Table of Contents Table of Contents
Previous Page  122 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 122 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

121

общества

и

образования

привела

к

тому

,

что

система

взаимоотношений

между

учителем

и

подростком

стала

более

открыта

,

наименее

запрограммирована

и

алгоритмизирована

.

Это

позволяет

развивать

у

подростка

чувство

взрослости

.

Информатизация

общества

также

привела

к

изменению

позиции

современного

подростка

в

обществе

.

С

появлением

новых

информационных

технологий

и СМИ

у подростка

развивается

кругозор

,

расширяется

диапазон

моральных

эталонов

.

Задача

взрослого

состоит

в

том

,

чтобы

способствовать

развитию

у

подростка

навыков

использования

информации

,

в

целях

удовлетворения

его

потребности

в

активной

познавательной

деятельности

.

Становление

рыночных

отношений

в

современном

обществе

оказывает

влияние

на

развитие

подростков

,

у

которых

последнее

время

возрастает

интерес

к

богатству

,

материальному

достатку

.

В

связи

с

этим

наблюдается

экономическая

активность

детей подросткового

возраста

,

стремление

к

деловому

общению

.

В

рамках

культуротворческого

фактора

наибольшее

внимание

уделяется

формированию

социокультурной

образовательной

среды

в

подростковой школе

.

Это

связано

с

тем

,

что

в

данном

возрасте

происходит

становление

подростковой

субкультуры

,

которая

влияет

на

стиль

жизни

и

мышления подростка

.

Происходящие

в

основной

школе

изменения

,

требуют

подготовить

педагогические

кадры

,

которые

будут

способны

обеспечить

социальное

взросление

подростка

посредством

организации

его

учебной

и

внеучебной деятельности

.

Для

решения

данной

задачи

,

необходимо

,

на

наш

взгляд

,

определить

умения

будущего

учителя

основной

школы

выступать

в

различных

функциональных

ролях

в

процессе

общепрофессиональной

подготовки

.

Под

функциональной

ролью

мы

понимаем

устойчивый

комплекс

форм

поведения

,

соответствующий

определённой

функции

профессиональной

деятельности

будущего

учителя

основной школы

.

В

рамках

выделенных

изменений

,

происходящих

в

современной

основной школе

,

нами

были

выделены

функциональные

роли

,

в

которых

должен

уметь

выступать

будущий

учитель

основной

школы

.

Первой

функциональной

ролью

будущего

учителя

подростковой

школы

становится

роль

психолога

.

Выступая

в

данной

роли

,

он

выполняет

диагностическую

функцию

.

Второй

функциональной

ролью

является

роль

проектировщика

,

которая

включает

в

себя

ряд

функций

:

обучающую

(

организация

учебной

деятельности

подростка

),

воспитательную

(

организация

внеучебной

деятельности

подростка

),

экспертную

(

анализ

деятельности

подростков

),

созидательную

(

организация

образовательного

пространства

).

В

роли

менеджера

будущий

учитель

выполняет

управляющую функцию

,

которая

предполагает

умение

организовывать

взаимодействие

с

субъектами

образовательного процесса

.

На

основе

компетентностного

подхода

нами

была

установлена

взаимосвязь

учебно

-

профессиональных

задач

и

функциональных

ролей

будущего

учителя

современной основной школы

.

Таким

образом

,

отметим

,

что

под

процессом

общепрофессиональной

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной школе

мы

будем

понимать

процесс

,

направленный

на

формирование

и

развитие

способности

у

будущего

учителя

овладевать

функциональными

ролями

(

психолога

,

проектировщика

,

менеджера

)

посредством

решения

педагогических

задач

основной

школы

(

видеть

ученика

в

образовательном

процессе

;

строить

образовательный

процесс

с

учетом

целей

основной

школы

,

устанавливать

взаимодействие

с

другими

субъектами

образовательного

процесса

;

создавать и использовать

образовательную

среду

).

С

тем

,

чтобы

общепрофессиональная

подготовка

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

была

более

успешной

,

мы

выделили

педагогические

условия

.

Первое

условие

предполагает

необходимость

включения

в

содержание

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

информации

о

социальных

факторах

,

оказывающих

влияние

на

социальное

взросление

современного

подростка

,

которое

определяет

формирование

ведущих

возрастных новообразований

.

Данное

условие

является

одним

из

наиболее

важных

,

поскольку

сегодня

будущий

учитель

современной

основной

школы

должен

владеть

информацией

о

том

,

какие

социальные

факторы

и

каким

образом

они

оказывают

влияние

на

социальное

взросление

современного подростка

.

Следующее

условие

общепрофессиональной

подготовки

к

работе

в

современной

основной

школе

направлено

на

развитие

у

будущего

учителя

умения

овладевать функциональными ролями

.

Будущий

учитель

должен

выступать

в

различных

функциональных

ролях

с

тем

,

чтобы

организовать

образовательный

процесс

в

подростковой

школе

,

способствующий

социальному

взрослению

ребенка

.

Последнее

условие

общепрофессиональной

подготовки будущего

учителя

к работе

в

современной

основной

школе

состоит

в

необходимости

определения

совокупности

учебно

-

профессиональных

задач

,

обеспечивающих

овладение

будущим

учителем

различными

функциональными

ролями

(

психолога

,

проектировщика

,

менеджера

).

Рассмотрим

взаимосвязь

между

функциональными

ролями

будущего

учителя

основной

школы

и

учебно

-

профессиональными

задачами

,

которыми

он

должен

овладеть

в

процессе

подготовке

к работе

в

современной основной школе

.

Выступая

в

роли

психолога

,

будущий

учитель

решает

педагогические

задачи

первой

группы

,