Table of Contents Table of Contents
Previous Page  134 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 134 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

133

Сформированный

в

структуре

профессиональной

идентичности

образ

профессионала

определяет

успешное

овладение

компетенциями

.

В

связи

с

выделенной

проблемой

исследования

,

именно

дискурсивная

компетенция

предполагает

развитие

способности

понимать

различные

виды

коммуникативных

высказываний

,

а

также

строить

целостные

,

связные

,

логичные

высказывания

разных

функциональных

стилей

(

статья

,

письмо

,

эссе

);

предполагает

выбор

лингвистических

средств

в

зависимости

от

целей

высказывания

.

Так

,

в

структуру

сформированной

профессиональной

идентичности

также

входит

дискурсивная

компетенция

,

овладение

которой

подразумевает

знание

разных

типов

профессионального

дискурса

,

умение

интерпретировать

их

в

соответствии

с

коммуникативной

ситуацией

и

продуцировать

эти

дискурсы

с

учетом

экстралингвистических

особенностей

ситуации

общения

,

ролей

участников

коммуникации

и

способов

взаимодействия

коммуникантов

.

Исследованию

сущностных

характеристик

понятия

«

компетенция

»

и

ее

видов

посвящены

исследования В

.

А

.

Болотова

,

Е

.

В

.

Бондаревской

,

И

.

А

.

Зимней

,

Н

.

В

.

Кузьминой

,

В

.

В

.

Серикова и др

.

Компетенция

является

синтезом

когнитивного

,

предметно

-

практического

и

личностного

опыта

,

а

профессионально

значимыми

компетенциями

являются

компетенции

ценностно

-

смысловой

ориентации

в

мире

,

в

том

числе

,

профессиональном

,

компетенции

в

устном

и

письменном

профессиональном

иноязычном

общении

.

Как

известно

,

в

структуре

коммуникативной

компетенции

выделяют

шесть

компонентов

:

лингвистический

,

социолингвистический

,

дискурсивный

,

стратегический

,

социокультурный

,

социальный

.

Однако

,

именно

овладение

дискурсивной

компетенцией

представляет

потенциал

для

формирования профессиональной идентичности

.

Возможность

проектирования

профессионального

дискурса

обусловлена

развитием

концепции

«

иностранный

язык

для

специальных

целей

» (Foreign Language for Specific Purposes),

которая

появилась

в

зарубежной

педагогике

и

методике

обучения

иностранным

языкам

(

Т

.

Хатчинсон

,

А

.

Уотерс

)

во

второй

половине

ХХ

века

.

В

отечественных

исследованиях

конца

ХХ

века

,

язык

для

специальных

целей

рассматривался

как

особая

система

языковых

средств

,

объединенных

тематически

в

соответствующей

узкопрофессиональной

сфере

человеческой

деятельности

(

Т

.

Г

.

Добросклонская

,

А

.

П

.

Миньяр

Белоручев

.

С

.

Г

.

Тер

-

Минасова

),

однако

,

именно

развитие

конструктивизма

обусловило

то

,

что

речевые формы

профессионального

дискурса

,

а

также

освоение

ими

в

рамках

обучения

языку

профессиональной

коммуникации

стало

главной

проблемой исследования

.

Выявление

путей

профессионализации

специалиста

средствами

иностранного

языка

,

формирование

его

профессиональной

идентичности

средствами

освоения

функциональных

стилей

письменной

и

устной

речи

в

ситуациях

профессиональной

деятельности

явилось

предметом

исследования

раздела

отечественной

методики

преподавания

иностранных

языков

-

профессиональной

лингводидактики

.

Однако

,

в

данной

области

знаний

отсутствуют

исследования

по

проектированию профессионального

иноязычного

дискурса

с

целью

управления

ценностной

основой

знаний

,

социокультурными

особенностями

профессиональной

идентичности

,

подготовки

высококвалифицированного

профессионала

в

соответствии

с

международными

стандартами

.

Проектирование

дискурса

осуществляется

на

основе

отбора

иноязычного

профессионально

-

ориентированного

материала

для

формирования

умения

достаточно

уверенно

и

бегло

пользоваться

наиболее

употребительными

и

языковыми

средствами

во

всех

видах

профессиональной

коммуникации

(

устной

и

письменной

).

Для

этого

учебные

материалы

должны

быть

представлены

связными

информативными

текстами

определенных

типов

дискурсов

профессиональной

коммуникации

,

содержащие

языковые и речевые

средства

.

Профессионально

ориентированный

материал

включает

в

себя

знания

о

предмете

профессионального

общения

,

фрагменте

действительности

(

факте

,

событии

,

явлении

и

др

.)

и

его

вербализации

в

дискурсе

.

Это

знания

об

участниках

общения

,

пространственно

-

временных

характеристиках

явления

;

знания

типов

взаимодействия

,

ролей

,

которые

коммуниканты

на

себя

принимают

;

осознание

себя

как

коммуниканта

и

той

аудитории

,

с

которой

происходит

общение

;

знание

о

том

,

как

вербализуются

те

или

иные

типы

взаимодействия

и

актуализируемые

роли

при

помощи

языковых

средств

в

соответствии

с

ситуацией

общения

;

знание жанрового

разнообразия

текстов

.

В

состав

дискурсивной

компетенции

входят

умения

,

которые

обозначают

способность

использовать

в

практической

деятельности

имеющиеся

знания

.

Результатом

обучения

студентов

иноязычному

письменному

общению

является

овладение

умениями

продуцирования

дискурса

,

то

есть

умения

определять

концептуальную

схему

будущих

профессиональных

сообщений

разных

типов

;

отбирать

,

планировать

и

организовывать

информацию

в

статье

с

учетом

дискурс

-

категорий

;

репрезентировать

в

содержании

письменного

продукта

дискурс

категории

.

Однако

овладение

дискурсивной

компетенцией

происходит

как

результат

освоения

операций

дискурс

анализа

:

выявление

языковых

средств

,

при

помощи

которых

в

содержании

текста

описываются

субъект

-

предметные