Table of Contents Table of Contents
Previous Page  123 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 123 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

122

направленные

на

формирование

умения

выявлять

возрастные

особенности

детей

подросткового

возраста

,

способствующие

их

социальному

взрослению

.

Учитывая

социальные

факторы

,

ключевыми

особенностями

современного

подростка

становятся

:

чувство

взрослости

,

деловое

общение

,

потребность

в

активной

познавательной

деятельности

,

становление

подростковой

субкультуры

.

Выполняя

обучающую

и

воспитательную

функцию

,

будущий

учитель

оказывает

подростку

помощь

в

формировании

учебно

-

практической

самостоятельности

,

развитие

которой

способствует

социальному

взрослению

ребенка

и

решает

профессиональные

задачи

второй

группы

(

строить

образовательный

процесс

с

учетом

целей

основной

школы

).

При

этом

,

выполняя

обучающую

функцию

,

он

оказывает

помощь

,

педагогическую

поддержку

подростку

в

образовательном

процессе

,

организуя

совместную

с

ребенком

постановку

учебных

целей

,

сообщества

детей

и

взрослых

,

отбирая

содержание

учебного

материала

и

технологий

.

При

этом

,

как

выяснилось

,

в

учебной

деятельности

наиболее

адекватной

возрастному

развитию

подростка

является

проектное

обучение

,

которое

будущий

учитель

,

выступая

в

роли

проектировщика

должен

организовывать

.

Воспитательная

функция

будущего

учителя

основной

школы

осуществляется

через

организацию

внеучебной

деятельности

подростков

на

основе

клубно

-

студийного принципа

.

Экспертная

функция

предполагает

,

что

будущий

учитель

должен

уметь

применять

более

эффективные

,

чем

при

традиционном

обучении

в

основной

школе

,

формы

оценивания

,

такие

как

,

например

,

безотметочное

оценивание

,

которое

предполагает

,

что

подросток

может

проявить

свою

оценочную

самостоятельность

и

ответственность

за

выполняемое

учебное

действие

.

Задачи

второй

группы

,

которые

решает

будущий

учитель

,

выполняя

обучающую

и

воспитательную

функции

,

также

актуальны

для

выполнения

им

экспертной

функции

.

[36,

с

. 24]

Проявляя

себя

в

роли

проектировщика

,

будущий

учитель

также

выполняет

созидательную

функцию

,

организуя

образовательные

среды

образовательного

учреждения

с

целью

развития

подростковой

субкультуры

,

и

решает

профессиональные

задачи

четвертой

группы

(

создавать и использовать

образовательную

среду

).

Не

менее

значимой

для

будущего

учителя

основной

школы

является

роль

менеджера

,

который

стремиться

организовать

взаимодействие

с

родителями

подростка

,

с

администрацией

школы

,

а

также

с

различными

образовательными

учреждениями

,

при

этом

он

решает

профессиональные

задачи

третьей

группы

(

устанавливать

взаимодействие

с

другими

субъектами образовательного процесса

).

Для

того

,

чтобы

студент

смог

овладеть

функциональными

ролями

посредством

решения

учебно

-

профессиональных

задач

нами

была

разработана модульная

программа

,

которая

позволяет

наиболее

эффективно

организовать

процесс

общепрофессиональной

подготовки

будущего

учителя

основной школы

.

Педагогические

условия

общепрофессиональной

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

были

подтверждены

в

ходе

опытно

-

экспериментальной

работы

,

которая

проводилась

на

факультете

иностранных

языков

Омского

государственного педагогического

университета

.

Для

того

,

чтобы

удостовериться

в

том

,

что

соблюдение

выявленных

нами

педагогических

условий

действительно

будет

способствовать

успешной

общепрофессиональной

подготовке

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

,

мы

разработали

критерии

готовности

будущего

учителя

к

работе

в

основной

школе

.

Мы

выявили

критерии

и

показатели

готовности

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

,

которые представлены

в

таблице

1.

Проанализировав

результаты

методик

,

пред

-

ложенных

студентам

на

констатирующем

этапе

экс

-

перимента

,

для

изучения

показателей

каждого

крите

-

рия

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

совре

-

менной

основной школе

мы

пришли

к

выводу

о

том

,

что

большинство

студентов

хотели

бы

получить

не

-

обходимые

знания

о

социальном

взрослении

совре

-

менных

подростков

,

многие

студенты

хотели

бы

ра

-

ботать

с

подростком

,

но

их

останавливает

то

,

что

они

не

имеют

необходимых

знаний

о

детях

этого

возрас

-

та

.

По

данным

результатам

мы

можем

судить

о

том

,

что

уровень

по

субъектному

критерию

соответствует

среднему

уровню

.

Показатели

познавательного

и

дея

-

тельностного

критериев

находятся

на

низком

уровне

,

что

в

целом

характеризует

уровень

готовности

буду

-

щих

учителей

к

работе

в

современной

основной шко

-

ле

как низкий

.

Далее

в

ходе

исследования

нами

была

рас

-

смотрена

организация

процесса

общепрофессиональ

-

ной

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

основ

-

ной школе

при

изучении

педагогических

дисциплин

.

Отметим

,

что

в

организационном

плане

обогащение

педагогических

дисциплин

происходит

,

во

-

первых

,

за

счет

разработанной

нами

программы

изучения

осо

-

бенностей

развития

современного

подростка

.

Во

-

вторых

,

для

того

,

чтобы

способствовать

овладению

приоритетными

для

будущего

учителя

основной

школы

функциональными

ролями

(

психолога

,

проек

-

тировщика

,

менеджера

),

сконструирован

пакет

учеб

-

но

-

профессиональных

задач

основной школы

.

Задачи

,

представленные

в

пакете

,

разработаны

с

учетом

соци

-

альных

факторов

,

оказывающих

влияние

на

социаль

-

ное

взросление

современного

подростка

.

Учебно

-

профессиональные

задачи

будущего

учителя

включе

-

ны

в

модульную

программу

подготовки

будущего

учителя

к

работе

в

современной

основной

школе

,

которая

состоит

из

ориентационного

,

теоретико

-

методологического и

деятельностного модулей

.