Table of Contents Table of Contents
Previous Page  132 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 132 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

131

УДК

378,

ББК

74.58 ©

О

.

А

.

Фадеева

О

.

А

.

Фадеева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСКУРСА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья

посвящена

рассмотрению

проектирования

современного

дискурса

высшего

образования

в

рамках

рефлексивного

управления образовательными

системами

.

В исследовании обосновывается необходимость изучения

междисциплинарных

явлений

в

условиях

современного

социокультурного

пространства

,

изменившегося

рынка тру

-

да и модернизируемого

высшего образования

.

Автор описывает

сущностные

характеристики

современной

социо

-

культурной

ситуации

,

обосновывает

популярность

конструктивистских

,

в том

числе

,

дискурсивных

методов

ис

-

следования

,

определяет базовые термины новой

системы профессиональных стандартов

.

В

статье

рассмотрено

содержание

понятий

«

профессиональная

подготовка

», «

профессиональная

идентичность

»

с

позиций

компетентностного

подхода

.

При

рассмотрении

понятий

«

дискурс

», «

дискурс

высшего

образования

», «

профессиональный

дискурс

»

автор

опирается на междисциплинарные

исследования

.

Дискурс

высшего

образования

представляет

собой

ценностно

смысловое

поле

всего

корпуса текстов

,

содержащих

концептуальные

основы

профессионального

знания

по

направлению

подготовки

,

описания

норм

,

законов

и

образцов

профессиональной

деятельности

,

в

том

числе

средствами

иноязычной

профессиональной

коммуникации

.

В

работе

рассматривается

понятие

«

иностранный

язык

для

специальных

целей

»,

определяется

содержание

понятий

«

профессионально

ориентированный

языковой

материал

», «

дискурсивная

компетенция

».

Осваивая

профессиональный

иноязычный

дискурс

в

рамках

курса

дисциплины

«

Иностранный

язык

»,

студент

осваивает

«

новые

»

социальные

роли

,

реализует

общение

в

учебно

профессиональных

коммуникативных

ситуациях

,

формируя

начальную

профессиональную

идентичность

.

В

заключении

определено

,

что

проектирование

дискурса

профессиональной

коммуникации

ориентировано

на

успешное формирование

«

вторичной

»

языковой

личности

,

готовой

к

иноязычному

общению

в

профессиональной

сфере

,

осуществляется

на

основе

отбора

профессионально

-

ориентированного

речевого

материала

;

использования

технологий

гуманитарного

взаимодействия

(

критического

мышления

,

рефлексивного мышления

),

а также

разработки диагностического

сопровождения

дискурсивных

практик

.

Ключевые

слова

:

социокультурное

проектирование

,

профессиональный

стандарт

,

дискурс

,

профессиональное иноязычное

общение

,

профессиональная идентичность

,

дискурсивная

компетенция

.

одернизация

высшего

образования

в

условиях

современного

социокультурного

пространства

,

обуславливает

необходимость

исследования

изменений

,

их

закономерностей

для

своевременного

управления

развитием

.

В

связи

с

этим

в

педагогической

науке

возникла

необходимость

изучения

междисциплинарных

явлений

,

в

связи

с

необходимостью

рефлексивного

управления

образовательными

системами

.

Так

как

в

основе

теорий

социокультурного

проектирования

лежит

изучение

механизмов

«

дея

-

тельности

по

разработке

нововведения

,

целью

кото

-

рого

является

планирование

,

а

в

последующем

созда

-

ние

,

модернизация

или

поддержание

в

изменившейся

социальной

среде

материальной

или

духовной

ценно

-

сти

» (

В

.

А

Баранов

),

то

социальное

проектирование

обладает

потенциалом

для

применения

в

высшего

образования

в

новых

социокультурных

условиях

,

так

оно

предполагает

возможности

моделирования

опре

-

деленных

свойств

,

структур

и

отношений

,

причем

не

только

выделение

этих

компонентов

,

но

и

форми

-

рование

той

среды

,

в

рамках

которой

они

могут

су

-

ществовать

[2, c. 16].

С

другой

стороны

,

появление

новых

видов

профессиональной

деятельности

,

изменившийся

ры

-

нок

труда

требуют

постоянного

развития

навыков

,

освоение

новых

компетенций

.

Именно

этим

обуслов

-

лено

введение

в

действие

нового

Классификатора

ОКСО

ОК

- 009-2016

с

1

июля

2017

года

,

представ

-

ляющих

систему

профессиональных

стандартов

.

Квалификация

работника

-

это

уровень

его

знаний

,

умений

,

профессиональных

навыков

и

опыта

работы

,

согласно

статье

195.1

Трудового

кодекса

Российской

Федерации

.

Профессиональный

стандарт

является

характеристикой

квалификации

,

необходимой

работ

-

нику

для

осуществления

определенного

вида

профес

-

сиональной

деятельности

[1].

Современная

социокультурная

ситуация

опре

-

деляет

необходимость

постоянного

развития

профес

-

сиональной

идентичности

,

а

также

ее

трансформа

-

цию

,

обусловленную

необходимостью

адаптировать

-

ся

к

быстрым

изменениям

в

социальной

,

профессио

-

нальной и

технологической

сферах

.

Цель

исследования

:

разработать

теоретические

подходы

к

проектированию

дискурса

профессионального

иноязычного

общения

как

средства

формирования

профессиональной

идентичности

.

Интерпретация результатов исследования

:

Современное

глобальное

социокультурное

пространство

характеризуется

не

только

коммуникативным

и

перформативным

характером

современной

культуры

,

но

также

переходом

от

объективной

к

эпистемической

науке

в

конце

XX

века

,

определяющей

,

что

познание

в

современном

М