Table of Contents Table of Contents
Previous Page  116 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 116 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

115

личности

в

мире

ценностей

,

соотносящаяся

с

младшим

школьным

возрастом

[9,

с

. 61].

Основываясь

на

исследованиях

Л

.

С

.

Выготского

,

Л

.

И

.

Божович

,

Э

.

Эриксона

и

др

.,

мы

полагаем

,

что

сензитивность

данного

возраста

к

присвоению

ценностей

,

в

том

числе

и

духовно

-

нравственных

,

обусловлена

такими

возрастными

особенностями

младших

школьников

,

как

произвольность

психических

явлений

,

конкретный

характер

познавательных

процессов

,

внутренний

план

действий

,

сознательная

постановка

цели

достижения

успехов

и

волевая

регуляция

поведения

;

способность

к

обобщению

переживаний

,

рефлексия

,

интенсивное

формирование

моральных

чувств

,

безграничное

доверие

взрослым

,

самооценка

,

чувство

компетентности

,

доминирование

познавательной

потребности

,

развивающееся

самосознание

,

способность

к

разграничению

игры

и

труда

,

выделение

труда

в

самостоятельную

,

ответственную

деятельность

[17,

с

. 76].

Основополагающим

педагогическим

фактором

присвоения

ценностей

являются

знания

о

них

.

Включенные

в

содержание

учебных

предметов

знания

о

ценностях

позволяют

расширить

круг

представлений

ребенка

о

личностных

,

общественных

,

национальных

,

общечеловеческих ценностях

.

Осмысление

сущности

,

ценностей

,

их

поиск

и

оценка

происходит

в

духовно

-

практическом

опыте

личности

.

Ребенок

,

вступая

во

взаимодействие

с

миром

ценностей

,

становится

субъектом

,

осуществляющим

деятельность

по

освоению

,

усвоению

и

присвоению

этого

мира

.

Отсюда

,

деятельность

,

актуализирующая

личностные функции

учащихся

выступает

вторым

педагогическим

фактором присвоения ценностей

[21,

с

. 264].

Третьим

существенным

педагогическим

фактором

присвоения

ценностей

,

в

том

числе

и

нравственных

,

младшими

школьниками

является

оценка

ребенка

извне

(

другими

людьми

).

С

позиции

гуманистической

психологии

,

появлению

духовных

потребностей

в

процессе

индивидуального

развития

личности

предшествуют

потребности

самооценки

,

самоуважения

,

которые

в

свою

очередь

базируются

на

потребностях

в

любви

и

признании

у

других

людей

[20,

с

. 536].

Специфической

особенностью

нравственного

воспитания

является

то

,

что

его

нельзя

обособить

в

какой

-

то

специальный

воспитательный

процесс

.

Формирование

морального

облика

протекает

в

процессе

все

многогранной

деятельности

детей

(

играх

,

учебе

),

в

разнообразных

отношениях

,

в

которые

они

вступают

в

различных

ситуациях

со

своими

сверстниками

,

с

детьми

моложе

себя

и

с

взрослыми

.

Тем

не

менее

,

нравственное

воспитание

является

целенаправленным

процессом

,

предполагающим

определенную

систему

содержания

,

форм

,

методов

и

приемов

педагогических

действий

[3,

с

. 87].

По

мнению

О

.

Г

.

Дробницкого

практически

любая

деятельность

имеет

нравственную

окраску

[7,

с

. 67],

в

том

числе

и

учебная

,

которая

,

по

мнению

Л

.

И

.

Божович

,

обладает

большими

воспитательными

возможностями

[4,

с

. 28].

Последний

представляет

учебную

деятельность младшего школьника

ведущей

.

В

этом

возрасте

она

в

большей

степени

влияет

на

развитие

школьника

,

определяет

появление

многих

новообразований

.

В

ней

развиваются

не

только

умственные

способности

,

но

и

нравственная

сфера

личности

.

В

результате

регламентированного

характера

процесса

,

обязательного

систематического

выполнения

учебных

поручений

у

младшего

школьника

складываются

нравственные

знания

,

нравственные отношения

.

Существенным

признаком

процесса

нравственного

воспитания

является

его

концентрическое

построение

:

решение

воспитательных

задач

начинается

с

элементарного

уровня

и

заканчивается

более

высоким

.

Для

достижения

целей

используются

все

усложняющиеся

виды

деятельности

.

Этот

принцип

реализуется

с

учетом

возрастных

особенностей учащихся

[1,

с

. 178].

С

целью

выявления

особенностей

представлений

об

идеале

личности

у

учащихся

нами

был

подобран

комплекс

методик

,

обусловленных

целью

и

задачами

исследования

.

В

ходе

эмпирического

исследования

представлений

об

идеале

личности

младших

школьников

различной

национальности

с

помощью

психодиагностических

методик

(

модифицированная

методика

«

Незаконченные

предложения

»

Сакса

-

Леви

,

ориентационная

анкета

Б

.

Басса

),

методов

математической

обработки

(

критерий

*

угловое

преобразование

Фишера

)

получены

следующие

результаты

[2,

с

. 215; 22,

с

. 233]:

идеалы

ребенка

отличаются

индивидуальностью

,

но

на

их

формирование

в

большей

мере

влияют

такие

факторы

,

как

средства

массовой

информации

,

приводящие

к

снижению

авторитета

родителей

и

роли

семьи

в

этом

процессе

,

возрастающая

ориентация

на

межличностное

общение

со

сверстниками

;

дети

всё

реже

выбирают

в

качестве

идеалов

своих

родителей

.

Однако

мальчики

чаще

,

чем

девочки

выбирают

в

качестве желаемой

будущей

профессии

профессию

своего

отца

;

идеалами

детей

зачастую

выступают

герои

фильмов

,

актеры

,

модели

,

поп

-

звезды

.

Прослеживается

явная

ориентация

на

западную

,

в

основном

американскую

кинопродукцию

;

книжные

персонажи

,

герои

сказок

не

популярны

в

выборе

детей

,

что

связано

с

потерей

интереса

к

чтению

книг

;

авторитет

учителя

утрачивается

,

что

подтверждает

уже

известные

в

психологии

факты

:

к

концу

младшего

школьного

возраста

на

первое

место

выходит

межличностное

общение

,

а

в

связи

с

этим

происходит

выбор

в

качестве

идеалов

детей

старшего

возраста

,

как

правило

,

успешных

в

общении

со

сверстниками

;

дети

выбирают

в

качестве

наиболее

ценных

характеристик

человека

следующие

:

доброта

,

честность

,

ум

,

трудолюбие

,

культурность

и

т

.

п

.,

что

свидетельствует

о

позитивном

личностном

развитии

;

превалирующая