

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
88
Второй
тип
–
межпредметная
базовая
кафед
-
ра
,
в
рамках
которой
предполагается
отработка моде
-
лей
научно
-
методического
сопровождения
коллекти
-
ва
школы
в
экспериментальной
и
инновационной
деятельности
.
Преимущество
существования
кафед
-
ры
такого
типа
в
том
случае
,
если
по
ряду
профиль
-
ных
курсов
отсутствуют
школы
с
углубленным
изу
-
чением
этих
предметов
.
Также
существование
базо
-
вой
кафедры
данного
типа
наиболее
оптимально
в
областной
,
районной
,
сельской
школе
,
которая
смо
-
жет
объединить
методические
усилия
общеобразова
-
тельной организации и педагогического
вуза
.
Существование
кафедр
двух
типов
педагогиче
-
ского
вуза
должно
быть
реализовано параллельно
,
так
как
определение
преимуществ
каждой
из
них
будет
противоречить
направлениям
педагогической
дея
-
тельности
.
Как
организовать
базовую
кафедру
в
образова
-
тельной
организации
?
Для
организации
базовой
ка
-
федры
педагогического
вуза
необходимо
получить
ответы на
следующие
вопросы
:
-
Обладает
ли
образовательная
организация
достаточным
потенциалом
для
организации
на
ее
территории
базовой
кафедры
(
кадровым
–
учителя
,
методисты
;
ресурсным
–
наличие
современного
обра
-
зовательного
обеспечения
;
мотивационным
–
готовы
ли
к
участию
научно
-
исследовательской
,
практиче
-
ской деятельности
)?
-
Предмет
подготовки
реализуется
в
рамках
ба
-
зовой
части
учебного
плана
или
сопровождается
профильными
,
элективными
курсами
?
-
Есть
ли
возможность
«
выхода
»
на
внеучеб
-
ную деятельность
?
-
Администрация
образовательной
организа
-
ции
готова
к
сотрудничеству
,
изменению
традицион
-
ного
уклада школьной жизни
?
Нормативная
основа
создания
кафедры
педаго
-
гического
вуза
в
образовательной
организации
опре
-
деляется
следующими
моментами
.
В
соответствии
с
Федеральным
законом
«
Об
образовании
в Российской
Федерации
» [1]
от
29
декабря
2012
г
.
№
273 (
ст
. 27)
иПриказом
Министерства
образования
и
науки
Рос
-
сийской Федерации
от
14
августа
2013
г
.
№
958 «
Об
утверждении
Порядка
создания
профессиональными
образовательными
организациями
и
образовательны
-
ми
организациями
высшего
образования
кафедр
и
иных
структурных
подразделений
,
обеспечивающих
практическую
подготовку
обучающихся
,
на
базе
иных
организаций
,
осуществляющих
деятельность
по
профилю
соответствующей
образовательной
про
-
граммы
» [6]
предоставляется
возможность
создавать
кафедры
,
осуществляющие
практическую
подготовку
обучающихся
на
базе
организаций
(
учреждений
,
предприятий
).
Для
создания
кафедры
необходимо
соблюсти
несколько
условий
:
Соответствие
реализуемой
образовательной
организацией
образовательной
программы
профилю
деятельности образовательной организации
.
Обеспечение
проведения
практики
,
практи
-
ческих
занятий
,
семинаров
,
лабораторных
практику
-
мов
и
иных
видов
учебной
деятельности
,
предусмот
-
ренных
учебным
планом
,
в
образовательной
органи
-
зации
,
что
требует
подробного
согласования
форм
организации
учебного
процесса
.
При
отсутствии
не
-
обходимых
помещений
на
площадях
образовательной
организации
–
это
прохождение
практики
,
стажиров
-
ки
.
Организация
основных
учебных
занятий
возмож
-
на
на
базе
площадей
педагогического
вуза
,
в
том
чис
-
ле
,
при
участии
учителей
-
методистов
на
основе
дого
-
вора
гражданско
-
правового
характера
.
Обеспечение
условий
для
подготовки
обу
-
чающимися
выпускных
квалификационных
работ
и
иных
видов
работ
,
предусмотренных образовательной
программой
.
Согласно
условиям
договора
о
базовой
кафедре
может
быть
предусмотрено
руководство
,
рецензирование
курсовыми
и
выпускными
квалифи
-
кационными
работами
сотрудниками
образователь
-
ной
организации
при
соблюдении
требований
к
его
научной
подготовки
.
Либо
студенческая
научная
ра
-
бота
может
иметь
соруководителя
–
учителя
-
практика
.
Создание
безопасных
условий
обучения
и
специальных
условий
для
получения
образования
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
соответствии
с
лицензионными
требова
-
ниями
,
установленными
Постановлением
Правитель
-
ства
РФ
от
28
октября
2013
года №
966 [7].
Данное
условие
представляется
наиболее
проблематичным
,
поскольку
площади
образовательной
организации
,
на
которых
располагается
базовая
кафедра
как
струк
-
турное
подразделение
педагогического
вуза
должны
быть
внесены
в
приложение
к
лицензии
педагогиче
-
ского
вуза
в
качестве
места
осуществления
образова
-
тельной
деятельности
,
а
значит
,
соответствовать
тре
-
бованиям
Санитарно
-
эпидемиологического
надзора
,
лицензионным
показателям
образовательного
учреж
-
дения
и
т
.
д
.
Данный
вопрос
требует
согласованности
действий
педагогического
вуза
иМинистерства
обра
-
зования
(
регионального
органа
управления
образова
-
нием
),
в
том
числе
,
юридического
сопровождения
процедуры
заключения
договора
о
базовой
кафедре
и
согласования положения
.
Решение
вопроса
о
назначении
заведующе
-
го
базовой
кафедрой
приказом
ректора
педагогиче
-
ского
вуза
:
представитель
образовательной
организа
-
ции или
вуза
.
Алгоритм
создания
базовой
кафедры
подробно
определен
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации
от
14
августа
2013
года
№
958 [8]
и
включает
три
этапа
:
Согласование
и
подписание
соглашения
о
взаимодействии при
создании базовой
кафедры
Принятие
решения
ученым
советом
педаго
-
гического
вуза
о
создании базовой
кафедры
Согласование
и
подписание
договора
о
соз
-
дании базовой
кафедры
Таким
образом
,
на
современном
этапе
норма
-
тивно
закреплены
все
предпосылки
создания
базовой