___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
76
Раздел
III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК
373
ББК
74.2 ©
Л
.
Ю
.
Зайцева
,
И
.
Ю
.
Блясова
Л
.
Ю
.
Зайцева
,
И
.
Ю
.
Блясова
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
ИСТОРИКО
-
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Статья
посвящена
проблеме
обращения
к
«
традиционным
ценностям
российского
общества
»,
которые
воспринимаются
важным
интегрирующим
и
воспитывающим фактором
.
Актуальной
задачей
является
фор
-
мирование
социализированной
,
социально
-
ориентированной
личности
,
не
противопоставляющей
собственные
интересы
интересам
государства
и
общества
.
Государство
рассматривает такую
личность
в
качестве
важ
-
нейшего
фактора
развития
регионов
.
В
статье
приводится
анализ
лишь
одного
из
аспектов
традиционной
ценностной
системы
–
историко
-
культурного
наследия
,
являющегося
составной
частью
социо
-
культурной
среды
региона
,
обладающего
потенциалом
развития
и
региона
и
человеческого
капитала
.
Статья
рассматри
-
вает
эффективность
реализации
потенциала
историко
-
культурного
наследия
в
Курганской
области
.
Конкре
-
тизируется
само
понятие
«
объекты
историко
-
культурного
наследия
»
и
их
содержание
в
соответствии
с
ре
-
гиональным
законодательством
.
Названы
ключевые
проблемы
,
связанные
с
использованием
объектов
истори
-
ко
-
культурного
наследия
в
регионе
.
Сделан
вывод
о
недостаточно
эффективном
включении
объектов
истори
-
ко
-
культурного
наследия
в
социо
-
культурную
инфраструктуру
.
Авторы
полагают
,
что
показателями
эффек
-
тивного
использования
объектов
историко
-
культурного
наследия
могут
служить
–
доступность
объектов
для
населения
в
их
активном
применении
для
решения
задач
развития
региона
и
личности
.
Особое
внимание
уделено
анализу
педагогического
содержания
историко
–
культурного
наследия
в формировании
личности
.
Ком
-
плексное
использование
средств
социально
-
культурной
деятельности
обусловливает
создание
исторической
преемственности
культуры
на
почве
национальных
традиций
,
возрождения
народного
искусства
,
ремесел
,
развития творческих
возможностей
личности
,
самореализации
.
Показаны такие
направления
раскрытия
по
-
тенциала
историко
-
культурного
наследия
,
как музейная
педагогика
,
общественные молодежные
объединения
,
поисковая
деятельность
,
волонтёрство
и
добровольчество
,
туризм
и
библиотечное
дело
.
Отмечено
,
что
пе
-
дагогическая
практика
в
рамках
указанных
направлений
постоянно
обновляется
,
реализует
инновационные
технологии
.
Указаны
и
наиболее
проблемные
места
в
данных
направлениях
.
Обозначены
свойства
личности
,
формируемые
под
воздействием
историко
-
культурного
наследия
и
общественные
и
педагогические
установки
на
её
социально
-
ориентированную
активность
.
Ключевые
слова
:
историко
-
культурное
наследие
,
личность
,
педагогизация
среды
,
краеведение
,
музей
-
ная педагогика
,
регион
,
волонтёрство
,
туризм
,
традиции
,
ремесла
.
сли
обратиться
к
политике
государства
в
отношении
ценностной
системы
в
последние
годы
,
то
можно
увидеть
возврат
от
понятия
«
общечеловеческие
ценности
»
к
понятию
«
традиционные
ценности
российского
общества
»,
что
предполагает
опору
на
историческую
преемственность
,
в
том
числе
в
виде
историко
-
культурного
наследия
.
В
нашей
статье
рассмотрим
два
функциональных
содержания
историко
-
культурного
наследия
,
связанных
с
формированием
личности
.
Во
-
первых
,
историко
-
культурное
наследие
является
значимым
фактором
современного
развития
территорий
,
поскольку
способствует
формированию
идентичности
населения
и
сохранению
культурной
среды
.
Но
эту
функцию
оно
выполняет
только
при
условии
,
когда
осознается
и
используется
в
качестве
ресурса
развития
[12,
с
. 195].
На
территории
Курганской
области
расположено
1125
объектов
культурного
наследия
.
Среди
них
729
объектов
культурного
наследия
федерального
значения
и
396
объектов
культурного
наследия
регионального
значения
.
К
объектам
федерального
значения
относятся
19
памятников
архитектуры
и
710
памятников
археологии
.
К
объектам
регионального
значения
относятся
275
памятников
архитектуры
и
121
памятник
истории
(
захоронения
)
и монументального искусства
[11]
.
Уточним
,
что
относится
к
объектам
культурного
наследия
,
находящимся
на
территории
Курганской
области
.
Это
памятники
истории
и
культуры
народов
Российской
Федерации
,
которые
включают
:
объекты
археологического
наследия
,
объекты
с
исторически
связанными
с
ними
территориями
,
произведениями
живописи
,
скульптуры
,
декоративно
-
прикладного
искусства
,
объектами
науки
и
техники
и
иными
предметами
материальной
культуры
.
Они
возникли
в
результате
исторических
событий
и
представляют
собой
ценность
с
точки
зрения
истории
,
археологии
,
архитектуры
,
градостроительства
,
искусства
,
науки
и
техники
,
эстетики
,
этнологии
или
антропологии
,
социальной
культуры
.
Эти
объекты
являются
свидетельством
эпох
и
цивилизаций
.
Их
можно
Е