Table of Contents Table of Contents
Previous Page  71 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 71 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

70

федеральным

конституционным

законом

могут

устанавливаться

отдельные

ограничения

прав

и

свобод

с

указанием

пределов

и

срока

их

действия

.

Кроме

того

,

в

соответствии

с

нормативными

правовыми

актами

органы

исполнительной

власти

в

рамках

закона

,

реализуя

свои

полномочия

по

обеспечению

безопасности

государства

,

вправе

ограничивать

права

и

свободы

иностранных

граждан

,

находящихся

на

территории

РФ

.

Более

того

,

наделяя

уполномоченные

органы

власти

соответствующими

функциями

,

законодатель

предусмотрел

условия

,

при

которых

определенная

их

деятельность

,

связанная

с

ограничением

прав

и

свобод

иностранных

граждан

,

может быть прекращена

[11,

ст

. 6; 15,

ч

. 5

ст

. 5].

Давая

правовую

оценку

понятию

«

ограничение

прав

и

свобод

человека

»,

Верховный

Суд

РФ

указал

,

что

под

ограничением

прав

и

свобод

человека

(

вмешательством

в

права

и

свободы

человека

)

понимаются

любые

решения

,

действия

(

бездействие

)

органов

государственной

власти

,

органов

местного

самоуправления

,

должностных

лиц

,

государственных

и

муниципальных

служащих

,

а

также

иных

лиц

,

вследствие

принятия

или

осуществления

(

неосуществления

)

которых

в

отношении

лица

,

заявляющего

о

предполагаемом

нарушении

его

прав

и

свобод

,

созданы

препятствия

для

реализации

его

прав и

свобод

[6].

Из

представленного

выше

видно

,

что

ограничение

прав

и

свобод

иностранных

граждан

,

как

правовая

категория

включает

в

себя

достаточно

широкий

спектр

оснований

,

по

которым

оно

может

вводиться

.

Принимая

во

внимание

данную

особенность

,

автор

полагает

,

что

понятие

«

ограничение

прав

и

свобод

иностранных

граждан

»

следует

рассматривать

в

широком

смысле

его

толкования

.

Учитывая

изложенное

,

предлагается

более

подробно

раскрыть

обстоятельства

,

при

которых

возможно

ограничение

прав

и

свобод

иностранных

граждан

.

Так

,

к

первому

виду

ограничений

следует

отнести

ограничения

,

формирование

которых

связано

с

введением

особых правовых режимов

.

Указанные

ограничения

,

устанавливаясь

в

рамках

особых

правовых

режимов

на

основании

чрезвычайного

законодательства

,

направлены

не

только

на

ограждение

иностранных

граждан

от

негативных

факторов

,

послуживших

основанием

для

введения

режимов

,

обеспечение

правопорядка

,

безопасности

граждан

и

государства

,

но

и

возможных

негативных

проявлений

со

стороны

самих

иностранных

граждан

.

При

этом

Конституционный

Суд

РФ

указал

,

что

ограничение

прав

и

свобод

граждан

в

соответствии

с

ч

. 3

ст

. 55

Конституции

РФ

может

осуществляться

только

путем

принятия

федерального

закона

[5].

Так

,

правовое

регулирование

введения

чрезвычайного

положения

осуществляется

Федеральным

конституционным

законом

от

30

мая

2001

г

.

3-

ФКЗ

«

О

чрезвычайном

положении

» [8].

В

соответствии

со

ст

. 4

и

5

данного

Закона

введение

чрезвычайного

положения

осуществляется

на

основании

Указа

Президента

РФ

,

где

помимо

основных

тезисов

излагается

перечень

временных

ограничений

прав

и

свобод

,

к

числу

которых

относятся

ограничение

на

свободу

передвижения

по

территории

,

на

которой

введено

чрезвычайное

положение

,

введение

особого

режима

въезда на

указанную

территорию и

выезда

с нее и др

.

Аналогичные

ограничения

предусмотрены

в

период

введения

военного

положения

,

при

котором

может

применяться

изоляция

иностранного

гражданина

государства

,

воюющего

с

РФ

,

и

устанавливаться

запреты

либо

ограничения

на

выезд

за пределы

территории РФ

[9].

Немаловажное

место

в

системе

особых

право

-

вых

режимов

отводится

режиму

контртеррористиче

-

ской

операции

,

в

рамках

которого

также

предполага

-

ется

ограничение

прав

и

свобод

лиц

,

находящихся

на

соответствующей

территории

.

Так

,

ч

. 3

ст

. 11

Феде

-

рального

закона

от

06

марта

2006

г

.

35-

ФЗ

«

О

про

-

тиводействии

терроризму

» [14],

при

введении

ука

-

занного

режима

предусматривает

проведение

ком

-

плекса

мероприятий

,

к

числу

которых

,

в

частности

относит

:

проверку

документов

лиц

,

удаление физиче

-

ских

лиц

с

отдельных

участков местности

и

объектов

,

временное

отселение

лиц

,

проживающих

в

районе

проведения

операции

,

введение

контроля

телефонных

переговоров и иной информации и

т

.

д

.

Как

мы

видим

,

исходя

из

содержания

федеральных

конституционных

законов

,

вводимые

особые

правовые

режимы

могут

выражаться

в

ограничении

въезда

,

пребывания

и

выезда

с

режимной

территории

;

в

запрете

передвижения

по

указанной

территории

и

осуществления

различного

рода

деятельности

;

в

выдворении

с

режимной

территории

лиц

,

нарушивших

режимные

правила

и

т

.

д

.

По

мнению

автора

необходимо

согласиться

с

Ю

.

Г

.

Федотовой

,

которая

отмечает

,

что

в

целом

национальными

интересами

личности

,

общества

и

государства

в

сфере

государственной

безопасности

являются

:

поддержание

незыблемости

конституционного

строя

;

содействие

эффективному

функционированию

институтов

государственной

власти

,

политической

,

экономической

и

социальной

стабильности

,

другим

условиям

,

способствующим

успешной

реализации

внешней

и

внутренней

политики

государства и

т

.

д

. [20,

с

. 21-28]

Из

контекста

следует

,

что

вводимые

ограничения

прав

и

свобод

в

период

установления

особых

правовых

режимов

являются

вынужденной

мерой

и

носят

временный

характер

.

Данные

ограничения

являются

допустимыми

,

так

как

относятся

к

мерам

,

направленным

на

достижение

целей

,

поставленных

при

введении

особых

режимов

.

При

этом

основной

целью

вводимых

ограничений

является

обеспечение

безопасности

.

Конституционный

Суд

РФ

[4],

подтверждая

обоснованность

озвученной нами позиции

,

указывает

,

что

введение

особых

режимов

должно

быть

не

только