Table of Contents Table of Contents
Previous Page  130 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 130 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

129

УДК

378.1 ©

Л

.

В

.

Быкасова

Л

.

В

.

Быкасова

КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

C

позиции

аксиологического

подхода

в

статье

решаются три

задачи

:

рефлексия

современной

коммуни

-

кации

как

процесса

смыслообразования

,

наиболее

продуктивного

в

создаваемой

культуросообразной

среде

,

об

-

ладающей

свойствами

адаптации

,

самоорганизации

,

когнитивности

,

имеющей

консолидирующий

эффект

;

определение

факторов

,

качеств

,

структуры

ментальной

модели

коммуникации

;

выявление

роли

педагога

как

архитектора

трансмедийных

продуктов

,

имеющего

репутационный

капитал

,

высокую

личную

эффектив

-

ность

,

тиражирующего

лучшие

образовательные

практики

.

Ключевые

слова

:

виртуальная

коммуникация

,

педагогическая

интервенция

,

субъект

,

информационное

поле

,

медиапрактики

,

экспорт и импорт

знаний

.

оммуникация

специфическая

форма

взаимодействия

людей

в

процессе

их

познавательно

-

трудовой

деятельности

[5,

с

. 233].

Коммуникация

обусловлена

общечеловеческими

формами

смыслообразования

,

имеющими

глубинные

(

универсально

-

предметный

код

мышления

по

Н

.

И

.

Жинкину

)

и

поверхностные

структуры

(

кинесика

,

семиотика

,

жесты

по В

.

Вундт

).

Современная

трактовка

концепта

«

коммуникация

»

шире

и

используется

в

решении

задачи

создания

диа

-

логовых

систем

«

человек

компьютер

»,

при

этом

коммуникация

понимается

как

синоним

«

общения

».

При

такой

трактовке

коммуникация

влияет

на

выбор

конкретного

«

кода

»,

на

порождение

новой

«

инфор

-

мации

»

для

ее

интерпретации

,

на

процесс

коллектив

-

ной

деятельности

и

на

функции

когнитивных

струк

-

тур

в протекании психических процессов и поведении

человека

(

исследуются

вербальные

и

образные

ком

-

поненты

в

процессе

запоминания

и

мышления

(

Т

.

Бауэр

);

разрабатываются

когнитивные

теории

эмоций

(

С

.

Шехтер

);

индивидуальных

различий

(

М

.

Айзенк

);

личности

Дж

. (

Келли

,

М

.

Махони

) [4,

с

.

178].

Современную

когнитивную

коммуникацию

ха

-

рактеризуют модусы

:

-

репрезентативный

(

проведение

операции

по

конструированию

/

моделированию

образовательного

пространства

,

его

геометрии

,

траектории развития

);

-

конвенциональный

(

обеспечение

возможно

-

сти

субъектам

коммуникации

договориться

о

приме

-

няемом

тезаурусе

и

значении

концептов

,

вводимых

в

научный

оборот

,

а

также

рефлектировать

структур

-

ные

,

семантические

и

коннотативные

свойства

язы

-

ковых

единиц при

анализе

текстов

);

-

герменевтический

(

толкование

смыслов

,

спо

-

соба

бытия

субъекта

).

Для

успешного

осуществления

коммуникаци

-

онного

процесса

важно

состояние

среды

(

качествен

-

ные

характеристики

,

ресурсы

,

геометрия

и

т

.

д

.),

в

которой

она

осуществляется

.

Современное

образова

-

тельное

пространство

представляет

собой

совокуп

-

ность

различных

сред

:

информационная

,

научная

,

социально

-

контактная

,

культурная

и

др

.

В

русле

из

-

бранной

проблематики

обратимся

к

концепту

«

обра

-

зовательная

среда

».

Образовательная

среда

это

1.

Культурообразная

матрица

,

имеющая

каче

-

ственный

контент

:

архетипы

,

смыслы

,

символы

;

2.

Многослойный

субстрат

,

представляющий

собой

некий

профессиональный

,

деятельностный

,

информационный материал

;

3.

Интеллектуальная

субстанция

,

свойствен

-

ная

ее

субъектам

;

4.

Окружение

,

имеющее

конфигура

-

цию

/

геометрию

;

навигационную

систему

;

собствен

-

ное

информационное

поле

;

траекторию

развития

;

потенциал интеграционного

взаимодействия

;

5.

Структура

,

обладающая

свойствами

связно

-

сти

,

целостности

,

управляемости

,

зависящая

от

на

-

сыщенности

ее

образовательными

,

воспитательными

,

информационными и другими ресурсами

[1].

В

широком

смысле

образовательную

среду

можно

понимать

как

структуру

,

включающую

не

-

сколько

взаимосвязанных

уровней

,

которые

опреде

-

ляются

административно

,

социально

,

институцио

-

нально

.

В

узком

смысле

слова

к

образовательной

сре

-

де

можно

отнести

лишь

непосредственное

ближай

-

шее

окружение

индивида

,

способное

оказывать

наи

-

более

сильное

влияние

на

становление

личности

.

К

типу

такой

локальной

среды

может

быть

отнесена

образовательная

среда

вуза

.

Основными

атрибутами

образовательной

сре

-

ды

вуза

являются

:

характер

(

отношениями

между

участниками

,

режимные

моменты

и

т

.

д

.);

показатели

(

насыщенность

,

структурированность

);

части

(

соци

-

ально

-

контактная

,

информационная

,

предметная

и

т

.

д

.);

дискурс

(

программа

обучения

,

стиль

преподава

-

ния

,

характер

контроля

).

Кроме

того

,

образователь

-

ную

среду

вуза

характеризуют

эффекты

(

интеграль

-

ный

,

консолидирующий

,

образовательный

форсайт

);

свойства

(

обучающая

,

воспитывающая

,

образовы

-

вающая

среда

);

модификация

(

виртуальная

,

образова

-

тельная

,

распределенная

,

учебная

);

отношения

(

меж

-

личностные

,

субъект

-

объектные

,

дружеские

);

факто

-

ры

(

пространственные

,

предметные

,

материальные

);

компоненты

(

эмоциональный

,

психологический

,

ди

-

дактический

).

В

вузовской

среде

создаются

благоприятные

условия

для

коммуникации

:

гармонизация

интеллек

-

туальной

и

эмоциональной

сфер

личности

студентов

;

социализация

юношей

и

девушек

;

формирование

нравственных

ориентаций

.

Обратимся

к

опыту

орга

-

К