

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
133
УДК
[796.012.1:373.2]+316.776 ©
Е
.
А
.
Константинова
Е
.
А
.
Константинова
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С УЧЁТОМ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА
В
статье
представлены
результаты
исследования
двигательного
развития
дошкольников
с
учётом
коммуникативного
компонента
.
Двигательное
развитие
оценивалось
посредством
изучения
разнообразия
и
качества
движений
детей
.
Метод
наблюдения
позволил
автору
определить
характер
взаимодействия
детей
в
двигательной
деятельности
,
уровень
их
самостоятельного
двигательного
опыта
и
уровень
общения
при
вы
-
полнении
ими
движений
.
Ключевые
слова
:
дети
старшего
дошкольного
возраста
,
обучение
движениям
,
двигательное
развитие
,
коммуникация
,
коммуникативные
умения
.
период
старшего
дошкольного
возрас
-
та
,
как
отмечает
В
.
К
.
Бальсевич
,
харак
-
тер
физических
нагрузок
должен
быть
разнообразным
,
их
объём
достаточно
велик
,
а
интен
-
сивность
невысока
.
Вместе
с
тем
,
автором
предлага
-
ется
такая
стратегия
физического
воспитания
дошко
-
льника
,
которая
направлена
на
развитие
у
него
разно
-
образных
движений
,
не
требующих
длительных
фи
-
зических
напряжений
[1].
Разнообразие
движений
зависит
от
условий физического
воспитания
,
личного
опыта
и
познавательных
возможностей
ребёнка
.
Обо
-
гащение
двигательного
опыта
ребёнка
возможно
че
-
рез
двигательное
творчество
,
самостоятельное
вы
-
полнение
двигательных
действий
.
По
мнению
В
.
Н
.
Шебеко
,
развитие
самостоятельности
,
творчест
-
ва
,
интереса
к
движениям
и
его
избирательное
отно
-
шение
к
разным
видам
двигательной
деятельности
позволяет формировать
субъектную
позицию
ребёнка
[3].
В
связи
с
этим
возникает
интерес
к
изучению
двигательного
развития
дошкольника
в
контексте
развития
личности
средствами физической
культуры
.
Мы
разделяем
мнение
В
.
А
.
Шишкиной
о
двигатель
-
ном
развитии
дошкольника
как
особой
линии
разви
-
тия
личности
.
Под
двигательным
развитием
понима
-
ем
процесс
формирования
двигательных
умений
и
навыков
,
физических
качеств
,
которые
в
своей
сово
-
купности
определяют
уровень
физической
подготов
-
ленности
детей
[4].
В
процессе
двигательного
развития
детей
до
-
школьного
возраста
педагогами
ставится
задача
нау
-
чить
ребёнка
управлять
своими
двигательными
дей
-
ствиями
.
В
свою
очередь мы
под
управлением
двига
-
тельными
действиями
понимаем
совокупность
уме
-
ний
,
позволяющих
регулировать
прилагаемые
уси
-
лия
,
быстроту
выполнения
,
форму
,
амплитуду
,
на
-
правление
движения
.
Вместе
с
тем
,
следует
отметить
,
что
в
процессе
освоения
двигательных
навыков
ребё
-
нок
не
только
учится
управлять
своими
движениями
,
но
и
согласует
их
выполнение
с
действиями
других
(
сверстников
,
взрослых
).
Мы
полагаем
,
что
такое
со
-
гласование
будет
успешным
,
если
ребёнок
обладает
не
только
достаточно
сформированными
двигатель
-
ными
умениями
,
но
и
умениями
коммуникативными
.
В
результате
коммуникативные
умения
дошкольни
-
ков
,
проявляющиеся
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
,
могут
существенно
повлиять
на
разно
-
образие
и
качество
двигательных
действий
,
что
необ
-
ходимо
принять
во
внимание
.
Однако
противоречие
заключается
в
том
,
что
этот
аспект
пока
не
находит
,
на
наш
взгляд
,
достаточного
отражения
в
научных
исследованиях
.
В
связи
с
вышесказанным
проблема
исследо
-
вания
может
быть
сформулирована
в
виде
следую
-
щего
вопроса
:
каким
образом
следует
учитывать
коммуникативный
компонент
в
процессе
обучения
детей
двигательным
действиям
?
Актуальность
проблемы
исследования
обу
-
словлена
следующим
.
В
настоящее
время
существует
множество
исследований
,
в
результатах
которых
до
-
казано
,
что
средства физической
культуры
оказывают
влияние
на
процесс формирования
личности
ребёнка
.
Однако
при
этом
зачастую
остаётся
не
изучено
влия
-
ние
коммуникативных
умений
и
навыков
на
процесс
физического
воспитания
.
В
частности
,
нет
однознач
-
ного
ответа
на
вопрос
,
как
влияют
коммуникативные
умения
детей
на
овладение
ими
двигательными
дей
-
ствиями
.
На
наш
взгляд
,
если
ответ
на
этот
вопрос
будет
получен
,
то
процесс
обучения
двигательным
действиям
детей
старшего
дошкольного
возраста
мо
-
жет быть
организован более
эффективно
.
Целью
исследования
является
изучение
раз
-
нообразия
и
качества
движений
детей
в
самостоя
-
тельной
двигательной
деятельности
с
учётом
комму
-
никативного
компонента
и
разработка
на
этой
основе
рекомендаций
по
решению
двигательных
и
коммуни
-
кативных
задач
в
обучении
двигательным
действиям
дошкольников
.
Гипотеза
исследования
.
Предполагается
,
что
оценка
разнообразия
и
качества
движений
детей
в
самостоятельной
двигательной
деятельности
с
учётом
коммуникативного
компонента
позволит
определить
способы
обучения
детей
двигательным
действиям
посредством
целенаправленного
решения
двигатель
-
ных и
коммуникативных
задач
.
В
соответствии
с
целью
исследования
были
поставлены
следующие
задачи исследования
:
1.
Исследовать
разнообразие
и
качество
дви
-
жений
детей
дошкольного
возраста
в
самостоятель
-
ной двигательной деятельности
.
2.
Изучить
уровень
самостоятельного
двига
-
тельного
опыта
и
уровень
общения
при
выполнении
движений дошкольниками
.
В