Table of Contents Table of Contents
Previous Page  146 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 146 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

145

типизация

есть

институт

...

Типизации

опривыченных

действий

,

составляющих

институты

,

всегда

разделя

-

ются

;

они

доступны

для

понимания

всех

членов

оп

-

ределенной

социальной

группы

,

и

сам

институт

типи

-

зирует

как

индивидуальных

деятелей

,

так

и

индиви

-

дуальные

действия

» [1,

с

.90].

Т

.

е

.

можно

рассматри

-

вать

процесс

оформления

профессионального

сооб

-

щества

как

оформление

института

,

для

которого

ха

-

рактерны

общие ценности

,

нормы

,

профессиональные

действия

.

Каждый

этап

в

процессе

институцианали

-

зации

наполнен

определенным

содержанием

,

харак

-

теристиками

,

что

позволяет

выделить

важные

«

сиг

-

налы

»,

признаки оформления

социального института

.

1.

Опривычивание

(

хабитуализация

)

различ

-

ных

видов

человеческой

деятельности

:

любое

дейст

-

вие

,

которое

часто

повторяется

,

становится

образцом

.

В

дальнейшем

такой

образец

может

быть

воспроиз

-

веден

со

значительной

экономией

усилий

,

ведь

инди

-

вид

освобождается

от

бремени

выбора

,

взаимодейст

-

вие

с

другими

людьми

становится

предсказуемым

,

тем

самым

снимается излишнее напряжение

.

2.

Типизация

действий

-

рутинные

действия

постепенно

классифицируются

, «

типизируются

»,

а

институт

-

это

не

что

иное

,

как

«

взаимная

типизация

опривыченных действий

деятелями разного

рода

».

3.

Типизация

деятелей

,

которая

наряду

с

ти

-

пизацией

действий

обеспечивает

доступность

пони

-

мания

определенных

действий

членов

социальной

группы или общества

в целом

.

4.

Объективация

-

закрепленные

при

передаче

новому

поколению

индивидов

институциональные

участки

взаимодействий

приобретают

устойчивость

и

объективность

.

5.

Легитимация

-

наложение

логики

на

объек

-

тивированный

социальный

мир

производится

с

по

-

мощью

языка

,

который

выступает

основным

инстру

-

ментом

нормативного

закрепления

институциональ

-

ного порядка

[1,

с

.92].

Этапы

становления

любого

социального

ин

-

ститута

могут

растягиваться

на

продолжительное

время

,

причем

протяженность

каждого

из

них

зависит

от

многих

условий

.

В

целом

взаимосвязь

между

соз

-

даваемым

человеком

социальным

миром

и

влиянием

последнего

на

дальнейшее

существование

человека

П

.

Бергер

и Т

.

Лукман

представляют

в

виде

взаимоза

-

висимости

«

трех

диалектических

моментов

социаль

-

ной

реальности

»:

общество

как

человеческий

про

-

дукт

;

общество

как

объективная

реальность

;

человек

как

социальный

продукт

.

Рассматривая

в

этой

логи

-

ке

процесс

развития

педагогического

сообщества

можно

говорить

,

что

в

рамках

первого

этапа

члены

педагогического

сообщества

осваивают

и

вырабаты

-

вают

образцовые

виды

профессиональной

деятельно

-

сти

.

На

втором

этапе

происходит

освоение

этих

об

-

разцов

и

трансляция

их

на

основную

массу

членов

сообщества

.

На

третьем

этапе

типизируются

уже

не

только

действия

,

но

можно

говорить

о

типизации

пе

-

дагогов

,

педагогической

профессии

на

разных

ступе

-

нях

образования

.

На

четвертом

этапе

признание

дан

-

ного

профессионального

института

происходит

в

масштабах регионального

социума

.

Важной

часть

социального

конструирования

является

легитимация

,

которая

представляет

собой

наложение

логики

на

объективированный

социаль

-

ный

мир

при

помощи

языка

.

Т

.

е

.

новый

социальный

институт

(

в

нашем

случае

,

педагогическое

сообщест

-

во

)

закрепляет

фактичность

своего

существования

в

региональном

сообществе

в

названиях

,

понятиях

,

словах

.

Язык

выступает

основным

инструментом

нормативного

закрепления

институционального

по

-

рядка

,

при

помощи

понятий

члены

сообщества

упо

-

рядочивают мир

вокруг

себя

,

в

том

числе

профессио

-

нальные

и

социальные

взаимодействия

,

тем

самым

конструируя

особенности

регионального

обществен

-

ного

устройства

.

С

момента

завершения

процесса

«

вхождения

»

в

социум

созданные

когда

-

то

институциональные

структуры

окружающего

социального

мира

начина

-

ют

воздействовать

на

членов

сообщества

,

становяще

-

гося

«

социальным

продуктом

».

При

передаче

знаний

о

системе

типизированных

действий

новому

поколе

-

нию

эта

система

обогащается

еще

одним

качеством

-

объективностью

.

Процесс

,

посредством

которого

экс

-

тернализированные

продукты

человеческой

деятель

-

ности

превращаются

в

объективную

реальность

,

Бер

-

гер

и Лукман

обозначают

как

«

объективацию

».

Новое

поколение

приходит

в мир

,

в

котором

уже

сложились

определенные

социальные

отношения

,

поэтому

ин

-

ституты

воспринимаются

индивидами

«

как

обла

-

дающие

собственной

реальностью

;

реальностью

,

с

которой

индивид

сталкивается

как

с

внешним

и

при

-

нудительным фактом

» [1,

с

.98].

Таким

образом

,

соци

-

альный

конструктивизм

позволяет

рассматривать

историю

оформления

педагогического

сообщества

Сибири

в

логике

институционализации

,

выявляя

ха

-

рактерные

для нее

этапы

.

Дополнительные

инструменты

в

процессе

ис

-

следования

оформления

педагогического

сообщества

дает

концепция

местных

сообществ

(

А

.

А

.

Васильев

,

Д

.

Левчик

,

И

.

Мерсиянова

,

А

.

И

.

Широков

,

Е

.

С

.

Шо

-

мина

и

др

.).

Ее

применение

в

региональных

рамках

позволит

на

основе

построения

территориально

огра

-

ниченной модели

педагогического

сообщества

,

выйти

на

дополнительные

материалы

для

построения

мак

-

ромоделей

.

В

концепции

для

характеристики

местно

-

го

сообщества

предложена

схема

социологического

описания

,

которую

мы

адаптировали

к

проблематике

педагогической

деятельности

.

Местное

сообщество

в

рамках

научных

направлений

описывают

по

ведущим

для

науки

признакам

:

экологическим

,

экономиче

-

ским

,

этнографическим

,

социологическим

и

т

.

д

.

На

основе

ведущих

положений

концепции

местных

со

-

обществ

нами

были

уточнены

параметры

описания

педагогического

сообщества Сибири

:

педагогическое

сообщество

как

общность

профессионалов

(

истори

-

ческая

,

культурная

,

социальная

и

т

.

д

.);

региональное

пространство

в

пределах

определенных

границ

(

гео

-

графических

,

административных

,

экономических

,

информационных

),

задающее

специфику

сообществу

;