Table of Contents Table of Contents
Previous Page  144 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 144 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

143

УДК

370 (09) (571.1) ©

Н

.

И

.

Чуркина

Н

.

И

.

Чуркина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СИБИРИ В

XIX –

НАЧАЛЕ ХХ ВВ

.

КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья

выполнена при поддержке

гранта

РГНФ

,

проект №

16–06–00251

В

статье

проводится

анализ теоретических

и методологических

основ

исследования

проблем

становле

-

ния

педагогического

сообщества

Сибири

в

XIX –

начале

ХХ

вв

.

Обоснованы

методологические

конструкты

,

методы

и

приемы

,

позволяющие

выделить

этапы

и

специфику

оформления

данной

профессиональной

группы

в

контексте

природно

географических

,

экономических и

социокультурных

процессов региональной жизни

.

Ключевые

слова

:

история

образования

,

региональное

педагогическое

образование

,

Сибирь

,

педагогическое

сообщество

,

социокультурное

развитие

региона

.

бращение

к

проблематике

профессио

-

нального

сообщества

представляется

важным

в

контексте

многих

философ

-

ских

,

социологических

,

психологиче

-

ских

концепций

,

в

которых

анализируются

проблемы

современного

человека

и

общества

.

В

гуманитари

-

стике

появились

разнообразные

термины

,

характери

-

зующие

новый

тип

человека

.

Наиболее

точной

,

на

наш

взгляд

,

является

метафора

Джеффри

Ходжсона

об

индивиде

как

машине

удовольствий

От

машин

удовольствия

к

моральным

сообществам

:

Эволюци

-

онная

экономика

без

Homo Economicus» (Hodgson,

2013)).

Такой

человек

настроен

,

запрограммирован

на

получение

удовольствий

во

всех

сферах

жизни

,

упрощающий

сложные

явления жизни

.

Цивилизаци

-

онные

перспективы

такой машины

,

индивидуалис

на

смену

ему

должны

прийти

сообщества

.

Дж

.

Ходжсон

приводит

в

своей

работе

слова

известного

педагога

Дж

.

Дьюи

,

который

предлагал

превратить

великое

общество

в

великое

сообщество

.

В

современном мире

крупные

общности

(

нация

,

государство

),

постепенно

утрачивают

свои

лидирующие

позиции

.

Практически

не

осталось

национальных

государств

,

на

смену

на

-

циональному

единству

появляется

другой

формат

локализованные

сообщества

,

прежде

всего

профес

-

сиональные

.

Сообщество

в

русском

языке

созвучно

слову

общество

,

у

этих

понятий

общий

корень

,

в

основе

которого

лежит

общение

.

В

европейских

языках

эти

слова

отличаются

,

общество

происходит

от

общения

,

а

сообщество

означает

близость

,

единство

.

Сообще

-

ство

это

общность

,

основанная

на

общем

(

нормах

,

ценностях

,

территории

,

имуществе

и

т

.

д

.).

Сообще

-

ство

»

в

Х

I

Х

веке

оно

означало

«

надежду

на

создание

более

тесных

отношений

между

людьми

.

В

словаре

В

.

И

.

Даля

сообщество

трактуется

как

«

братство

,

то

-

варищество

,

сотоварищество

,

круг

,

община

»,

в

каче

-

стве

примера

Даль

приводит

ученое

сообщество

[2,

с

.271].

М

.

Вебер

писал

,

что

для

национального

со

-

общества

преимущественное

значение

имеет

языко

-

вая

общность

.

Но

даже

язык

не

является

ведущим

признаком

государства

. «

Во

времена

Французской

революции

, –

пишет

Э

.

Хобсбаум

, –

только

половина

обитателей Франции

могла

говорить

на

французском

языке

,

и

только

12–13 %

делали

это

«

правильно

»,

а

в

Италии

на

момент

обретения

ею

государственности

только

два

или

три

итальянца

из

сотни

действительно

использовали

итальянский

язык

дома

» [4].

Т

.

е

.

для

общества

в

масштабах

государства

приоритетна

тер

-

риториальная

общность

,

а

не

языковая

или

этниче

-

ская

.

В

этом

смысле

почти

все

современные

государ

-

ства

образования

территориальные

,

а

не

этнические

или

культурные

.

Слова М

.

Вебера

о

языке

относятся

сегодня

,

скорее

,

к

сообществу

профессионалов

,

в

ко

-

тором

общность

задается

профессиональным

дискур

-

сом

,

в

котором

отражается

интересная

для

сообщест

-

ва

тематика

,

терминология

,

ценности

,

нормы

.

Для

обозначения

профессиональных

групп

существуют

и

другие

понятия

.

Так

социологи

пишут

о

социопрофессиональной

группе

как

совокупности

лиц

одной

профессии

,

объединенных

сходными

зна

-

ниями

и

навыками

,

осознающих

общность

профес

-

сиональных

интересов

[5,

с

. 60].

Б

.

Н

.

Миронов

к

ха

-

рактеристикам

профессионального

сообщества

доба

-

вил

:

обособленность

группы

в

обществе

,

наличие

совместной

социальной

деятельности

,

определенной

социальной

организации

и

управления

группой

,

су

-

ществование

групповых

ценностей

[3,

с

. 43].

Таким

образом

,

все

ученые

,

используя

разные

слова

,

назы

-

вают

в

качестве

признаков

общность

людей

одной

профессии

,

продвигающих

общие

групповые

ценно

-

сти

,

нормы

.

Принимая

во

внимание массовость

такой

профессиональной

группы

как

педагоги

,

можно

го

-

ворить

о

профессиональном

сообществе

в

масштабах

страны

очень

условно

.

Помимо

прочего

,

в

России

слишком

большая

разница

между

уровнем

экономи

-

ческого

развития

и

,

соответственно

,

оплаты

труда

педагогов

в

разных

регионах

,

регионы

отличаются

и

по

культурным

,

природно

географическим

условиям

,

что

не

может

не

отразиться

и

на

педагогической

дея

-

тельности

.

И

такое

положение

было

характерно

для

империи на протяжении

всей истории

существования

.

Именно

поэтому

мы

можем

,

скорее

,

говорить

и

изу

-

чать

региональные

общности

педагогов

,

описывать

процесс

их

создания

(

который

также

отличался

),

ус

-

ловия

профессиональной

и

внепрофессиональной

деятельности

.

Становление

педагогического

сообщества

как

объект

исследования

можно

изучать

в

рамках

не

-

скольких

методологических

подходов

.

Принимая

во

внимание

социокультурную

природу

образования

,

а

также

то

,

что

педагогическое

сообщество

одновре

-

О