

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
143
УДК
370 (09) (571.1) ©
Н
.
И
.
Чуркина
Н
.
И
.
Чуркина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СИБИРИ В
XIX –
НАЧАЛЕ ХХ ВВ
.
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья
выполнена при поддержке
гранта
РГНФ
,
проект №
16–06–00251
В
статье
проводится
анализ теоретических
и методологических
основ
исследования
проблем
становле
-
ния
педагогического
сообщества
Сибири
в
XIX –
начале
ХХ
вв
.
Обоснованы
методологические
конструкты
,
методы
и
приемы
,
позволяющие
выделить
этапы
и
специфику
оформления
данной
профессиональной
группы
в
контексте
природно
–
географических
,
экономических и
социокультурных
процессов региональной жизни
.
Ключевые
слова
:
история
образования
,
региональное
педагогическое
образование
,
Сибирь
,
педагогическое
сообщество
,
социокультурное
развитие
региона
.
бращение
к
проблематике
профессио
-
нального
сообщества
представляется
важным
в
контексте
многих
философ
-
ских
,
социологических
,
психологиче
-
ских
концепций
,
в
которых
анализируются
проблемы
современного
человека
и
общества
.
В
гуманитари
-
стике
появились
разнообразные
термины
,
характери
-
зующие
новый
тип
человека
.
Наиболее
точной
,
на
наш
взгляд
,
является
метафора
Джеффри
Ходжсона
об
индивиде
как
машине
удовольствий
(«
От
машин
удовольствия
к
моральным
сообществам
:
Эволюци
-
онная
экономика
без
Homo Economicus» (Hodgson,
2013)).
Такой
человек
настроен
,
запрограммирован
на
получение
удовольствий
во
всех
сферах
жизни
,
упрощающий
сложные
явления жизни
.
Цивилизаци
-
онные
перспективы
такой машины
,
индивидуалис
на
смену
ему
должны
прийти
сообщества
.
Дж
.
Ходжсон
приводит
в
своей
работе
слова
известного
педагога
–
Дж
.
Дьюи
,
который
предлагал
превратить
великое
общество
в
великое
сообщество
.
В
современном мире
крупные
общности
(
нация
,
государство
),
постепенно
утрачивают
свои
лидирующие
позиции
.
Практически
не
осталось
национальных
государств
,
на
смену
на
-
циональному
единству
появляется
другой
формат
–
локализованные
сообщества
,
прежде
всего
профес
-
сиональные
.
Сообщество
в
русском
языке
созвучно
слову
общество
,
у
этих
понятий
общий
корень
,
в
основе
которого
лежит
общение
.
В
европейских
языках
эти
слова
отличаются
,
общество
происходит
от
общения
,
а
сообщество
означает
близость
,
единство
.
Сообще
-
ство
это
общность
,
основанная
на
общем
(
нормах
,
ценностях
,
территории
,
имуществе
и
т
.
д
.).
Сообще
-
ство
»
в
Х
I
Х
веке
оно
означало
«
надежду
на
создание
более
тесных
отношений
между
людьми
.
В
словаре
В
.
И
.
Даля
сообщество
трактуется
как
«
братство
,
то
-
варищество
,
сотоварищество
,
круг
,
община
»,
в
каче
-
стве
примера
Даль
приводит
ученое
сообщество
[2,
с
.271].
М
.
Вебер
писал
,
что
для
национального
со
-
общества
преимущественное
значение
имеет
языко
-
вая
общность
.
Но
даже
язык
не
является
ведущим
признаком
государства
. «
Во
времена
Французской
революции
, –
пишет
Э
.
Хобсбаум
, –
только
половина
обитателей Франции
могла
говорить
на
французском
языке
,
и
только
12–13 %
делали
это
«
правильно
»,
а
в
Италии
на
момент
обретения
ею
государственности
только
два
или
три
итальянца
из
сотни
действительно
использовали
итальянский
язык
дома
» [4].
Т
.
е
.
для
общества
в
масштабах
государства
приоритетна
тер
-
риториальная
общность
,
а
не
языковая
или
этниче
-
ская
.
В
этом
смысле
почти
все
современные
государ
-
ства
–
образования
территориальные
,
а
не
этнические
или
культурные
.
Слова М
.
Вебера
о
языке
относятся
сегодня
,
скорее
,
к
сообществу
профессионалов
,
в
ко
-
тором
общность
задается
профессиональным
дискур
-
сом
,
в
котором
отражается
интересная
для
сообщест
-
ва
тематика
,
терминология
,
ценности
,
нормы
.
Для
обозначения
профессиональных
групп
существуют
и
другие
понятия
.
Так
социологи
пишут
о
социопрофессиональной
группе
как
совокупности
лиц
одной
профессии
,
объединенных
сходными
зна
-
ниями
и
навыками
,
осознающих
общность
профес
-
сиональных
интересов
[5,
с
. 60].
Б
.
Н
.
Миронов
к
ха
-
рактеристикам
профессионального
сообщества
доба
-
вил
:
обособленность
группы
в
обществе
,
наличие
совместной
социальной
деятельности
,
определенной
социальной
организации
и
управления
группой
,
су
-
ществование
групповых
ценностей
[3,
с
. 43].
Таким
образом
,
все
ученые
,
используя
разные
слова
,
назы
-
вают
в
качестве
признаков
–
общность
людей
одной
профессии
,
продвигающих
общие
групповые
ценно
-
сти
,
нормы
.
Принимая
во
внимание массовость
такой
профессиональной
группы
как
педагоги
,
можно
го
-
ворить
о
профессиональном
сообществе
в
масштабах
страны
очень
условно
.
Помимо
прочего
,
в
России
слишком
большая
разница
между
уровнем
экономи
-
ческого
развития
и
,
соответственно
,
оплаты
труда
педагогов
в
разных
регионах
,
регионы
отличаются
и
по
культурным
,
природно
–
географическим
условиям
,
что
не
может
не
отразиться
и
на
педагогической
дея
-
тельности
.
И
такое
положение
было
характерно
для
империи на протяжении
всей истории
существования
.
Именно
поэтому
мы
можем
,
скорее
,
говорить
и
изу
-
чать
региональные
общности
педагогов
,
описывать
процесс
их
создания
(
который
также
отличался
),
ус
-
ловия
профессиональной
и
внепрофессиональной
деятельности
.
Становление
педагогического
сообщества
как
объект
исследования
можно
изучать
в
рамках
не
-
скольких
методологических
подходов
.
Принимая
во
внимание
социокультурную
природу
образования
,
а
также
то
,
что
педагогическое
сообщество
одновре
-
О