

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
144
менно
отражает
профессиональную
культуру
и
яв
-
ляется
частью
регионального
социума
,
необходим
социокультурный
подход
.
Он
получил
распростра
-
нение
во
всех
гуманитарных
науках
со
второй
поло
-
вины
ХХ
века
.
В
исторической
науке
в
этот
период
также
стали
писать
о
новой
парадигме
,
которую
обо
-
значили
как
«
поворот
к
культуре
».
Культура
стала
рассматриваться
как
исходный
принцип
организации
всех
сфер
человеческого
бытия
.
Одним
из
средств
расширения
возможностей
познания
и
понимания
прошлого
признавалось
сопоставление
,
сосущество
-
вание
различных
исследовательских
практик
,
позво
-
ляющих
раскрывать
отдельные
стороны
исследуемо
-
го
объекта
,
увидеть
его
в
разных
ракурсах
как
часть
социальной
и
культурной
жизни
,
именно
эти
целям
служил
социокультурный подход
.
Социокультурный
подход
предполагает
опору
на методы
разных
наук
(
социологии
,
культурологии
),
он
позволяет
сочетать
логический
и
исторический
ракурс
,
в
нем
признается
множественность
культур
в
пространстве
регионального
социума
.
Существую
-
щие
варианты
социокультурного
подхода
при
изуче
-
нии
проблем
образования
,
делают
акценты
на
от
-
дельных
сторонах
социокультурного
взаимодействия
:
институциональный
(
Г
.
Е
.
Збровский
,
В
.
Я
.
Нечаев
и
др
.)
рассматривает
образование
как
элемент
системы
общественных
отношений
,
взаимодействующих
с
другими
ее
элементами
,
выявляются
его
связи
с
нау
-
кой
,
культурой
,
производством
.
Системный
(
И
.
Б
.
Ко
-
това
,
Н
.
Б
.
Крылова
,
Е
.
Н
.
Шиян
,
Э
.
Г
.
Юдин
)
характе
-
ризует
образование
как
самодостаточный
феномен
,
определенное
автономное
структурно
-
целостное
единство
,
позволяет
рассматривать
социокультурные
изменения
в
образовании
как некую
самостоятельную
систему
.
Интегрированный
(
А
.
М
.
Осипов
)
рассмат
-
ривает
институциональные
и
системные
признаки
образования
в
единстве
,
образование
исследуется
как
относительно
самостоятельная
подсистема
общест
-
венной
жизни
,
обладающая
сложной
совокупностью
внутренних
взаимосвязанных
структур
,
и
как
соци
-
альный
институт
,
выполняющий
ряд
функций
в
от
-
ношении
общества
и
его
подсистем
.
Деятельностный
(
П
.
Я
.
Гальперин
,
А
.
Н
.
Леонтьев
,
С
.
Л
.
Рубинштейн
,
Г
.
И
.
Щукина
и
др
.)
определяет
образование
как
орга
-
низованную
деятельность
людей
,
направленную
на
освоение накопленных ценностей
культуры
.
Не
отдавая
предпочтение
одному
из
вариантов
социокультурного
подхода
можно
выделить
общее
:
все
авторы
признают
,
что
социокультурный
подход
должен
быть
основан
на
интеграции
трех
позиций
:
оценке
состояния
и
динамики
социокультурных
про
-
цессов
и
сопоставление
их
с
изменениями
в
образо
-
вании
;
изучении
законов
,
принципов
,
технологий
об
-
разования
и
социокультурной
деятельности
;
исследо
-
вании
взаимодействия
сферы
образования
с
другими
сферами
общественной
жизни
.
Таким
образом
,
со
-
циокультурный
подход
как
методология
исследова
-
ния
проблем
образования
соединяет
три
важнейших
части
миропорядка
и
является
своеобразной
методо
-
логией жизни
.
Социокультурный
подход
предполагает
выде
-
ление
и
комплексное
изучение
институциональных
и
внеинституциональных
сторон
социальной
жизни
.
Сложность
исследования
данного
объекта
заключает
-
ся
в
том
,
что
становление
педагогического
сообщест
-
ва
Сибири
происходило
в
контексте
процессов
оформления
региональной
общности
и
общих
тен
-
денций
,
характеризующих
педагогическое
сообщест
-
во
в
пределах
государства
.
Поэтому
история
станов
-
ления
и
развития
педагогического
сообщества
регио
-
на
должна
исследоваться
в
широком
социокультур
-
ном
контексте
,
учитывая
нормативно
–
правовые
(
ин
-
ституциональный
)
и
личностные
(
внеинституцио
-
нальные
)
процессы
.
В
рамках
данной
методологии
показал
свою
репрезентативность
метод
институцио
-
нального
анализа
,
разработанный
в
трудах
классиков
функционализма
в
социальной
науке
(
Б
.
Малинов
-
ский
,
А
.
Рэдклифф
_
Браун
и
др
.).
Его
применение
по
-
зволит
определить
цель
,
объединяющую
учительство
Сибири
в
региональное
педагогическое
сообщество
,
выявить
характер
поведения
членов
сообщества
в
профессиональной деятельности и др
.
Антропологический
аспект
социокультурного
подхода
акцентирует
свое
внимание
на
рассмотрении
культуры
как
способа
саморазвития
субъектов
и
про
-
странства
их
свободной
самореализации
.
В
контексте
изучения
профессионального
сообщества
то
позволит
выделить
универсальные
способы
и
образцы
профес
-
сиональной
педагогической
деятельности
,
совокуп
-
ность
которых
составляет
профессиональную
культу
-
ру и
этос педагогического
сообщества
.
Для
раскрытия
социального
качества
человека
как
личности
и
институциональных
форм
,
представ
-
ленных
в
нормативно
опосредованных
и
статусно
обусловленных
ролевых
отношениях
можно
исполь
-
зовать
социальный
анализ
.
Культурный
анализ
по
-
зволит через изучение природной и
культурной
среды
региона
и
описание
реальных
практик
педагогиче
-
ского
сообщества
выявить
специфику
культуры
педа
-
гогического
сообщества
Сибири
.
А
в
совокупности
эти
методы
позволят
определить
институциональные
формы
или
нормативные
конструкты
социального
взаимодействия
(
членов
сообщества
между
собой
и
с
социумом
).
В
рамках
социокультурного
подхода
была
раз
-
работана
теория
социального
конструктивизма
(
П
.
Бергер
,
Т
.
Лукман
и
др
.).
Социальный
конструк
-
тивизм
может
выступать
как
методология
научного
исследования
,
так
как
представляет
собой
особый
путь
познания
в
методологическом
поле
социокуль
-
турного
подхода
.
По
мнению
авторов
концепции
,
понять
сущность
конкретного
социального
института
невозможно
без
изучения
истории
,
продуктом
кото
-
рой
он
является
,
что
соответствует
логике
нашего
исследования
и
позволяет
изучать
становление
педа
-
гогического
сообщества
Сибири
в
логике
этапов
ин
-
ститутализации
.
П
.
Бергер
и Т
.
Лукман
писали
: «
Ин
-
ституционализация
,
имеет место
везде
,
где
осуществ
-
ляется
взаимная
типизация
опривыченных
действий
деятелями
разного
рода
.
Иначе
говоря
,
любая
такая