___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
115
личности
в
мире
ценностей
,
соотносящаяся
с
младшим
школьным
возрастом
[9,
с
. 61].
Основываясь
на
исследованиях
Л
.
С
.
Выготского
,
Л
.
И
.
Божович
,
Э
.
Эриксона
и
др
.,
мы
полагаем
,
что
сензитивность
данного
возраста
к
присвоению
ценностей
,
в
том
числе
и
духовно
-
нравственных
,
обусловлена
такими
возрастными
особенностями
младших
школьников
,
как
произвольность
психических
явлений
,
конкретный
характер
познавательных
процессов
,
внутренний
план
действий
,
сознательная
постановка
цели
достижения
успехов
и
волевая
регуляция
поведения
;
способность
к
обобщению
переживаний
,
рефлексия
,
интенсивное
формирование
моральных
чувств
,
безграничное
доверие
взрослым
,
самооценка
,
чувство
компетентности
,
доминирование
познавательной
потребности
,
развивающееся
самосознание
,
способность
к
разграничению
игры
и
труда
,
выделение
труда
в
самостоятельную
,
ответственную
деятельность
[17,
с
. 76].
Основополагающим
педагогическим
фактором
присвоения
ценностей
являются
знания
о
них
.
Включенные
в
содержание
учебных
предметов
знания
о
ценностях
позволяют
расширить
круг
представлений
ребенка
о
личностных
,
общественных
,
национальных
,
общечеловеческих ценностях
.
Осмысление
сущности
,
ценностей
,
их
поиск
и
оценка
происходит
в
духовно
-
практическом
опыте
личности
.
Ребенок
,
вступая
во
взаимодействие
с
миром
ценностей
,
становится
субъектом
,
осуществляющим
деятельность
по
освоению
,
усвоению
и
присвоению
этого
мира
.
Отсюда
,
деятельность
,
актуализирующая
личностные функции
учащихся
выступает
вторым
педагогическим
фактором присвоения ценностей
[21,
с
. 264].
Третьим
существенным
педагогическим
фактором
присвоения
ценностей
,
в
том
числе
и
нравственных
,
младшими
школьниками
является
оценка
ребенка
извне
(
другими
людьми
).
С
позиции
гуманистической
психологии
,
появлению
духовных
потребностей
в
процессе
индивидуального
развития
личности
предшествуют
потребности
самооценки
,
самоуважения
,
которые
в
свою
очередь
базируются
на
потребностях
в
любви
и
признании
у
других
людей
[20,
с
. 536].
Специфической
особенностью
нравственного
воспитания
является
то
,
что
его
нельзя
обособить
в
какой
-
то
специальный
воспитательный
процесс
.
Формирование
морального
облика
протекает
в
процессе
все
многогранной
деятельности
детей
(
играх
,
учебе
),
в
разнообразных
отношениях
,
в
которые
они
вступают
в
различных
ситуациях
со
своими
сверстниками
,
с
детьми
моложе
себя
и
с
взрослыми
.
Тем
не
менее
,
нравственное
воспитание
является
целенаправленным
процессом
,
предполагающим
определенную
систему
содержания
,
форм
,
методов
и
приемов
педагогических
действий
[3,
с
. 87].
По
мнению
О
.
Г
.
Дробницкого
практически
любая
деятельность
имеет
нравственную
окраску
[7,
с
. 67],
в
том
числе
и
учебная
,
которая
,
по
мнению
Л
.
И
.
Божович
,
обладает
большими
воспитательными
возможностями
[4,
с
. 28].
Последний
представляет
учебную
деятельность младшего школьника
ведущей
.
В
этом
возрасте
она
в
большей
степени
влияет
на
развитие
школьника
,
определяет
появление
многих
новообразований
.
В
ней
развиваются
не
только
умственные
способности
,
но
и
нравственная
сфера
личности
.
В
результате
регламентированного
характера
процесса
,
обязательного
систематического
выполнения
учебных
поручений
у
младшего
школьника
складываются
нравственные
знания
,
нравственные отношения
.
Существенным
признаком
процесса
нравственного
воспитания
является
его
концентрическое
построение
:
решение
воспитательных
задач
начинается
с
элементарного
уровня
и
заканчивается
более
высоким
.
Для
достижения
целей
используются
все
усложняющиеся
виды
деятельности
.
Этот
принцип
реализуется
с
учетом
возрастных
особенностей учащихся
[1,
с
. 178].
С
целью
выявления
особенностей
представлений
об
идеале
личности
у
учащихся
нами
был
подобран
комплекс
методик
,
обусловленных
целью
и
задачами
исследования
.
В
ходе
эмпирического
исследования
представлений
об
идеале
личности
младших
школьников
различной
национальности
с
помощью
психодиагностических
методик
(
модифицированная
методика
«
Незаконченные
предложения
»
Сакса
-
Леви
,
ориентационная
анкета
Б
.
Басса
),
методов
математической
обработки
(
критерий
‒
*
‒
угловое
преобразование
Фишера
)
получены
следующие
результаты
[2,
с
. 215; 22,
с
. 233]:
идеалы
ребенка
отличаются
индивидуальностью
,
но
на
их
формирование
в
большей
мере
влияют
такие
факторы
,
как
средства
массовой
информации
,
приводящие
к
снижению
авторитета
родителей
и
роли
семьи
в
этом
процессе
,
возрастающая
ориентация
на
межличностное
общение
со
сверстниками
;
дети
всё
реже
выбирают
в
качестве
идеалов
своих
родителей
.
Однако
мальчики
чаще
,
чем
девочки
выбирают
в
качестве желаемой
будущей
профессии
профессию
своего
отца
;
идеалами
детей
зачастую
выступают
герои
фильмов
,
актеры
,
модели
,
поп
-
звезды
.
Прослеживается
явная
ориентация
на
западную
,
в
основном
американскую
кинопродукцию
;
книжные
персонажи
,
герои
сказок
не
популярны
в
выборе
детей
,
что
связано
с
потерей
интереса
к
чтению
книг
;
авторитет
учителя
утрачивается
,
что
подтверждает
уже
известные
в
психологии
факты
:
к
концу
младшего
школьного
возраста
на
первое
место
выходит
межличностное
общение
,
а
в
связи
с
этим
происходит
выбор
в
качестве
идеалов
детей
старшего
возраста
,
как
правило
,
успешных
в
общении
со
сверстниками
;
дети
выбирают
в
качестве
наиболее
ценных
характеристик
человека
следующие
:
доброта
,
честность
,
ум
,
трудолюбие
,
культурность
и
т
.
п
.,
что
свидетельствует
о
позитивном
личностном
развитии
;
превалирующая