___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
72
выдается проверяемому лицу
[2].
Из
представленных
выше
аргументов
следует
,
что
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
при
осуществлении
ОРМ
направлено
на
обеспечение
безопасности
личности
,
общества
и
государства
от
преступных
посягательств
.
При
этом
независимо
от
достигнутых
результатов
,
проводимые
мероприятия
должны
осуществляться
в
рамках
закона
и
не
противоречить основным принципам Конституции РФ
.
Четвертый
вид
включает
в
себя
ограничения
,
возникающие
в
результате
противоправного
поведения
самого иностранного
гражданина
.
При
совершении
иностранными
лицами
противоправных
действий
к
ним
могут
применяться
различные
виды
наказаний
(
уголовная
,
административная
),
например
,
в
виде
ограничения
свободы
,
административного
выдворения и
т
.
д
.
Применяемое
наказание
зависит
от
квалификации
правонарушения
и
общественно
опасных
последствий
.
Относящиеся
к
данному
виду
ограничения
,
могут
носить
как
временный
,
так
и
постоянный
характер
.
Автор
,
придерживаясь
позиции И
.
В
.
Шатохина
[21,
с
. 274],
также
считает
,
что
установление
ответственности
граждан
,
в
частности
иностранных
вне
зависимости
от
ее
вида
,
может
рассматриваться
как
одна
из
форм
ограничения
прав
.
Лицо
,
совершая
противоправные
действия
,
посягает
на
общественный
порядок
и
общественную
безопасность
.
Именно
поэтому
государство
,
решая
вопрос
защиты
интересов
законопослушных
граждан
,
принимает
меры
к изоляции
правонарушителей
.
Как
справедливо
отметила
В
.
В
.
Лапаева
,
федеральным
конституционным
законом
и
федеральным
законом
могут
быть
установлены
гарантии
против
злоупотребления
правами
и
свободами
,
но
только
в
той
мере
,
в
какой
это
необходимо
для
пресечения
таких
злоупотреблений
[18,
с
. 15-16].
При
этом
,
данные
гарантии
,
являясь
ответной
мерой
на
противоправное
поведение
иностранного
гражданина
,
направлены
не
только
на
предотвращение
общественно
-
опасных
последствий
,
но
и
ограждение
лиц
,
посягнувших
на
охраняемые
законом
общественные
отношения
,
посредством
ограничения и лишения
их прав и
свобод
.
Хотелось
бы
отметить
,
что
именно
запретительные
(
репрессивные
)
меры
формируют
у
правонарушителя
законопослушное
поведение
,
именно
осознание
того
,
что
в
результате
совершения
противоправных
действий
можно
лишиться
возможности
реализовать
свои
права
,
закрепленные
законом
,
и
заставляют
их
соблюдать
установленные
правила
поведения
.
Именно
по
этому
,
в
целях
недопущения
негативной миграционной
ситуации
и
в
интересах
безопасности
законодатель
предусмотрел
возможность
введения
в
отношении
данной
категории
лиц
ограничений
,
зависящих
от
тяжести
совершенного правонарушения
.
К
пятому
типу
следует
отнести
ограничения
,
связанные
с
субъективными
особенностями
иностранного
гражданина
.
Особенностью
данного
типа
является
то
,
что
вводимые
ограничения
прав
и
свобод
иностранных
граждан
зависят
,
прежде
всего
от
их
правового
статуса
.
Так
,
например
,
иностранным
гражданам
,
временное
проживающим
на
территории
РФ
,
запрещено
по
собственному
желанию
изменять
разрешенное
им
место
временного
проживания
.
При
этом
иностранные
граждане
из
числа
сотрудников
дипломатических
представительств
,
консульских
учреждений
,
журналистов
также
могут
быть
ограничены
на
свободу
передвижения
по
территории
РФ
[13,
ст
. 11, 12].
Помимо
изложенного
,
вводимые
ограничения
могут
быть
выражены
в
виде
депортации
из
РФ
.
Данный
вид
ограничения
,
как
правила
применяется
к
иностранным
гражданам
,
в
отношении
которых
принято
решение
о
нежелательности
пребывания
на
территории России
[13,
ст
. 7, 9, 31].
К
числу
таких
следует
отнести
,
например
,
случаи
когда
у
иностранных
граждан
выявлена ВИЧ
-
инфекция
либо
они
страдают
одним
из
инфекционных
заболеваний
,
которые
представляют
опасность
для
окружающих
[13,
п
. 13
ст
. 7].
Данные
лица
в
соответствии
с
законодательством
РФ
подлежат
депортации
с
территории
РФ
[10,
ч
. 2
ст
.
11].
Между
тем
,
указанное
требование
не
распространяется
на
иностранных
лиц
,
имеющих
членов
семьи
,
родителей
граждан
РФ
,
а
также
в
иных
случаях
,
предусмотренных
законом
[10,
ч
. 3
ст
. 11].
Озвученные
требования
не
распространяются
также
на
сотрудников
дипломатических
представителей
,
консульских
учреждений
иностранных
государств
,
сотрудников
международных
межправительственных
организаций и членов их
семей
.
Характеризуя
данную
ситуацию
,
Конституционный
Суд
РФ
указал
,
что
заболевание
,
вызываемое
вирусом
иммунодефицита
человека
,
«…
вызывает
тяжелые
социально
-
экономические
и
демографические
последствия
для
Российской
Федерации
,
создает
угрозу
личной
,
общественной
,
государственной
безопасности
,
а
также
угрозу
существованию
человечества
,
что
вызывает
необходимость
защиты
прав
и
законных
интересов
населения
и
применения
своевременных
эффективных
мер
комплексной
профилактики
этого
заболевания
» [3].
Подводя
итог
изложенному
,
можно
констатировать
,
что
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
,
устанавливаемое
в
интересах
национальной
безопасности
, –
представляет
собой
основанное
на
нормах
международного
права
и
законодательстве
РФ
сужение
либо
вмешательство
в
права
и
свободы
иностранных
граждан
,
не
позволяющее
или
препятствующее
реализовать
их
в
полном
объеме
,
осуществляемое
в
пределах
полномочий
органами
государственной
власти
в
интересах
обеспечения
безопасности
личности
,
общества и
государства
.