

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
145
типизация
есть
институт
...
Типизации
опривыченных
действий
,
составляющих
институты
,
всегда
разделя
-
ются
;
они
доступны
для
понимания
всех
членов
оп
-
ределенной
социальной
группы
,
и
сам
институт
типи
-
зирует
как
индивидуальных
деятелей
,
так
и
индиви
-
дуальные
действия
» [1,
с
.90].
Т
.
е
.
можно
рассматри
-
вать
процесс
оформления
профессионального
сооб
-
щества
как
оформление
института
,
для
которого
ха
-
рактерны
общие ценности
,
нормы
,
профессиональные
действия
.
Каждый
этап
в
процессе
институцианали
-
зации
наполнен
определенным
содержанием
,
харак
-
теристиками
,
что
позволяет
выделить
важные
«
сиг
-
налы
»,
признаки оформления
социального института
.
1.
Опривычивание
(
хабитуализация
)
различ
-
ных
видов
человеческой
деятельности
:
любое
дейст
-
вие
,
которое
часто
повторяется
,
становится
образцом
.
В
дальнейшем
такой
образец
может
быть
воспроиз
-
веден
со
значительной
экономией
усилий
,
ведь
инди
-
вид
освобождается
от
бремени
выбора
,
взаимодейст
-
вие
с
другими
людьми
становится
предсказуемым
,
тем
самым
снимается излишнее напряжение
.
2.
Типизация
действий
-
рутинные
действия
постепенно
классифицируются
, «
типизируются
»,
а
институт
-
это
не
что
иное
,
как
«
взаимная
типизация
опривыченных действий
деятелями разного
рода
».
3.
Типизация
деятелей
,
которая
наряду
с
ти
-
пизацией
действий
обеспечивает
доступность
пони
-
мания
определенных
действий
членов
социальной
группы или общества
в целом
.
4.
Объективация
-
закрепленные
при
передаче
новому
поколению
индивидов
институциональные
участки
взаимодействий
приобретают
устойчивость
и
объективность
.
5.
Легитимация
-
наложение
логики
на
объек
-
тивированный
социальный
мир
производится
с
по
-
мощью
языка
,
который
выступает
основным
инстру
-
ментом
нормативного
закрепления
институциональ
-
ного порядка
[1,
с
.92].
Этапы
становления
любого
социального
ин
-
ститута
могут
растягиваться
на
продолжительное
время
,
причем
протяженность
каждого
из
них
зависит
от
многих
условий
.
В
целом
взаимосвязь
между
соз
-
даваемым
человеком
социальным
миром
и
влиянием
последнего
на
дальнейшее
существование
человека
П
.
Бергер
и Т
.
Лукман
представляют
в
виде
взаимоза
-
висимости
«
трех
диалектических
моментов
социаль
-
ной
реальности
»:
общество
как
человеческий
про
-
дукт
;
общество
как
объективная
реальность
;
человек
как
социальный
продукт
.
Рассматривая
в
этой
логи
-
ке
процесс
развития
педагогического
сообщества
можно
говорить
,
что
в
рамках
первого
этапа
члены
педагогического
сообщества
осваивают
и
вырабаты
-
вают
образцовые
виды
профессиональной
деятельно
-
сти
.
На
втором
этапе
происходит
освоение
этих
об
-
разцов
и
трансляция
их
на
основную
массу
членов
сообщества
.
На
третьем
этапе
типизируются
уже
не
только
действия
,
но
можно
говорить
о
типизации
пе
-
дагогов
,
педагогической
профессии
на
разных
ступе
-
нях
образования
.
На
четвертом
этапе
признание
дан
-
ного
профессионального
института
происходит
в
масштабах регионального
социума
.
Важной
часть
социального
конструирования
является
легитимация
,
которая
представляет
собой
наложение
логики
на
объективированный
социаль
-
ный
мир
при
помощи
языка
.
Т
.
е
.
новый
социальный
институт
(
в
нашем
случае
,
педагогическое
сообщест
-
во
)
закрепляет
фактичность
своего
существования
в
региональном
сообществе
в
названиях
,
понятиях
,
словах
.
Язык
выступает
основным
инструментом
нормативного
закрепления
институционального
по
-
рядка
,
при
помощи
понятий
члены
сообщества
упо
-
рядочивают мир
вокруг
себя
,
в
том
числе
профессио
-
нальные
и
социальные
взаимодействия
,
тем
самым
конструируя
особенности
регионального
обществен
-
ного
устройства
.
С
момента
завершения
процесса
«
вхождения
»
в
социум
созданные
когда
-
то
институциональные
структуры
окружающего
социального
мира
начина
-
ют
воздействовать
на
членов
сообщества
,
становяще
-
гося
«
социальным
продуктом
».
При
передаче
знаний
о
системе
типизированных
действий
новому
поколе
-
нию
эта
система
обогащается
еще
одним
качеством
-
объективностью
.
Процесс
,
посредством
которого
экс
-
тернализированные
продукты
человеческой
деятель
-
ности
превращаются
в
объективную
реальность
,
Бер
-
гер
и Лукман
обозначают
как
«
объективацию
».
Новое
поколение
приходит
в мир
,
в
котором
уже
сложились
определенные
социальные
отношения
,
поэтому
ин
-
ституты
воспринимаются
индивидами
«
как
обла
-
дающие
собственной
реальностью
;
реальностью
,
с
которой
индивид
сталкивается
как
с
внешним
и
при
-
нудительным фактом
» [1,
с
.98].
Таким
образом
,
соци
-
альный
конструктивизм
позволяет
рассматривать
историю
оформления
педагогического
сообщества
Сибири
в
логике
институционализации
,
выявляя
ха
-
рактерные
для нее
этапы
.
Дополнительные
инструменты
в
процессе
ис
-
следования
оформления
педагогического
сообщества
дает
концепция
местных
сообществ
(
А
.
А
.
Васильев
,
Д
.
Левчик
,
И
.
Мерсиянова
,
А
.
И
.
Широков
,
Е
.
С
.
Шо
-
мина
и
др
.).
Ее
применение
в
региональных
рамках
позволит
на
основе
построения
территориально
огра
-
ниченной модели
педагогического
сообщества
,
выйти
на
дополнительные
материалы
для
построения
мак
-
ромоделей
.
В
концепции
для
характеристики
местно
-
го
сообщества
предложена
схема
социологического
описания
,
которую
мы
адаптировали
к
проблематике
педагогической
деятельности
.
Местное
сообщество
в
рамках
научных
направлений
описывают
по
ведущим
для
науки
признакам
:
экологическим
,
экономиче
-
ским
,
этнографическим
,
социологическим
и
т
.
д
.
На
основе
ведущих
положений
концепции
местных
со
-
обществ
нами
были
уточнены
параметры
описания
педагогического
сообщества Сибири
:
педагогическое
сообщество
как
общность
профессионалов
(
истори
-
ческая
,
культурная
,
социальная
и
т
.
д
.);
региональное
пространство
в
пределах
определенных
границ
(
гео
-
графических
,
административных
,
экономических
,
информационных
),
задающее
специфику
сообществу
;