Table of Contents Table of Contents
Previous Page  145 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 145 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

144

менно

отражает

профессиональную

культуру

и

яв

-

ляется

частью

регионального

социума

,

необходим

социокультурный

подход

.

Он

получил

распростра

-

нение

во

всех

гуманитарных

науках

со

второй

поло

-

вины

ХХ

века

.

В

исторической

науке

в

этот

период

также

стали

писать

о

новой

парадигме

,

которую

обо

-

значили

как

«

поворот

к

культуре

».

Культура

стала

рассматриваться

как

исходный

принцип

организации

всех

сфер

человеческого

бытия

.

Одним

из

средств

расширения

возможностей

познания

и

понимания

прошлого

признавалось

сопоставление

,

сосущество

-

вание

различных

исследовательских

практик

,

позво

-

ляющих

раскрывать

отдельные

стороны

исследуемо

-

го

объекта

,

увидеть

его

в

разных

ракурсах

как

часть

социальной

и

культурной

жизни

,

именно

эти

целям

служил

социокультурный подход

.

Социокультурный

подход

предполагает

опору

на методы

разных

наук

(

социологии

,

культурологии

),

он

позволяет

сочетать

логический

и

исторический

ракурс

,

в

нем

признается

множественность

культур

в

пространстве

регионального

социума

.

Существую

-

щие

варианты

социокультурного

подхода

при

изуче

-

нии

проблем

образования

,

делают

акценты

на

от

-

дельных

сторонах

социокультурного

взаимодействия

:

институциональный

(

Г

.

Е

.

Збровский

,

В

.

Я

.

Нечаев

и

др

.)

рассматривает

образование

как

элемент

системы

общественных

отношений

,

взаимодействующих

с

другими

ее

элементами

,

выявляются

его

связи

с

нау

-

кой

,

культурой

,

производством

.

Системный

(

И

.

Б

.

Ко

-

това

,

Н

.

Б

.

Крылова

,

Е

.

Н

.

Шиян

,

Э

.

Г

.

Юдин

)

характе

-

ризует

образование

как

самодостаточный

феномен

,

определенное

автономное

структурно

-

целостное

единство

,

позволяет

рассматривать

социокультурные

изменения

в

образовании

как некую

самостоятельную

систему

.

Интегрированный

(

А

.

М

.

Осипов

)

рассмат

-

ривает

институциональные

и

системные

признаки

образования

в

единстве

,

образование

исследуется

как

относительно

самостоятельная

подсистема

общест

-

венной

жизни

,

обладающая

сложной

совокупностью

внутренних

взаимосвязанных

структур

,

и

как

соци

-

альный

институт

,

выполняющий

ряд

функций

в

от

-

ношении

общества

и

его

подсистем

.

Деятельностный

(

П

.

Я

.

Гальперин

,

А

.

Н

.

Леонтьев

,

С

.

Л

.

Рубинштейн

,

Г

.

И

.

Щукина

и

др

.)

определяет

образование

как

орга

-

низованную

деятельность

людей

,

направленную

на

освоение накопленных ценностей

культуры

.

Не

отдавая

предпочтение

одному

из

вариантов

социокультурного

подхода

можно

выделить

общее

:

все

авторы

признают

,

что

социокультурный

подход

должен

быть

основан

на

интеграции

трех

позиций

:

оценке

состояния

и

динамики

социокультурных

про

-

цессов

и

сопоставление

их

с

изменениями

в

образо

-

вании

;

изучении

законов

,

принципов

,

технологий

об

-

разования

и

социокультурной

деятельности

;

исследо

-

вании

взаимодействия

сферы

образования

с

другими

сферами

общественной

жизни

.

Таким

образом

,

со

-

циокультурный

подход

как

методология

исследова

-

ния

проблем

образования

соединяет

три

важнейших

части

миропорядка

и

является

своеобразной

методо

-

логией жизни

.

Социокультурный

подход

предполагает

выде

-

ление

и

комплексное

изучение

институциональных

и

внеинституциональных

сторон

социальной

жизни

.

Сложность

исследования

данного

объекта

заключает

-

ся

в

том

,

что

становление

педагогического

сообщест

-

ва

Сибири

происходило

в

контексте

процессов

оформления

региональной

общности

и

общих

тен

-

денций

,

характеризующих

педагогическое

сообщест

-

во

в

пределах

государства

.

Поэтому

история

станов

-

ления

и

развития

педагогического

сообщества

регио

-

на

должна

исследоваться

в

широком

социокультур

-

ном

контексте

,

учитывая

нормативно

правовые

(

ин

-

ституциональный

)

и

личностные

(

внеинституцио

-

нальные

)

процессы

.

В

рамках

данной

методологии

показал

свою

репрезентативность

метод

институцио

-

нального

анализа

,

разработанный

в

трудах

классиков

функционализма

в

социальной

науке

(

Б

.

Малинов

-

ский

,

А

.

Рэдклифф

_

Браун

и

др

.).

Его

применение

по

-

зволит

определить

цель

,

объединяющую

учительство

Сибири

в

региональное

педагогическое

сообщество

,

выявить

характер

поведения

членов

сообщества

в

профессиональной деятельности и др

.

Антропологический

аспект

социокультурного

подхода

акцентирует

свое

внимание

на

рассмотрении

культуры

как

способа

саморазвития

субъектов

и

про

-

странства

их

свободной

самореализации

.

В

контексте

изучения

профессионального

сообщества

то

позволит

выделить

универсальные

способы

и

образцы

профес

-

сиональной

педагогической

деятельности

,

совокуп

-

ность

которых

составляет

профессиональную

культу

-

ру и

этос педагогического

сообщества

.

Для

раскрытия

социального

качества

человека

как

личности

и

институциональных

форм

,

представ

-

ленных

в

нормативно

опосредованных

и

статусно

обусловленных

ролевых

отношениях

можно

исполь

-

зовать

социальный

анализ

.

Культурный

анализ

по

-

зволит через изучение природной и

культурной

среды

региона

и

описание

реальных

практик

педагогиче

-

ского

сообщества

выявить

специфику

культуры

педа

-

гогического

сообщества

Сибири

.

А

в

совокупности

эти

методы

позволят

определить

институциональные

формы

или

нормативные

конструкты

социального

взаимодействия

(

членов

сообщества

между

собой

и

с

социумом

).

В

рамках

социокультурного

подхода

была

раз

-

работана

теория

социального

конструктивизма

(

П

.

Бергер

,

Т

.

Лукман

и

др

.).

Социальный

конструк

-

тивизм

может

выступать

как

методология

научного

исследования

,

так

как

представляет

собой

особый

путь

познания

в

методологическом

поле

социокуль

-

турного

подхода

.

По

мнению

авторов

концепции

,

понять

сущность

конкретного

социального

института

невозможно

без

изучения

истории

,

продуктом

кото

-

рой

он

является

,

что

соответствует

логике

нашего

исследования

и

позволяет

изучать

становление

педа

-

гогического

сообщества

Сибири

в

логике

этапов

ин

-

ститутализации

.

П

.

Бергер

и Т

.

Лукман

писали

: «

Ин

-

ституционализация

,

имеет место

везде

,

где

осуществ

-

ляется

взаимная

типизация

опривыченных

действий

деятелями

разного

рода

.

Иначе

говоря

,

любая

такая