Table of Contents Table of Contents
Previous Page  134 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 134 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

133

УДК

[796.012.1:373.2]+316.776 ©

Е

.

А

.

Константинова

Е

.

А

.

Константинова

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С УЧЁТОМ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА

В

статье

представлены

результаты

исследования

двигательного

развития

дошкольников

с

учётом

коммуникативного

компонента

.

Двигательное

развитие

оценивалось

посредством

изучения

разнообразия

и

качества

движений

детей

.

Метод

наблюдения

позволил

автору

определить

характер

взаимодействия

детей

в

двигательной

деятельности

,

уровень

их

самостоятельного

двигательного

опыта

и

уровень

общения

при

вы

-

полнении

ими

движений

.

Ключевые

слова

:

дети

старшего

дошкольного

возраста

,

обучение

движениям

,

двигательное

развитие

,

коммуникация

,

коммуникативные

умения

.

период

старшего

дошкольного

возрас

-

та

,

как

отмечает

В

.

К

.

Бальсевич

,

харак

-

тер

физических

нагрузок

должен

быть

разнообразным

,

их

объём

достаточно

велик

,

а

интен

-

сивность

невысока

.

Вместе

с

тем

,

автором

предлага

-

ется

такая

стратегия

физического

воспитания

дошко

-

льника

,

которая

направлена

на

развитие

у

него

разно

-

образных

движений

,

не

требующих

длительных

фи

-

зических

напряжений

[1].

Разнообразие

движений

зависит

от

условий физического

воспитания

,

личного

опыта

и

познавательных

возможностей

ребёнка

.

Обо

-

гащение

двигательного

опыта

ребёнка

возможно

че

-

рез

двигательное

творчество

,

самостоятельное

вы

-

полнение

двигательных

действий

.

По

мнению

В

.

Н

.

Шебеко

,

развитие

самостоятельности

,

творчест

-

ва

,

интереса

к

движениям

и

его

избирательное

отно

-

шение

к

разным

видам

двигательной

деятельности

позволяет формировать

субъектную

позицию

ребёнка

[3].

В

связи

с

этим

возникает

интерес

к

изучению

двигательного

развития

дошкольника

в

контексте

развития

личности

средствами физической

культуры

.

Мы

разделяем

мнение

В

.

А

.

Шишкиной

о

двигатель

-

ном

развитии

дошкольника

как

особой

линии

разви

-

тия

личности

.

Под

двигательным

развитием

понима

-

ем

процесс

формирования

двигательных

умений

и

навыков

,

физических

качеств

,

которые

в

своей

сово

-

купности

определяют

уровень

физической

подготов

-

ленности

детей

[4].

В

процессе

двигательного

развития

детей

до

-

школьного

возраста

педагогами

ставится

задача

нау

-

чить

ребёнка

управлять

своими

двигательными

дей

-

ствиями

.

В

свою

очередь мы

под

управлением

двига

-

тельными

действиями

понимаем

совокупность

уме

-

ний

,

позволяющих

регулировать

прилагаемые

уси

-

лия

,

быстроту

выполнения

,

форму

,

амплитуду

,

на

-

правление

движения

.

Вместе

с

тем

,

следует

отметить

,

что

в

процессе

освоения

двигательных

навыков

ребё

-

нок

не

только

учится

управлять

своими

движениями

,

но

и

согласует

их

выполнение

с

действиями

других

(

сверстников

,

взрослых

).

Мы

полагаем

,

что

такое

со

-

гласование

будет

успешным

,

если

ребёнок

обладает

не

только

достаточно

сформированными

двигатель

-

ными

умениями

,

но

и

умениями

коммуникативными

.

В

результате

коммуникативные

умения

дошкольни

-

ков

,

проявляющиеся

в

совместной

деятельности

со

сверстниками

,

могут

существенно

повлиять

на

разно

-

образие

и

качество

двигательных

действий

,

что

необ

-

ходимо

принять

во

внимание

.

Однако

противоречие

заключается

в

том

,

что

этот

аспект

пока

не

находит

,

на

наш

взгляд

,

достаточного

отражения

в

научных

исследованиях

.

В

связи

с

вышесказанным

проблема

исследо

-

вания

может

быть

сформулирована

в

виде

следую

-

щего

вопроса

:

каким

образом

следует

учитывать

коммуникативный

компонент

в

процессе

обучения

детей

двигательным

действиям

?

Актуальность

проблемы

исследования

обу

-

словлена

следующим

.

В

настоящее

время

существует

множество

исследований

,

в

результатах

которых

до

-

казано

,

что

средства физической

культуры

оказывают

влияние

на

процесс формирования

личности

ребёнка

.

Однако

при

этом

зачастую

остаётся

не

изучено

влия

-

ние

коммуникативных

умений

и

навыков

на

процесс

физического

воспитания

.

В

частности

,

нет

однознач

-

ного

ответа

на

вопрос

,

как

влияют

коммуникативные

умения

детей

на

овладение

ими

двигательными

дей

-

ствиями

.

На

наш

взгляд

,

если

ответ

на

этот

вопрос

будет

получен

,

то

процесс

обучения

двигательным

действиям

детей

старшего

дошкольного

возраста

мо

-

жет быть

организован более

эффективно

.

Целью

исследования

является

изучение

раз

-

нообразия

и

качества

движений

детей

в

самостоя

-

тельной

двигательной

деятельности

с

учётом

комму

-

никативного

компонента

и

разработка

на

этой

основе

рекомендаций

по

решению

двигательных

и

коммуни

-

кативных

задач

в

обучении

двигательным

действиям

дошкольников

.

Гипотеза

исследования

.

Предполагается

,

что

оценка

разнообразия

и

качества

движений

детей

в

самостоятельной

двигательной

деятельности

с

учётом

коммуникативного

компонента

позволит

определить

способы

обучения

детей

двигательным

действиям

посредством

целенаправленного

решения

двигатель

-

ных и

коммуникативных

задач

.

В

соответствии

с

целью

исследования

были

поставлены

следующие

задачи исследования

:

1.

Исследовать

разнообразие

и

качество

дви

-

жений

детей

дошкольного

возраста

в

самостоятель

-

ной двигательной деятельности

.

2.

Изучить

уровень

самостоятельного

двига

-

тельного

опыта

и

уровень

общения

при

выполнении

движений дошкольниками

.

В