___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
71
юридически
,
но
и
социально
оправданным
;
при
допустимости
ограничения
того
или
иного
права
должны
использоваться
не
чрезмерные
,
а
только
необходимые
и
строго
обусловленные
этими
целями
меры
;
публичные
интересы
,
а
именно
,
права
и
свободы
человека
могут
оправдать
правовые
ограничения
прав
и
свобод
,
только
если
такие
ограничения
адекватны
социально
необходимому
результату
.
А
.
В
.
Мелехин
в
своей
работе
пишет
: «
чтобы
гарантировать
безопасность
граждан
от
проявляемого
в
различных формах
насилия
,
государство
до
ввода
в
действие
норм
чрезвычайного
законодательства
в
качестве
меры
предупредительного
характера
вправе
потребовать
от
общества предоставления
себе прав на
возможность
ограничения
некоторых
конституционных прав и
свобод
» [19].
Приведенные
выше
доводы
свидетельствуют
о
том
,
что
характер
ограничений
прав
и
свобод
иностранных
граждан
зависит
,
прежде
всего
,
от
особенностей
вводимых
правовых
режимов
,
заключающихся
в
том
,
что
они
вводятся
на
конкретной
территории
;
введение
данных
режимов
носит
,
прежде
всего
,
временный
характер
;
в
период
введения
особых
режимов
ужесточаются
меры
юридической
ответственности
лиц
,
находящихся
в
зоне
их
введения
;
в
каждом
случае
введения
особых
режимов
сопровождается
установлением
перечня
ограничений
,
присущих
конкретному
особому
правовому режиму
.
Второй
вид
ограничений
включает
в
себя
ограничения
,
вводимые
в
период
действия
правовых
режимов
,
устанавливаемых
законодательством
,
не
являющимся
чрезвычайным
.
В
силу
многообразия
правовых
отношений
,
участниками
которых
являются
иностранные
граждане
,
группа
данных
правовых
режимов
включает
в
себя две подгруппы
.
К
числу
первой
подгруппы
следует
отнести
режимы
,
специально
устанавливаемые
в
отношении
иностранных
граждан
(
режим
пребывания
,
режим
въезда
-
выезда
,
режим
регистрации
,
режим
транзитного перемещения и
т
.
д
.).
Ко
второй
подгруппе
относятся
общие
правовые
режимы
,
участниками
которых
помимо
граждан
РФ
являются
иностранные
граждане
(
режим
государственной
границы
РФ
,
режим
в
пунктах
пропуска
через
государственную
границу
РФ
,
паспортно
-
визовый
режим
,
режим
государственной
тайны и
т
.
д
.).
Предполагая
введение
ограничений
в
рамках
«
не
чрезвычайных
»
правовых
режимов
,
законодатель
установил
их
перечень
с
учетом
правового
статуса
иностранных
граждан
.
При
этом
устанавливаемые
ограничения
носят
избирательный
характер
и
могут
не
распространяться на
граждан РФ
.
В
отличие
от
ограничений
,
вводимых
в
рамках
особых
правовых
режимов
,
ограничения
,
устанавливаемые
вышеуказанными
режимами
,
носят
более
длительный
либо
постоянный
характер
.
К
числу
таковых
,
следует
отнести
ограничения
в
посещении
отдельных
территорий
,
ознакомлении
с
информацией
,
составляющей
государственную
тайну
,
передвижении
по
территории
государства
,
осуществлении
трудовой
деятельности
в
определенных
сферах
деятельности
,
приобретении
земель
в
отдельных местностях и
т
.
д
.
Как
мы
видим
,
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
может
характеризоваться
по
территориальному
признаку
(
территории
,
в
пределах
которых могут
вводиться
соответствующие
правовые
режимы
),
по
времени
введения
(
в
период
действия
чрезвычайного
законодательства
либо
обычного
(
не
чрезвычайного
)
законодательства
),
зависеть
от
характера
вводимого правового
режима
.
Особенностью
третьего
вида
ограничений
является
то
,
что
они
могут
возникать
в
связи
с
проведением
оперативно
-
розыскных
мероприятий
(
далее
-
ОРМ
).
Анализ
действующего
законодательства
показал
,
что
при
проведении
уполномоченными
органами ОРМ
,
осуществляемых
с
учетом
принципов
конспирации
,
на
гласной
и
негласной
основе
,
могут
ограничиваться
права
и
свободы
иностранных
граждан
.
Между
тем
,
в
соответствии
с
ч
. 2
ст
. 23
Конституции
РФ
ограничение
права
на
тайну
переписки
,
телефонных
переговоров
,
почтовых
,
телеграфных
и
иных
сообщений
допускается
только
на
основании решения
суда
.
Из
представленного
видно
,
что
Конституция
РФ
,
гарантируя
права
и
свободы
граждан
,
устанавливает
судебный
контроль
за
введением
отдельных
ограничений
,
роль
которого
заключается
в
признании
действий
уполномоченных
органов
на
проведение
ОРМ
,
связанных
с
ограничением
прав
и
свобод
личности
,
законными и обоснованными
.
Так
,
например
,
абз
. 2
ч
. 3
ст
. 8
Федерального
закона
от
12
августа
1995
г
.
№
144-
ФЗ
«
Об
оперативно
-
розыскной
деятельности
»
[12]
предусматривает
проведение
соответствующих
мероприятий
,
не
терпящих
отлагательств
с
уведомлением
суда
в
течение
24
ч
.
При
этом
,
в
течение
48
ч
.
с
начала
проведения
ОРМ
соответствующий
орган
обязан
получить
судебное
решение
о
проведении
данного ОРМ
либо
прекратить
его проведение
.
Более
того
,
особенностью
озвученной
правовой
нормы
является
то
,
что
ОРМ
в
отношении
соответствующего
лица
,
осуществляются
без
его
уведомления
.
По
данному
поводу
Конституционной
Суд
РФ
указал
,
что
в
процедуре
,
в
которой
испрашивается
судебное
разрешение
на
проведение
ОРМ
,
проверяемое
лицо
,
не
являющееся
участником
процесса
не
должен
знать
о
нем
.
Открытости
,
гласности
и
состязательности
сторон
в
этом
процессе
быть
не может
,
ибо
в
противном
случае
негласные
по
своему
характеру ОРМ
стали
бы
просто
невозможны
,
а
сама
оперативно
-
розыскная
деятельность
утратила
бы
смысл
.
Именно
поэтому
судебное
решение
выдается
органу
-
инициатору
проведения ОРМ
и
не