Table of Contents Table of Contents
Previous Page  117 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 117 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

116

личностная

направленность

на

общение

,

за

ней

следует

направленность

на

дело

,

что

подтверждает

мысль

о

смене

в

конце младшего школьного

возраста

ведущей

деятельности

(

учебная

деятельность

своё

лидирующее

место

уступает

общению

);

сравнительный

анализ

идеалов

детей

-

жителей

г

.

Саранска

русской

и

мордовской

национальности

доказывает

одинаковое

влияние факторов

социальной

среды

(

в

частности

городской

среды

)

на

формирование

идеалов

и

ценностей

младших

школьников

.

Исследование

проводилось

на

базе

муниципальных

общеобразовательных

учреждений

г

.

Саранска Республики Мордовия

.

Общая

выборка

− 52

человека

,

учащиеся

3−4

классов

.

В

исследовании

приняли

участие

25

школьников

русских

(12

девочек

, 13

мальчиков

)

и

27

школьников

(13

девочек

,

14

мальчика

)

мордовской

национальности

.

Обе

выборки

по

соотношению

в

них

числа

мальчиков

и

девочек практически одинаковы

[12,

с

. 29].

Как

отмечалось

выше

,

в

качестве

факторов

формирования

личностной

направленности

ребенка

выступают

как

особенности

воспитания

в

семье

,

особенности

взаимоотношений

ребенка

со

сверстниками

в

учебном

процессе

,

так

и

общая

специфика

развития на

данном

возрастном

этапе

[3,

с

.

78].

Школа

является

основным

звеном

в

системе

воспитания

подрастающего

поколения

.

На

каждом

этапе

обучения

ребенка

доминирует

своя

сторона

воспитания

.

Процесс

воспитания

осуществляется

при

помощи

разнообразных

методов

,

приемов

и

средств

.

Основным

приемом

,

посредством

которого

учитель

направляет

и

организует

деятельность

ребенка

,

являются

обычно

задания

,

которые

он

ставит

перед

ребенком

.

Причем

внешние

воспитательные

воздействия

способствуют

формированию

положительных

черт

характера

и

нравственных

качеств

только

при

условии

,

если

они

возбуждают

у

учащихся

положительное

внутреннее

отношение

и

стимулируют

их

собственное

стремление

к

моральному развитию

[8,

с

. 24].

Традиционные

методы

нравственного

воспитания

ориентированы

на

привитие школьникам

норм

и

правил

общественной

жизни

[5,

с

. 101].

Педагогический

смысл

работы

по

воспитанию

нравственных

ценностей

младшего

школьника

состоит

в

том

,

чтобы

помогать

ему

продвигаться

от

элементарных

навыков

поведения

к

более

высокому

уровню

,

где

требуется

самостоятельность

принятия

решения и нравственный

выбор

.

В

педагогической

литературе

описывается

множество

методов

и

приемов

нравственного

воспитания

.

Наиболее

последовательной

и

современной

представляется

классификация

,

в

которой

выделяют

такие

группы

методов

,

как

:

а

)

методы

разностороннего

воздействия

на

сознание

,

чувства

и

волю

учащихся

в

интересах

формирования

у

них

нравственных

взглядов

и

убеждений

(

методы

формирования

сознания

личности

);

б

)

методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

общественного поведения

;

в

)

методы

стимулирования

поведения и деятельности

[6,

с

. 30].

Методы

первой

группы

очень

важны

и

для

успешного

прохождения

следующего

важного

этапа

воспитательного

процесса

формирования

чувств

,

эмоционального

переживания

требуемого

поведения

.

Убеждение

в

воспитательном

процессе

достигается

при

использовании

различных

приемов

и

методов

:

чтение

и

анализ

притч

,

басен

,

рассказов

;

этические

беседы

,

разъяснения

,

внушения

,

диспуты

,

пример

[10,

с

. 215].

Необходимым

условием

ценностно

-

нравственного

развития

ребенка

является

сотрудничество

школы

и

семьи

.

В

решении

данной

задачи

следует

выделить

два

аспекта

:

корректировка

воспитания

в

отдельных

семьях

;

работа

классного

руководителя

с неблагополучными

семьями

.

Важное

значение

во

взаимодействии педагога

с

родителями

по

воспитанию

нравственных

ценностей

у

детей

младшего

школьного

возраста

имеет

психолого

-

педагогическое

просвещение

родителей

,

которое

осуществляется

по

двум

направлениям

:

общешкольное

и

поклассное

психолого

-

педагогическое просвещение

.

В

рамках

общешкольного

психолого

-

педагогического

просвещения

родителей

педагог

ориентирует

их

на

посещение

школьного

лектория

,

школьных

тематических

конференций

для

родителей

по

нравственному

воспитанию

детей

.

Следует

подчеркнуть

,

что

общешкольное

психолого

-

педагогическое

просвещение

родителей

проводится

по

специально

организованной

программе

с

привлечением

специалистов

(

психолог

,

педагог

,

юрист

,

медики

,

учителя

-

предметники

).

Поклассное

психолого

-

педагогическое

просвещение

осуществляется

педагогом

в

коллективной

и

индивидуальной

формах

на

основе

целей

нравственного

воспитания

младших

школьников

.

Коллективное

психолого

-

педагогическое

просвещение

родителей

класса

наиболее

эффективно

проводится

в

форме

бесед

с

родителями

,

читательских

конференций

по

воспитанию

нравственных

ценностей

[15,

с

. 156].

Программа

бесед

с

родителями

по

нравственному

воспитанию

ценностей

у

детей

младшего

школьного

возраста

может

включать

следующие

направления

:

особенности

психофизиологического

развития

детей

класса

и

учет

их

в

семейном

нравственном

воспитании

;

наиболее

острые

проблемы

младшего

школьного

возраста

[11,

с

. 82; 13].

На

формирование

идеалов

огромное

влияние

оказывает СМИ

,

что

связано

с

увеличением

времени

,

проводимом

у

телевизора

,

за

компьютером

,

а

также

с

потерей

интереса

к

чтению

книг

и

другим

формам

досуга

,

отсутствием

постоянного

хобби

.

Поэтому

общей

рекомендацией

для

родителей

также

является

ограничение

времени

проводимого

за

компьютером

и

телевизором

,

помощь

в

организации

досуга

,

в

выборе

увлечения

,

хобби

[13].