___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
131
УДК
378,
ББК
74.58 ©
О
.
А
.
Фадеева
О
.
А
.
Фадеева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСКУРСА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья
посвящена
рассмотрению
проектирования
современного
дискурса
высшего
образования
в
рамках
рефлексивного
управления образовательными
системами
.
В исследовании обосновывается необходимость изучения
междисциплинарных
явлений
в
условиях
современного
социокультурного
пространства
,
изменившегося
рынка тру
-
да и модернизируемого
высшего образования
.
Автор описывает
сущностные
характеристики
современной
социо
-
культурной
ситуации
,
обосновывает
популярность
конструктивистских
,
в том
числе
,
дискурсивных
методов
ис
-
следования
,
определяет базовые термины новой
системы профессиональных стандартов
.
В
статье
рассмотрено
содержание
понятий
«
профессиональная
подготовка
», «
профессиональная
идентичность
»
с
позиций
компетентностного
подхода
.
При
рассмотрении
понятий
«
дискурс
», «
дискурс
высшего
образования
», «
профессиональный
дискурс
»
автор
опирается на междисциплинарные
исследования
.
Дискурс
высшего
образования
представляет
собой
ценностно
–
смысловое
поле
всего
корпуса текстов
,
содержащих
концептуальные
основы
профессионального
знания
по
направлению
подготовки
,
описания
норм
,
законов
и
образцов
профессиональной
деятельности
,
в
том
числе
средствами
иноязычной
профессиональной
коммуникации
.
В
работе
рассматривается
понятие
«
иностранный
язык
для
специальных
целей
»,
определяется
содержание
понятий
«
профессионально
–
ориентированный
языковой
материал
», «
дискурсивная
компетенция
».
Осваивая
профессиональный
иноязычный
дискурс
в
рамках
курса
дисциплины
«
Иностранный
язык
»,
студент
осваивает
«
новые
»
социальные
роли
,
реализует
общение
в
учебно
–
профессиональных
коммуникативных
ситуациях
,
формируя
начальную
профессиональную
идентичность
.
В
заключении
определено
,
что
проектирование
дискурса
профессиональной
коммуникации
ориентировано
на
успешное формирование
«
вторичной
»
языковой
личности
,
готовой
к
иноязычному
общению
в
профессиональной
сфере
,
осуществляется
на
основе
отбора
профессионально
-
ориентированного
речевого
материала
;
использования
технологий
гуманитарного
взаимодействия
(
критического
мышления
,
рефлексивного мышления
),
а также
разработки диагностического
сопровождения
дискурсивных
практик
.
Ключевые
слова
:
социокультурное
проектирование
,
профессиональный
стандарт
,
дискурс
,
профессиональное иноязычное
общение
,
профессиональная идентичность
,
дискурсивная
компетенция
.
одернизация
высшего
образования
в
условиях
современного
социокультурного
пространства
,
обуславливает
необходимость
исследования
изменений
,
их
закономерностей
для
своевременного
управления
развитием
.
В
связи
с
этим
в
педагогической
науке
возникла
необходимость
изучения
междисциплинарных
явлений
,
в
связи
с
необходимостью
рефлексивного
управления
образовательными
системами
.
Так
как
в
основе
теорий
социокультурного
проектирования
лежит
изучение
механизмов
«
дея
-
тельности
по
разработке
нововведения
,
целью
кото
-
рого
является
планирование
,
а
в
последующем
созда
-
ние
,
модернизация
или
поддержание
в
изменившейся
социальной
среде
материальной
или
духовной
ценно
-
сти
» (
В
.
А
Баранов
),
то
социальное
проектирование
обладает
потенциалом
для
применения
в
высшего
образования
в
новых
социокультурных
условиях
,
так
оно
предполагает
возможности
моделирования
опре
-
деленных
свойств
,
структур
и
отношений
,
причем
–
не
только
выделение
этих
компонентов
,
но
и
форми
-
рование
той
среды
,
в
рамках
которой
они
могут
су
-
ществовать
[2, c. 16].
С
другой
стороны
,
появление
новых
видов
профессиональной
деятельности
,
изменившийся
ры
-
нок
труда
требуют
постоянного
развития
навыков
,
освоение
новых
компетенций
.
Именно
этим
обуслов
-
лено
введение
в
действие
нового
Классификатора
ОКСО
ОК
- 009-2016
с
1
июля
2017
года
,
представ
-
ляющих
систему
профессиональных
стандартов
.
Квалификация
работника
-
это
уровень
его
знаний
,
умений
,
профессиональных
навыков
и
опыта
работы
,
согласно
статье
195.1
Трудового
кодекса
Российской
Федерации
.
Профессиональный
стандарт
является
характеристикой
квалификации
,
необходимой
работ
-
нику
для
осуществления
определенного
вида
профес
-
сиональной
деятельности
[1].
Современная
социокультурная
ситуация
опре
-
деляет
необходимость
постоянного
развития
профес
-
сиональной
идентичности
,
а
также
ее
трансформа
-
цию
,
обусловленную
необходимостью
адаптировать
-
ся
к
быстрым
изменениям
в
социальной
,
профессио
-
нальной и
технологической
сферах
.
Цель
исследования
:
разработать
теоретические
подходы
к
проектированию
дискурса
профессионального
иноязычного
общения
как
средства
формирования
профессиональной
идентичности
.
Интерпретация результатов исследования
:
Современное
глобальное
социокультурное
пространство
характеризуется
не
только
коммуникативным
и
перформативным
характером
современной
культуры
,
но
также
переходом
от
объективной
к
эпистемической
науке
в
конце
XX
века
,
определяющей
,
что
познание
в
современном
М