___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
116
личностная
направленность
на
общение
,
за
ней
следует
−
направленность
на
дело
,
что
подтверждает
мысль
о
смене
в
конце младшего школьного
возраста
ведущей
деятельности
(
учебная
деятельность
своё
лидирующее
место
уступает
общению
);
сравнительный
анализ
идеалов
детей
-
жителей
г
.
Саранска
русской
и
мордовской
национальности
доказывает
одинаковое
влияние факторов
социальной
среды
(
в
частности
городской
среды
)
на
формирование
идеалов
и
ценностей
младших
школьников
.
Исследование
проводилось
на
базе
муниципальных
общеобразовательных
учреждений
г
.
Саранска Республики Мордовия
.
Общая
выборка
− 52
человека
,
учащиеся
3−4
классов
.
В
исследовании
приняли
участие
25
школьников
−
русских
(12
девочек
, 13
мальчиков
)
и
27
школьников
(13
девочек
,
14
мальчика
)
мордовской
национальности
.
Обе
выборки
по
соотношению
в
них
числа
мальчиков
и
девочек практически одинаковы
[12,
с
. 29].
Как
отмечалось
выше
,
в
качестве
факторов
формирования
личностной
направленности
ребенка
выступают
как
особенности
воспитания
в
семье
,
особенности
взаимоотношений
ребенка
со
сверстниками
в
учебном
процессе
,
так
и
общая
специфика
развития на
данном
возрастном
этапе
[3,
с
.
78].
Школа
является
основным
звеном
в
системе
воспитания
подрастающего
поколения
.
На
каждом
этапе
обучения
ребенка
доминирует
своя
сторона
воспитания
.
Процесс
воспитания
осуществляется
при
помощи
разнообразных
методов
,
приемов
и
средств
.
Основным
приемом
,
посредством
которого
учитель
направляет
и
организует
деятельность
ребенка
,
являются
обычно
задания
,
которые
он
ставит
перед
ребенком
.
Причем
внешние
воспитательные
воздействия
способствуют
формированию
положительных
черт
характера
и
нравственных
качеств
только
при
условии
,
если
они
возбуждают
у
учащихся
положительное
внутреннее
отношение
и
стимулируют
их
собственное
стремление
к
моральному развитию
[8,
с
. 24].
Традиционные
методы
нравственного
воспитания
ориентированы
на
привитие школьникам
норм
и
правил
общественной
жизни
[5,
с
. 101].
Педагогический
смысл
работы
по
воспитанию
нравственных
ценностей
младшего
школьника
состоит
в
том
,
чтобы
помогать
ему
продвигаться
от
элементарных
навыков
поведения
к
более
высокому
уровню
,
где
требуется
самостоятельность
принятия
решения и нравственный
выбор
.
В
педагогической
литературе
описывается
множество
методов
и
приемов
нравственного
воспитания
.
Наиболее
последовательной
и
современной
представляется
классификация
,
в
которой
выделяют
такие
группы
методов
,
как
:
а
)
методы
разностороннего
воздействия
на
сознание
,
чувства
и
волю
учащихся
в
интересах
формирования
у
них
нравственных
взглядов
и
убеждений
(
методы
формирования
сознания
личности
);
б
)
методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
общественного поведения
;
в
)
методы
стимулирования
поведения и деятельности
[6,
с
. 30].
Методы
первой
группы
очень
важны
и
для
успешного
прохождения
следующего
важного
этапа
воспитательного
процесса
–
формирования
чувств
,
эмоционального
переживания
требуемого
поведения
.
Убеждение
в
воспитательном
процессе
достигается
при
использовании
различных
приемов
и
методов
:
чтение
и
анализ
притч
,
басен
,
рассказов
;
этические
беседы
,
разъяснения
,
внушения
,
диспуты
,
пример
[10,
с
. 215].
Необходимым
условием
ценностно
-
нравственного
развития
ребенка
является
сотрудничество
школы
и
семьи
.
В
решении
данной
задачи
следует
выделить
два
аспекта
:
корректировка
воспитания
в
отдельных
семьях
;
работа
классного
руководителя
с неблагополучными
семьями
.
Важное
значение
во
взаимодействии педагога
с
родителями
по
воспитанию
нравственных
ценностей
у
детей
младшего
школьного
возраста
имеет
психолого
-
педагогическое
просвещение
родителей
,
которое
осуществляется
по
двум
направлениям
:
общешкольное
и
поклассное
психолого
-
педагогическое просвещение
.
В
рамках
общешкольного
психолого
-
педагогического
просвещения
родителей
педагог
ориентирует
их
на
посещение
школьного
лектория
,
школьных
тематических
конференций
для
родителей
по
нравственному
воспитанию
детей
.
Следует
подчеркнуть
,
что
общешкольное
психолого
-
педагогическое
просвещение
родителей
проводится
по
специально
организованной
программе
с
привлечением
специалистов
(
психолог
,
педагог
,
юрист
,
медики
,
учителя
-
предметники
).
Поклассное
психолого
-
педагогическое
просвещение
осуществляется
педагогом
в
коллективной
и
индивидуальной
формах
на
основе
целей
нравственного
воспитания
младших
школьников
.
Коллективное
психолого
-
педагогическое
просвещение
родителей
класса
наиболее
эффективно
проводится
в
форме
бесед
с
родителями
,
читательских
конференций
по
воспитанию
нравственных
ценностей
[15,
с
. 156].
Программа
бесед
с
родителями
по
нравственному
воспитанию
ценностей
у
детей
младшего
школьного
возраста
может
включать
следующие
направления
:
особенности
психофизиологического
развития
детей
класса
и
учет
их
в
семейном
нравственном
воспитании
;
наиболее
острые
проблемы
младшего
школьного
возраста
[11,
с
. 82; 13].
На
формирование
идеалов
огромное
влияние
оказывает СМИ
,
что
связано
с
увеличением
времени
,
проводимом
у
телевизора
,
за
компьютером
,
а
также
с
потерей
интереса
к
чтению
книг
и
другим
формам
досуга
,
отсутствием
постоянного
хобби
.
Поэтому
общей
рекомендацией
для
родителей
также
является
ограничение
времени
проводимого
за
компьютером
и
телевизором
,
помощь
в
организации
досуга
,
в
выборе
увлечения
,
хобби
[13].