___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
122
направленные
на
формирование
умения
выявлять
возрастные
особенности
детей
подросткового
возраста
,
способствующие
их
социальному
взрослению
.
Учитывая
социальные
факторы
,
ключевыми
особенностями
современного
подростка
становятся
:
чувство
взрослости
,
деловое
общение
,
потребность
в
активной
познавательной
деятельности
,
становление
подростковой
субкультуры
.
Выполняя
обучающую
и
воспитательную
функцию
,
будущий
учитель
оказывает
подростку
помощь
в
формировании
учебно
-
практической
самостоятельности
,
развитие
которой
способствует
социальному
взрослению
ребенка
и
решает
профессиональные
задачи
второй
группы
(
строить
образовательный
процесс
с
учетом
целей
основной
школы
).
При
этом
,
выполняя
обучающую
функцию
,
он
оказывает
помощь
,
педагогическую
поддержку
подростку
в
образовательном
процессе
,
организуя
совместную
с
ребенком
постановку
учебных
целей
,
сообщества
детей
и
взрослых
,
отбирая
содержание
учебного
материала
и
технологий
.
При
этом
,
как
выяснилось
,
в
учебной
деятельности
наиболее
адекватной
возрастному
развитию
подростка
является
проектное
обучение
,
которое
будущий
учитель
,
выступая
в
роли
проектировщика
должен
организовывать
.
Воспитательная
функция
будущего
учителя
основной
школы
осуществляется
через
организацию
внеучебной
деятельности
подростков
на
основе
клубно
-
студийного принципа
.
Экспертная
функция
предполагает
,
что
будущий
учитель
должен
уметь
применять
более
эффективные
,
чем
при
традиционном
обучении
в
основной
школе
,
формы
оценивания
,
такие
как
,
например
,
безотметочное
оценивание
,
которое
предполагает
,
что
подросток
может
проявить
свою
оценочную
самостоятельность
и
ответственность
за
выполняемое
учебное
действие
.
Задачи
второй
группы
,
которые
решает
будущий
учитель
,
выполняя
обучающую
и
воспитательную
функции
,
также
актуальны
для
выполнения
им
экспертной
функции
.
[36,
с
. 24]
Проявляя
себя
в
роли
проектировщика
,
будущий
учитель
также
выполняет
созидательную
функцию
,
организуя
образовательные
среды
образовательного
учреждения
с
целью
развития
подростковой
субкультуры
,
и
решает
профессиональные
задачи
четвертой
группы
(
создавать и использовать
образовательную
среду
).
Не
менее
значимой
для
будущего
учителя
основной
школы
является
роль
менеджера
,
который
стремиться
организовать
взаимодействие
с
родителями
подростка
,
с
администрацией
школы
,
а
также
с
различными
образовательными
учреждениями
,
при
этом
он
решает
профессиональные
задачи
третьей
группы
(
устанавливать
взаимодействие
с
другими
субъектами образовательного процесса
).
Для
того
,
чтобы
студент
смог
овладеть
функциональными
ролями
посредством
решения
учебно
-
профессиональных
задач
нами
была
разработана модульная
программа
,
которая
позволяет
наиболее
эффективно
организовать
процесс
общепрофессиональной
подготовки
будущего
учителя
основной школы
.
Педагогические
условия
общепрофессиональной
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
были
подтверждены
в
ходе
опытно
-
экспериментальной
работы
,
которая
проводилась
на
факультете
иностранных
языков
Омского
государственного педагогического
университета
.
Для
того
,
чтобы
удостовериться
в
том
,
что
соблюдение
выявленных
нами
педагогических
условий
действительно
будет
способствовать
успешной
общепрофессиональной
подготовке
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
,
мы
разработали
критерии
готовности
будущего
учителя
к
работе
в
основной
школе
.
Мы
выявили
критерии
и
показатели
готовности
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
,
которые представлены
в
таблице
1.
Проанализировав
результаты
методик
,
пред
-
ложенных
студентам
на
констатирующем
этапе
экс
-
перимента
,
для
изучения
показателей
каждого
крите
-
рия
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
совре
-
менной
основной школе
мы
пришли
к
выводу
о
том
,
что
большинство
студентов
хотели
бы
получить
не
-
обходимые
знания
о
социальном
взрослении
совре
-
менных
подростков
,
многие
студенты
хотели
бы
ра
-
ботать
с
подростком
,
но
их
останавливает
то
,
что
они
не
имеют
необходимых
знаний
о
детях
этого
возрас
-
та
.
По
данным
результатам
мы
можем
судить
о
том
,
что
уровень
по
субъектному
критерию
соответствует
среднему
уровню
.
Показатели
познавательного
и
дея
-
тельностного
критериев
находятся
на
низком
уровне
,
что
в
целом
характеризует
уровень
готовности
буду
-
щих
учителей
к
работе
в
современной
основной шко
-
ле
как низкий
.
Далее
в
ходе
исследования
нами
была
рас
-
смотрена
организация
процесса
общепрофессиональ
-
ной
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
основ
-
ной школе
при
изучении
педагогических
дисциплин
.
Отметим
,
что
в
организационном
плане
обогащение
педагогических
дисциплин
происходит
,
во
-
первых
,
за
счет
разработанной
нами
программы
изучения
осо
-
бенностей
развития
современного
подростка
.
Во
-
вторых
,
для
того
,
чтобы
способствовать
овладению
приоритетными
для
будущего
учителя
основной
школы
функциональными
ролями
(
психолога
,
проек
-
тировщика
,
менеджера
),
сконструирован
пакет
учеб
-
но
-
профессиональных
задач
основной школы
.
Задачи
,
представленные
в
пакете
,
разработаны
с
учетом
соци
-
альных
факторов
,
оказывающих
влияние
на
социаль
-
ное
взросление
современного
подростка
.
Учебно
-
профессиональные
задачи
будущего
учителя
включе
-
ны
в
модульную
программу
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
,
которая
состоит
из
ориентационного
,
теоретико
-
методологического и
деятельностного модулей
.