___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
70
федеральным
конституционным
законом
могут
устанавливаться
отдельные
ограничения
прав
и
свобод
с
указанием
пределов
и
срока
их
действия
.
Кроме
того
,
в
соответствии
с
нормативными
правовыми
актами
органы
исполнительной
власти
в
рамках
закона
,
реализуя
свои
полномочия
по
обеспечению
безопасности
государства
,
вправе
ограничивать
права
и
свободы
иностранных
граждан
,
находящихся
на
территории
РФ
.
Более
того
,
наделяя
уполномоченные
органы
власти
соответствующими
функциями
,
законодатель
предусмотрел
условия
,
при
которых
определенная
их
деятельность
,
связанная
с
ограничением
прав
и
свобод
иностранных
граждан
,
может быть прекращена
[11,
ст
. 6; 15,
ч
. 5
ст
. 5].
Давая
правовую
оценку
понятию
«
ограничение
прав
и
свобод
человека
»,
Верховный
Суд
РФ
указал
,
что
под
ограничением
прав
и
свобод
человека
(
вмешательством
в
права
и
свободы
человека
)
понимаются
любые
решения
,
действия
(
бездействие
)
органов
государственной
власти
,
органов
местного
самоуправления
,
должностных
лиц
,
государственных
и
муниципальных
служащих
,
а
также
иных
лиц
,
вследствие
принятия
или
осуществления
(
неосуществления
)
которых
в
отношении
лица
,
заявляющего
о
предполагаемом
нарушении
его
прав
и
свобод
,
созданы
препятствия
для
реализации
его
прав и
свобод
[6].
Из
представленного
выше
видно
,
что
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
,
как
правовая
категория
включает
в
себя
достаточно
широкий
спектр
оснований
,
по
которым
оно
может
вводиться
.
Принимая
во
внимание
данную
особенность
,
автор
полагает
,
что
понятие
«
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
»
следует
рассматривать
в
широком
смысле
его
толкования
.
Учитывая
изложенное
,
предлагается
более
подробно
раскрыть
обстоятельства
,
при
которых
возможно
ограничение
прав
и
свобод
иностранных
граждан
.
Так
,
к
первому
виду
ограничений
следует
отнести
ограничения
,
формирование
которых
связано
с
введением
особых правовых режимов
.
Указанные
ограничения
,
устанавливаясь
в
рамках
особых
правовых
режимов
на
основании
чрезвычайного
законодательства
,
направлены
не
только
на
ограждение
иностранных
граждан
от
негативных
факторов
,
послуживших
основанием
для
введения
режимов
,
обеспечение
правопорядка
,
безопасности
граждан
и
государства
,
но
и
возможных
негативных
проявлений
со
стороны
самих
иностранных
граждан
.
При
этом
Конституционный
Суд
РФ
указал
,
что
ограничение
прав
и
свобод
граждан
в
соответствии
с
ч
. 3
ст
. 55
Конституции
РФ
может
осуществляться
только
путем
принятия
федерального
закона
[5].
Так
,
правовое
регулирование
введения
чрезвычайного
положения
осуществляется
Федеральным
конституционным
законом
от
30
мая
2001
г
.
№
3-
ФКЗ
«
О
чрезвычайном
положении
» [8].
В
соответствии
со
ст
. 4
и
5
данного
Закона
введение
чрезвычайного
положения
осуществляется
на
основании
Указа
Президента
РФ
,
где
помимо
основных
тезисов
излагается
перечень
временных
ограничений
прав
и
свобод
,
к
числу
которых
относятся
ограничение
на
свободу
передвижения
по
территории
,
на
которой
введено
чрезвычайное
положение
,
введение
особого
режима
въезда на
указанную
территорию и
выезда
с нее и др
.
Аналогичные
ограничения
предусмотрены
в
период
введения
военного
положения
,
при
котором
может
применяться
изоляция
иностранного
гражданина
государства
,
воюющего
с
РФ
,
и
устанавливаться
запреты
либо
ограничения
на
выезд
за пределы
территории РФ
[9].
Немаловажное
место
в
системе
особых
право
-
вых
режимов
отводится
режиму
контртеррористиче
-
ской
операции
,
в
рамках
которого
также
предполага
-
ется
ограничение
прав
и
свобод
лиц
,
находящихся
на
соответствующей
территории
.
Так
,
ч
. 3
ст
. 11
Феде
-
рального
закона
от
06
марта
2006
г
.
№
35-
ФЗ
«
О
про
-
тиводействии
терроризму
» [14],
при
введении
ука
-
занного
режима
предусматривает
проведение
ком
-
плекса
мероприятий
,
к
числу
которых
,
в
частности
относит
:
проверку
документов
лиц
,
удаление физиче
-
ских
лиц
с
отдельных
участков местности
и
объектов
,
временное
отселение
лиц
,
проживающих
в
районе
проведения
операции
,
введение
контроля
телефонных
переговоров и иной информации и
т
.
д
.
Как
мы
видим
,
исходя
из
содержания
федеральных
конституционных
законов
,
вводимые
особые
правовые
режимы
могут
выражаться
в
ограничении
въезда
,
пребывания
и
выезда
с
режимной
территории
;
в
запрете
передвижения
по
указанной
территории
и
осуществления
различного
рода
деятельности
;
в
выдворении
с
режимной
территории
лиц
,
нарушивших
режимные
правила
и
т
.
д
.
По
мнению
автора
необходимо
согласиться
с
Ю
.
Г
.
Федотовой
,
которая
отмечает
,
что
в
целом
национальными
интересами
личности
,
общества
и
государства
в
сфере
государственной
безопасности
являются
:
поддержание
незыблемости
конституционного
строя
;
содействие
эффективному
функционированию
институтов
государственной
власти
,
политической
,
экономической
и
социальной
стабильности
,
другим
условиям
,
способствующим
успешной
реализации
внешней
и
внутренней
политики
государства и
т
.
д
. [20,
с
. 21-28]
Из
контекста
следует
,
что
вводимые
ограничения
прав
и
свобод
в
период
установления
особых
правовых
режимов
являются
вынужденной
мерой
и
носят
временный
характер
.
Данные
ограничения
являются
допустимыми
,
так
как
относятся
к
мерам
,
направленным
на
достижение
целей
,
поставленных
при
введении
особых
режимов
.
При
этом
основной
целью
вводимых
ограничений
является
обеспечение
безопасности
.
Конституционный
Суд
РФ
[4],
подтверждая
обоснованность
озвученной нами позиции
,
указывает
,
что
введение
особых
режимов
должно
быть
не
только