

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
91
УДК
344.2©
П
.
С
.
Данилов
П
.
С
.
Данилов
КРИТЕРИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
:
СРАВНИТЕЛЬНО
-
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В
статье
проанализированы
критерии
,
на
которых
строятся
системы
преступлений
против
военной
службы
в
уголовном
законодательстве
России
и
зарубежных
стран
.
Делается
вывод
о
возможности
рецеп
-
ции
отдельных
положений
зарубежного
законодательства
и
совершенствования
нормы
о
понятии
преступле
-
ний
против
военной
службы
в Уголовном
кодексе Российской Федерации
.
Ключевые
слова
:
система
,
преступления
против
военной
службы
,
военнослужащий
,
порядок
прохож
-
дения
военной
службы
,
мирное
время
.
оступательное
развитие
системы
пре
-
ступлений
против
военной
службы
в
УК
РФневозможно
без
обращения
к
опыту
законодательства
зарубежных
стран
,
анализ
которого
показывает
,
каковы
особенно
-
сти
рассматриваемых
систем
преступлений
в
уголов
-
ном
законодательстве
других
государств
,
что
являет
-
ся
качественно
положительным
для
рецепции
и
вы
-
ступает
ориентиром
для
развития
отечественной
сис
-
темы
указанных преступлений
.
Система
преступлений
против
военной
служ
-
бы
,
как
и
любая
иная
система
,
представляет
собой
особую
совокупность
элементов
,
которые
входят
в
нее
на
основании
определенных
системообразующих
связей или отношений
,
критериев или признаков
[7,
с
.
98-140].
Это
означает
,
что
система
в
своей
целостно
-
сти
строится
в
зависимости
от
критериев
(
признаков
),
которые
обусловливают
включение
в
систему
пре
-
ступлений
против
военной
службы
конкретных
под
-
систем
и
элементов
.
Поэтому
эти
критерии
или
при
-
знаки обладают
особой
важностью
.
В
настоящее
время
система
преступлений
про
-
тив
военной
службы
в
Уголовном
кодексе
РФ
[2]
ос
-
новывается
на
таких
критериях
,
как
объект
(
установ
-
ленный
порядок
прохождения
военной
службы
),
субъ
-
ект преступления
(
военнослужащий по призыву или по
контракту
и
гражданин
,
пребывающий
в
запасе
,
во
время
прохождения
им
военных
сборов
)
и
время
объ
-
ективной
стороны преступления
(
мирное
время
).
Исследование
критериев
построения
системы
преступлений
против
военной
службы
в
зарубежном
законодательстве
целесообразно
проводить
в
рамках
существующих правовых
семей
.
В
первую
очередь
,
необходимо
отметить
,
что
в
странах
континентальной
правовой
семьи
системы
преступлений
против
военной
службы
устанавлива
-
ются
как
Уголовными
кодексами
(
Беларусь
[20],
Туркменистан
[23]),
так
и
специальными
уголов
-
ными
законами
:
военно
-
уголовными
кодексами
(
Ита
-
лия
[12, 13]),
кодексами
военной юстиции
(
Аргентина
[16],
Франция
[18])
и
иными
специализированными
нормативными
актами
(
Республика Корея
[10]).
Законодательство
государств
рассматриваемой
правовой
семьи
устанавливает
не
только
системы
преступлений
против
военной
службы
(
Азербайджан
[19]),
но
и
системы
воинских
преступлений
(
Италия
[12, 13]);
преступлений
,
совершаемых
на
военной
службе
(
Латвия
[21]);
преступлений
,
наказуемых
спе
-
циальным
нормативным
актом
(
Республика
Корея
[10])
и
т
.
д
.
Уголовные
и
военно
-
уголовные
законы
боль
-
шинства
государств
прямо
указывают
на
отдельные
признаки
состава
преступлений
против
военной
службы
,
на
которых
и
основаны
системы
данных
преступных
деяний
.
Однако
,
во
-
первых
,
такие
крите
-
рии
необязательно
формулируются
нормами
о
поня
-
тии
этих
преступлений
;
во
-
вторых
,
такой
признак
,
как
субъект
преступления
,
всегда
является
основопола
-
гающим
для
формирования
систем
исследуемых
пре
-
ступлений
,
хотя не
везде
раскрывается
однообразно
.
Военнослужащих
законы
стран
континенталь
-
ного
права
всегда
определяют
как
субъектов
данных
преступлений
,
но можно
встретить
указание
и
на
лиц
,
которые
приравниваются
к
ним
,
например
,
граждан
во
время
нахождения
их
на
военных
сборах
(
Туркме
-
нистан
[23]),
обучающихся
военных
учебных
заведе
-
ний
(
Республика
Корея
[10]),
добровольцев
(
Италия
[12]),
ополченцев
(
Республика
Корея
[10]),
граждан
-
ских
служащих
или
гражданский
персонал
(
Италия
[12, 13],
Республика
Корея
[10]),
военнопленных
(
Италия
[12])
и
даже
гражданских
лиц
за
отдельные
преступления
(
Республика
Корея
[10])
или
в
военное
время
(
Франция
[18]).
Выделяется
среди
прочих
УК
Беларуси
,
где
в
ч
. 1
примечания
к
главе
37
установле
-
но
общее
абстрактное
указание
на
лиц
,
на
которых
распространяется
статус
военнослужащего
[20].
Кроме
того
,
системы
преступлений
против
во
-
енной
службы
в
странах
романо
-
германского
права
основываются
и
на
иныхкритериях
,
прямо
указанных
уголовными
и
военно
-
уголовными
законами
отдель
-
ных
стран
.
Во
-
первых
,
объект
преступления
:
порядок
прохождения
или
несения
военной
или
воинской
службы
(
Беларусь
[20],
Туркменистан
[23]),
предпи
-
санные
процедуры
относительно
исполнения
военной
службы
(
Латвия
[21]),
воинский
порядок
и
законы
и
обычаи
войны
,
установленные
международным
пра
-
вом
(
Франция
[18])
и
др
.
Во
-
вторых
,
объективная
сторона
преступления
:
нарушение
обязанностей
во
-
енной
службы
(
Аргентина
[16]).
В
-
третьих
,
одновре
-
менно
объект
и
объективная
сторона
преступления
,
например
,
секция
1
главы
45
УК
Финляндии
содер
-
жит
положение
,
согласно
которому
воинские
престу
-
пления
в
данном
государстве
суть
посягательства
на
П