___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
132
мире
выступает
как
субъективный
процесс
конструирования
и
интерпретации
мира
,
а
не
его
отражение
[7,
с
. 55].
Конструктивизм
является
основной
общеметодологической
концепцией
современности
:
в
разных
областях
научного
знания
накоплены
исследования
по
конструированию
общественных
процессов
.
В
современной журналистике
происходит
конструирование
«
новостной
повестки
дня
»
для
управления
вниманием
аудитории
.
В
лингвистике
и
теории
коммуникации
основными
ведущими
направлениями
являются
дискурсивные
исследования
текста
и
коммуникации
,
позволяющие
исследовать
его
скрытые
ценности
.
В
педагогической
науке
базовой
теорией
обучения
за
рубежом
является
концепция
обучения
на
опыте
(
Д
.
Дьюи
),
лежащая
в
основе
личностно
–
деятельностного
подхода
к
организации
образовательного
процесса
(
Б
.
М
.
Бим
-
Бад
,
С
.
Г
.
Вершловский
,
О
.
С
.
Газман
,
А
.
Г
.
Козлова
,
А
.
Маслоу
,
В
.
В
.
Сериков
,
В
.
А
.
Ситаров
,
Н
.
Ф
.
Радионова
,
А
.
П
.
Тряпицына
и
др
.).
Конструктивистские
методы
являются
ведущими
в
оценке
степени
сформированности
компетенций
учащегося
(«
портфолио
студента
»,
проективные
методики
оценки
умений
).
Накопление
опыта
учебно
–
профессиональной
деятельности
,
его
рефлексивное
осмысление
один
из
путей
присвоения
ценностей
будущей
профессии
.
Согласно
современной
педагогической
науке
,
личность
осваивает
и
присваивает
ценности
среды
,
преобразуя
себя
на
их
основе
,
формируя
идентичность
.
Под
идентичностью
понимают
интегрированность
человека
и
общества
,
их
способность
к
осознанию
своей
самотождественности
к
ответу
на
вопрос
: «
кто
я
такой
?» [6,
с
. 33].
«
Профессия
» (
от
латинского
professio
←
profite
о
r –
объявляю
своим
делом
)
рассматривается
как
род
трудовой
деятельности
,
требующей
опреде
-
ленной
подготовки
и
,
как
правило
,
являющейся
ис
-
точником
существования
. «
Специальность
» –
это
вид
занятия
в
рамках
одной
профессии
. [5,
с
. 1074, 1259].
Профессия
может
представлять
группу
специально
-
стей
.
Так
,
квалификация
работника
–
это
уровень
его
знаний
,
умений
,
профессиональных
навыков
и
опыта
работы
,
согласно
статье
195.1
Трудового
кодекса
Российской Федерации
[1].
Профессиональный
стан
-
дарт
является
характеристикой
квалификации
,
необ
-
ходимой
работнику
для
осуществления
определенно
-
го
вида профессиональной деятельности
.
В
современной
педагогической
литературе
профессиональная
идентичность
рассматривается
как
явление
системное
,
динамичное
и
уровневое
.
Данное
понятие
характеризуется
структурной
сложностью
:
мотивы
,
потребности
,
интересы
,
убеждения
,
психологическая
удовлетворенность
профессиональной
деятельностью
,
а
также
выступает
фактором
освоения
компетенций
.
Профессиональная
идентичность
–
это
осознание
принадлежности
,
отождествление
личности
с
представителями
какой
-
либо
профессии
по
тем
или
иным
параметрам
,
которые
образуют
набор
необходимых
и
достаточных
дескрипторов
соответствующей
профессии
[6,
с
. 53].
Формирование
профессиональной
идентичности
происходит
в
результате
профессиональной
подготовки
,
которая
начинается
в
вузе
и
представляет
собой
определенный
набор
профессиональных
компетенций
,
которыми должен
владеть
выпускник
.
По
исследованиям
Дроботенко
Ю
.
Б
.
«
профессиональная
подготовка
студентов
вуза
–
это
процесс
освоения
норм
,
образцов
и
правил
профессиональной
деятельности
» [3,
с
. 42].
Любое
профессиональное
знание
представлено
текстами
,
формирующими
профессиональную
картину
мира
,
представляющими
нормы
и
образцы
деятельности
.
В
них
содержится
информация
о
системе
ценностей
будущей
профессии
,
а
также
представлена
национально
-
культурная
специфика
знания
.
Таким
образом
,
дискурс
профессиональной
подготовки
–
выражение
определенной общественной
практики
,
упорядоченное
и
систематизированное
особым
образом
использование
языка
,
за
которым
стоит
идеологически
и
исторически
обусловленная
ментальность
(
У
.
Маас
,
ЗЮ
.
Хабермас
,
Р
.
Водак
),
ценности
,
нормы
,
выраженные
во
всем
корпусе
текстов
профессионального
знания
по
направлению
подготовки
.
Критериями
отбора
текстов
для
эмпирического
изучения
,
выступают
совокупности
отдельных
коммуникативных
актов
–
содержательно
-
тематические
области
профессиональной
речевой
деятельности
:
экономический
дискурс
,
политический
дискурс
,
педагогический дискурс и
т
.
п
.
Цель
дисциплины
«
Иностранный
язык
»,
с
одной
стороны
,
заключается
в
освоении
языка
профессиональной
иноязычной
коммуникации
,
представленного
,
в
том
числе
,
в
лексико
–
семантическом
слое
текстов
разных
жаров
профессиональной
коммуникации
.
Именно
в
рамках
данной
дисциплины
при
освоении
дискурсивных
практик
развивается
интерес
студентов
к
разнообразию
форм
современной
профессиональной
деятельности
;
создаются
условия
для
ее
осмысления
как
сложной
по
своему
характеру
из
-
за
ее
интенсивности
,
эмоциональности
,
противоречивости
современных
ситуаций
.
Так
как
профессиональная
подготовка
представляет
собой
процесс
освоения
норм
профессиональной
деятельности
,
то
овладение
профессиональным
дискурсом
,
в
том
числе
,
иноязычным
профессиональным
дискурсом
будет
способствовать
подготовке
высококвалифицированного
специалиста
в
соответствии
с
международными
стандартами
.
Проектирование
учебного
профессионального
иноязычного
дискурса
позволит
управлять
процессом
формирования
начальной
профессиональной
идентичности
,
а
также
разработать
систему
учебно
–
методического
сопровождения
этого процесса
.