.
Окружение
,
имеющее
конфигура
-
цию
/
геометрию
;
навигационную
систему
;
собствен
-
ное
информационное
поле
;
траекторию
развития
;
потенциал интеграционного
взаимодействия
;
5.
Структура
,
обладающая
свойствами
связно
-
сти
,
целостности
,
управляемости
,
зависящая
от
на
-
сыщенности
ее
образовательными
,
воспитательными
,
информационными и другими ресурсами
[1].
В
широком
смысле
образовательную
среду
можно
понимать
как
структуру
,
включающую
не
-
сколько
взаимосвязанных
уровней
,
которые
опреде
-
ляются
административно
,
социально
,
институцио
-
нально
.
В
узком
смысле
слова
к
образовательной
сре
-
де
можно
отнести
лишь
непосредственное
ближай
-
шее
окружение
индивида
,
способное
оказывать
наи
-
более
сильное
влияние
на
становление
личности
.
К
типу
такой
локальной
среды
может
быть
отнесена
образовательная
среда
вуза
.
Основными
атрибутами
образовательной
сре
-
ды
вуза
являются
:
характер
(
отношениями
между
участниками
,
режимные
моменты
и
т
.
д
.);
показатели
(
насыщенность
,
структурированность
);
части
(
соци
-
ально
-
контактная
,
информационная
,
предметная
и
т
.
д
.);
дискурс
(
программа
обучения
,
стиль
преподава
-
ния
,
характер
контроля
).
Кроме
того
,
образователь
-
ную
среду
вуза
характеризуют
эффекты
(
интеграль
-
ный
,
консолидирующий
,
образовательный
форсайт
);
свойства
(
обучающая
,
воспитывающая
,
образовы
-
вающая
среда
);
модификация
(
виртуальная
,
образова
-
тельная
,
распределенная
,
учебная
);
отношения
(
меж
-
личностные
,
субъект
-
объектные
,
дружеские
);
факто
-
ры
(
пространственные
,
предметные
,
материальные
);
компоненты
(
эмоциональный
,
психологический
,
ди
-
дактический
).
В
вузовской
среде
создаются
благоприятные
условия
для
коммуникации
:
гармонизация
интеллек
-
туальной
и
эмоциональной
сфер
личности
студентов
;
социализация
юношей
и
девушек
;
формирование
нравственных
ориентаций
.
Обратимся
к
опыту
орга
-
К