Table of Contents Table of Contents
Previous Page  72 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 72 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

71

юридически

,

но

и

социально

оправданным

;

при

допустимости

ограничения

того

или

иного

права

должны

использоваться

не

чрезмерные

,

а

только

необходимые

и

строго

обусловленные

этими

целями

меры

;

публичные

интересы

,

а

именно

,

права

и

свободы

человека

могут

оправдать

правовые

ограничения

прав

и

свобод

,

только

если

такие

ограничения

адекватны

социально

необходимому

результату

.

А

.

В

.

Мелехин

в

своей

работе

пишет

: «

чтобы

гарантировать

безопасность

граждан

от

проявляемого

в

различных формах

насилия

,

государство

до

ввода

в

действие

норм

чрезвычайного

законодательства

в

качестве

меры

предупредительного

характера

вправе

потребовать

от

общества предоставления

себе прав на

возможность

ограничения

некоторых

конституционных прав и

свобод

» [19].

Приведенные

выше

доводы

свидетельствуют

о

том

,

что

характер

ограничений

прав

и

свобод

иностранных

граждан

зависит

,

прежде

всего

,

от

особенностей

вводимых

правовых

режимов

,

заключающихся

в

том

,

что

они

вводятся

на

конкретной

территории

;

введение

данных

режимов

носит

,

прежде

всего

,

временный

характер

;

в

период

введения

особых

режимов

ужесточаются

меры

юридической

ответственности

лиц

,

находящихся

в

зоне

их

введения

;

в

каждом

случае

введения

особых

режимов

сопровождается

установлением

перечня

ограничений

,

присущих

конкретному

особому

правовому режиму

.

Второй

вид

ограничений

включает

в

себя

ограничения

,

вводимые

в

период

действия

правовых

режимов

,

устанавливаемых

законодательством

,

не

являющимся

чрезвычайным

.

В

силу

многообразия

правовых

отношений

,

участниками

которых

являются

иностранные

граждане

,

группа

данных

правовых

режимов

включает

в

себя две подгруппы

.

К

числу

первой

подгруппы

следует

отнести

режимы

,

специально

устанавливаемые

в

отношении

иностранных

граждан

(

режим

пребывания

,

режим

въезда

-

выезда

,

режим

регистрации

,

режим

транзитного перемещения и

т

.

д

.).

Ко

второй

подгруппе

относятся

общие

правовые

режимы

,

участниками

которых

помимо

граждан

РФ

являются

иностранные

граждане

(

режим

государственной

границы

РФ

,

режим

в

пунктах

пропуска

через

государственную

границу

РФ

,

паспортно

-

визовый

режим

,

режим

государственной

тайны и

т

.

д

.).

Предполагая

введение

ограничений

в

рамках

«

не

чрезвычайных

»

правовых

режимов

,

законодатель

установил

их

перечень

с

учетом

правового

статуса

иностранных

граждан

.

При

этом

устанавливаемые

ограничения

носят

избирательный

характер

и

могут

не

распространяться на

граждан РФ

.

В

отличие

от

ограничений

,

вводимых

в

рамках

особых

правовых

режимов

,

ограничения

,

устанавливаемые

вышеуказанными

режимами

,

носят

более

длительный

либо

постоянный

характер

.

К

числу

таковых

,

следует

отнести

ограничения

в

посещении

отдельных

территорий

,

ознакомлении

с

информацией

,

составляющей

государственную

тайну

,

передвижении

по

территории

государства

,

осуществлении

трудовой

деятельности

в

определенных

сферах

деятельности

,

приобретении

земель

в

отдельных местностях и

т

.

д

.

Как

мы

видим

,

ограничение

прав

и

свобод

иностранных

граждан

может

характеризоваться

по

территориальному

признаку

(

территории

,

в

пределах

которых могут

вводиться

соответствующие

правовые

режимы

),

по

времени

введения

(

в

период

действия

чрезвычайного

законодательства

либо

обычного

(

не

чрезвычайного

)

законодательства

),

зависеть

от

характера

вводимого правового

режима

.

Особенностью

третьего

вида

ограничений

является

то

,

что

они

могут

возникать

в

связи

с

проведением

оперативно

-

розыскных

мероприятий

(

далее

-

ОРМ

).

Анализ

действующего

законодательства

показал

,

что

при

проведении

уполномоченными

органами ОРМ

,

осуществляемых

с

учетом

принципов

конспирации

,

на

гласной

и

негласной

основе

,

могут

ограничиваться

права

и

свободы

иностранных

граждан

.

Между

тем

,

в

соответствии

с

ч

. 2

ст

. 23

Конституции

РФ

ограничение

права

на

тайну

переписки

,

телефонных

переговоров

,

почтовых

,

телеграфных

и

иных

сообщений

допускается

только

на

основании решения

суда

.

Из

представленного

видно

,

что

Конституция

РФ

,

гарантируя

права

и

свободы

граждан

,

устанавливает

судебный

контроль

за

введением

отдельных

ограничений

,

роль

которого

заключается

в

признании

действий

уполномоченных

органов

на

проведение

ОРМ

,

связанных

с

ограничением

прав

и

свобод

личности

,

законными и обоснованными

.

Так

,

например

,

абз

. 2

ч

. 3

ст

. 8

Федерального

закона

от

12

августа

1995

г

.

144-

ФЗ

«

Об

оперативно

-

розыскной

деятельности

»

[12]

предусматривает

проведение

соответствующих

мероприятий

,

не

терпящих

отлагательств

с

уведомлением

суда

в

течение

24

ч

.

При

этом

,

в

течение

48

ч

.

с

начала

проведения

ОРМ

соответствующий

орган

обязан

получить

судебное

решение

о

проведении

данного ОРМ

либо

прекратить

его проведение

.

Более

того

,

особенностью

озвученной

правовой

нормы

является

то

,

что

ОРМ

в

отношении

соответствующего

лица

,

осуществляются

без

его

уведомления

.

По

данному

поводу

Конституционной

Суд

РФ

указал

,

что

в

процедуре

,

в

которой

испрашивается

судебное

разрешение

на

проведение

ОРМ

,

проверяемое

лицо

,

не

являющееся

участником

процесса

не

должен

знать

о

нем

.

Открытости

,

гласности

и

состязательности

сторон

в

этом

процессе

быть

не может

,

ибо

в

противном

случае

негласные

по

своему

характеру ОРМ

стали

бы

просто

невозможны

,

а

сама

оперативно

-

розыскная

деятельность

утратила

бы

смысл

.

Именно

поэтому

судебное

решение

выдается

органу

-

инициатору

проведения ОРМ

и

не