___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
120
УДК
37.015.324
ББК
74 58 ©
Ю
.
В
.
Мартынова
Ю
.
В
.
Мартынова
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ
В
C
ОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Поскольку
,
происходящие
в
настоящее
время
в
основной
школе
изменения
,
требуют
подготовить
педагогические
кадры
,
которые
будут
способны
обеспечить
социальное
взросление
подростка
посредством
организации
его
учебной
и
внеучебной
деятельности
,
целью
статьи
стало
рассмотрение
процесса
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
.
Выявлены
этапы
подготовки
будущего
учителя
,
описаны
функциональные
роли
(
психолога
,
проектировщика
,
менеджера
),
которыми
он
овладевает
,
педагогические
условия
необходимые
для
повышения
эффективности
процесса
подготовки
будущего
учителя
.
Доказано
,
что
будущий
учитель
овладевает
функциональными
ролями
посредством
решения
педагогических
задач
основной
школы
(
видеть
ученика
в
образовательном
процессе
;
строить
образовательный
процесс
с
учетом
целей
основной
школы
,
устанавливать
взаимодействие
с
другими
субъектами
образовательного
процесса
;
создавать
и
использовать
образовательную
среду
).
Дано
определение
процесса
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной школе
,
под
которым
понимается
процесс
,
направленный
на
формирование
и
развитие
способности
у
будущего
учителя
овладевать
функциональными
ролями
посредством
решения
педагогических
задач
основной
школы
.
Представлены
результаты
опытно
-
экспериментальной
работы
по
организации
процесса
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
,
которая
включала
в
себя
констатирующий
,
формирующий
и
преобразующий
этапы
.
Выявлены
критерии
и
показатели
готовности
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
.
Полученные
данные
преобразующего
эксперимента
показали
,
что
наибольшие
изменения
произошли
по
субъектному
и
познавательному
критериям
готовности
,
улучшились
также
показатели
деятельностного
критерия
.
Таким
образом
,
по
окончании
опытно
-
экспериментальной
работы
можно
говорить
о
положительной
динамике
ее
результатов
.
Ключевые
слова
:
подготовка
будущего
учителя
,
функциональная
роль
,
учебно
-
профессиональная
задача
,
педагогическое
условие
,
опытно
-
экспериментальная
работа
.
настоящее
время
в
сфере
образования
происходят
значительные
изменения
,
которые
ведут
к
модернизации
образования
и
указывают
на
необходимость
пересмотреть
тенденции
подготовки
будущего
учителя
современной
основной
школы
.
Сегодня
школе нужен
учитель
,
который будет
готов
к работе
с
подростком
:
к
организации
процесса
обучения
детей
5-9
классов
в
рамках
социальных
факторов
,
обуславливающих
их
социальное
взросление
,
к
решению
педагогических
задач
основной
школы
,
основываясь
на
собственном
жизненном
и
профессиональном
опыте
.
Вопросам
подготовки
будущих
учителей
уделено
достаточное
внимание
в
педагогических
исследованиях
О
.
А
.
Абдуллиной
,
В
.
А
.
Сластенина
,
А
.
П
.
Тряпицыной
,
А
.
И
.
Пискуновой
,
Н
.
В
.
Чекалевой
,
В
.
П
.
Беспалько
,
и
других
[1, 4, 3, 5, 2].
К
сожалению
,
в педагогике
отсутствуют
работы
как
теоретического
,
так
и
практического
характера
,
комплексно
представляющие
процесс
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
современной
основной
школе
в
рамках модернизации образования
.
Таким
образом
,
сложившаяся
ситуация
,
характеризуется
противоречиями
между
:
объективно
существующими
социальными
факторами
,
оказывающими
влияние
на
социальное
взросление
современного
подростка
и
изменениями
,
происходящими
в
основной
школе
;
между
изменениями
в
основной
школе
,
вызванными
модернизацией
образования
и
недостаточной
подготовленностью
будущего
учителя
к
учету
этих
изменений
в
процессе
обучения
современного
подростка
.
Занимаясь
проблемой
подготовки
будущего
учителя
к
работе
в
основной
школе
,
нами
была
выявлена
сущность
изменений
в
современной
основной
школе
,
определяющих
содержание
общепрофессиональной
подготовки
будущего
учителя
к работе
в
основной школе
.
Нам
удалось
установить
,
что
в
основной школе
должны произойти
следующие
ключевые изменения
:
1.
В
целях
.
Целью
современной
основной
школы
должно
стать
создание
условий
,
способствующих
социальному
взрослению
современного подростка
.
2.
В
ведущих
формах
организации
учебного
процесса
.
В
учебной
деятельности
наблюдается
постепенный
переход
к
проектному
обучению
,
а
во
внеучебной
организация
деятельности
подростка
строится на
клубно
-
студийном принципе
.
3.
В
формах
оценивания
.
Оценка
учебной
и
внеучебной
деятельности
подростка
должна
выступать
в
форме
открытого
анализа
деятельности
ученика
.
Данные
изменения
способствуют
социальному
взрослению
подростка
,
на
которое
оказывают
влияние
социальные
факторы
:
демократизации
,
информатизации
,
рыночных
отношений
и
культуротворческий
фактор
.
Демократизация
В