___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
121
общества
и
образования
привела
к
тому
,
что
система
взаимоотношений
между
учителем
и
подростком
стала
более
открыта
,
наименее
запрограммирована
и
алгоритмизирована
.
Это
позволяет
развивать
у
подростка
чувство
взрослости
.
Информатизация
общества
также
привела
к
изменению
позиции
современного
подростка
в
обществе
.
С
появлением
новых
информационных
технологий
и СМИ
у подростка
развивается
кругозор
,
расширяется
диапазон
моральных
эталонов
.
Задача
взрослого
состоит
в
том
,
чтобы
способствовать
развитию
у
подростка
навыков
использования
информации
,
в
целях
удовлетворения
его
потребности
в
активной
познавательной
деятельности
.
Становление
рыночных
отношений
в
современном
обществе
оказывает
влияние
на
развитие
подростков
,
у
которых
последнее
время
возрастает
интерес
к
богатству
,
материальному
достатку
.
В
связи
с
этим
наблюдается
экономическая
активность
детей подросткового
возраста
,
стремление
к
деловому
общению
.
В
рамках
культуротворческого
фактора
наибольшее
внимание
уделяется
формированию
социокультурной
образовательной
среды
в
подростковой школе
.
Это
связано
с
тем
,
что
в
данном
возрасте
происходит
становление
подростковой
субкультуры
,
которая
влияет
на
стиль
жизни
и
мышления подростка
.
Происходящие
в
основной
школе
изменения
,
требуют
подготовить
педагогические
кадры
,
которые
будут
способны
обеспечить
социальное
взросление
подростка
посредством
организации
его
учебной
и
внеучебной деятельности
.
Для
решения
данной
задачи
,
необходимо
,
на
наш
взгляд
,
определить
умения
будущего
учителя
основной
школы
выступать
в
различных
функциональных
ролях
в
процессе
общепрофессиональной
подготовки
.
Под
функциональной
ролью
мы
понимаем
устойчивый
комплекс
форм
поведения
,
соответствующий
определённой
функции
профессиональной
деятельности
будущего
учителя
основной школы
.
В
рамках
выделенных
изменений
,
происходящих
в
современной
основной школе
,
нами
были
выделены
функциональные
роли
,
в
которых
должен
уметь
выступать
будущий
учитель
основной
школы
.
Первой
функциональной
ролью
будущего
учителя
подростковой
школы
становится
роль
психолога
.
Выступая
в
данной
роли
,
он
выполняет
диагностическую
функцию
.
Второй
функциональной
ролью
является
роль
проектировщика
,
которая
включает
в
себя
ряд
функций
:
обучающую
(
организация
учебной
деятельности
подростка
),
воспитательную
(
организация
внеучебной
деятельности
подростка
),
экспертную
(
анализ
деятельности
подростков
),
созидательную
(
организация
образовательного
пространства
).
В
роли
менеджера
будущий
учитель
выполняет
управляющую функцию
,
которая
предполагает
умение
организовывать
взаимодействие
с
субъектами
образовательного процесса
.
На
основе
компетентностного
подхода
нами
была
установлена
взаимосвязь
учебно
-
профессиональных
задач
и
функциональных
ролей
будущего
учителя
современной основной школы
.
Таким
образом
,
отметим
,
что
под
процессом
общепрофессиональной
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной школе
мы
будем
понимать
процесс
,
направленный
на
формирование
и
развитие
способности
у
будущего
учителя
овладевать
функциональными
ролями
(
психолога
,
проектировщика
,
менеджера
)
посредством
решения
педагогических
задач
основной
школы
(
видеть
ученика
в
образовательном
процессе
;
строить
образовательный
процесс
с
учетом
целей
основной
школы
,
устанавливать
взаимодействие
с
другими
субъектами
образовательного
процесса
;
создавать и использовать
образовательную
среду
).
С
тем
,
чтобы
общепрофессиональная
подготовка
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
была
более
успешной
,
мы
выделили
педагогические
условия
.
Первое
условие
предполагает
необходимость
включения
в
содержание
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
информации
о
социальных
факторах
,
оказывающих
влияние
на
социальное
взросление
современного
подростка
,
которое
определяет
формирование
ведущих
возрастных новообразований
.
Данное
условие
является
одним
из
наиболее
важных
,
поскольку
сегодня
будущий
учитель
современной
основной
школы
должен
владеть
информацией
о
том
,
какие
социальные
факторы
и
каким
образом
они
оказывают
влияние
на
социальное
взросление
современного подростка
.
Следующее
условие
общепрофессиональной
подготовки
к
работе
в
современной
основной
школе
направлено
на
развитие
у
будущего
учителя
умения
овладевать функциональными ролями
.
Будущий
учитель
должен
выступать
в
различных
функциональных
ролях
с
тем
,
чтобы
организовать
образовательный
процесс
в
подростковой
школе
,
способствующий
социальному
взрослению
ребенка
.
Последнее
условие
общепрофессиональной
подготовки будущего
учителя
к работе
в
современной
основной
школе
состоит
в
необходимости
определения
совокупности
учебно
-
профессиональных
задач
,
обеспечивающих
овладение
будущим
учителем
различными
функциональными
ролями
(
психолога
,
проектировщика
,
менеджера
).
Рассмотрим
взаимосвязь
между
функциональными
ролями
будущего
учителя
основной
школы
и
учебно
-
профессиональными
задачами
,
которыми
он
должен
овладеть
в
процессе
подготовке
к работе
в
современной основной школе
.
Выступая
в
роли
психолога
,
будущий
учитель
решает
педагогические
задачи
первой
группы
,