

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
92
служебный
или
воинский
порядок
либо
нарушение
или невыполнение
воинских
обязанностей
[24].
Анализ
уголовных
и
военно
-
уголовных
зако
-
нов
стран
континентального
права
позволил
также
установить
,
что
в
некоторых
из
них
в
качестве
систе
-
мообразующих
признаков
систем
преступлений
про
-
тив
военной
службы
выступают
критерии
времени
и
(
или
)
обстановки
объективной
стороны
преступле
-
ний
.
Например
,
в
ВУК
мирного
времени
Италии
[13]
закрепленасистема
преступлений
против
военной
службы
,
содержащая
только
подсистемы
и
элементы
мирного
времени
,
а
в
УК
Туркменистана
[23]
иссле
-
дуемая
система
строится
на
критерии мирного
време
-
ни
и
боевой
обстановки
,
что
также
не
позволило
включить
в
нее
элементы
военного
времени
.
В
свою
очередь
,
система
преступлений
против
военной
службы
в УК Швеции
,
основанная
на
таком
признаке
объективной
стороны
,
как
время
,
содержит
в
себе
только
подсистемы
и
элементы
военного
и
предвоен
-
ного
времени
[25].
Однако
законодателям
большин
-
ства
стран
свойственно
строить
свои
системы
престу
-
плений
против
военной
службы
в
соответствии
с
кри
-
териями
как
мирного
времени
,
так
и
военного
време
-
ни
и
боевой
обстановки
.
Более
того
,
встречаются
и
иные
основания
построения
систем
:
военное
положе
-
ние
(
Литва
[22]),
чрезвычайное
положение
и
(
или
)
чрезвычайная
ситуация
(
Латвия
[21]),
совершение
преступления
перед
лицом
врага
(
Республика
Корея
[10])
и др
.
В
государствах
англо
-
американской
правовой
семьи
системы
преступлений
против
военной
службы
устанавливаются
специальными
военно
-
уголовными
законами
,
существенно
ограничивающими
действие
Уголовных
кодексов
.
Военно
-
уголовные
законы
стран
общего
права
устанавливают
системы
служебных
преступлений
(
Канада
[9])
и
преступлений
против
положений
нор
-
мативного
акта
(
Великобритания
[8],
Соединенные
Штаты
Америки
[14]).
Эти
законы
специальным
об
-
разом
указывают
только
на
признак
субъекта
данных
преступлений
,
к
которому
обычно
относят
военно
-
служащих
,
гражданский
персонал
,
нанятый
для
раз
-
личных
вспомогательных
работ
(
техническое
обслу
-
живание
,
поддержание
чистоты
военных
объектов
,
приготовление
пищи
и
т
.
п
.),
лиц
,
обучающихся
в
во
-
енных
учебных
организациях
.
К
тому
же
можно
встретить
указание
на
лиц
,
направленных
на
военную
операцию
за
вознаграждение
(
Великобритания
[8]),
лиц
,
утвержденных
в
качестве шпионов
(
Канада
[9]),
лиц
,
прикомандированных
к
вооруженным
силам
(
Канада
[9],
Соединенные
Штаты
Америки
[14])
и
некоторых других
.
Системы
преступлений
против
военной
служ
-
бы
в
странах
общего
права
содержат
как
подсистемы
и
элементы
мирного
времени
,
так
и
военного
време
-
ни
.
Кроме
того
,
они
включают
составы
преступлений
,
совершаемых
во
время
миссий
или
операций
(
Вели
-
кобритания
[8],)
в
присутствии
врага
или
перед
ли
-
цом
неприятеля
(
Канада
[9],
Соединенные
Штаты
Америки
[14]).
Системы
преступлений
против
военной
служ
-
бы
в
государствах
религиозной
или
мусульманской
правовой
семьи
устанавливаются
в
специальных
во
-
енно
-
уголовных
законах
,
которые
в
некоторых
случа
-
ях
,
как
и
в
романо
-
германской
правовой
семье
,
прямо
отсылают
к общим
уголовным
законам
.
Военно
-
уголовные
нормативные
акты
госу
-
дарств
религиозной
правовой
семьи
устанавливают
системы
преступлений
вооруженных
сил
(
Иран
[15]),
военных
преступлений
(
Египет
[17]),
преступлений
против
положений
нормативного
акта
(
Бахрейн
[11]).
Специальным
образом
законы
указывают
только
на
признак
субъекта
этих
преступлений
,
к
которому
обычно
относят
военнослужащих
,
гражданский
пер
-
сонал
,
нанятый
для
не
военных
нужд
,
лиц
,
обучаю
-
щихся
в
военных
учебных
заведениях
,
военноплен
-
ных
,
а
в
Бахрейне
[11]
еще
и
служащих
союзных
воо
-
руженных
сил
,
если
иное
не
следует
из
международ
-
ного
договора
.
Системы
преступлений
против
воен
-
ной
службы
в
рассматриваемых
государствах
в
том
или
ином
виде
включают
в
себя
подсистемы
и
эле
-
менты
как
мирного
,
так
и
военного
времени
.
К
тому
же
,
эти
системы
содержат
составы
преступлений
,
совершаемых
в
присутствии
врага
или
в
отношении
неприятеля
.
Из
сказанного
следует
,
что
в
зарубежных
стра
-
нах
системы
преступлений
против
военной
службы
строятся
на
различных
системообразующих
призна
-
ках
,
причем
,
признак
субъекта
преступления
всегда
является
основополагающим
.
Признак
объекта
пре
-
ступленияпризнается
системообразующим
лишь
в
некоторых
государствах
,
а
признак
объективной
сто
-
роны
,
выражаемый
в
невыполнении
воинских
обя
-
занностей
,
лишь
в
отдельных
странах
.
Однако
такие
признаки
объективной
стороны
преступления
против
военной
службы
,
как
время
и
(
или
)
обстановка
,
обычно
рассматриваются
,
как
необходимые
для
по
-
строения
систем
исследуемых преступлений
.
Причем
,
подавляющее
число
зарубежных
государств
признает
необходимость
одновременного
наличия
в
системах
преступлений
против
военной
службы
подсистем
и
элементов
как
мирного
и
военного
времени
,
так
и
иного
времени
и
(
или
)
обстановки
,
когда
вооружен
-
ные
силы
выполняют
свои
непосредственные
боевые
задачи
.
В
связи
этим можно
отметить
,
что
критерии
,
на
которых
строится
современная
российская
система
преступлений
против
военной
службы
,
являются
,
по
меньшей
мере
,
неполными
.
Ориентируясь
на
положи
-
тельный
опыт
зарубежного
законодательства
,
можно
прийти
к
следующим
выводам
.
Во
-
первых
,
необходимо
изменить
признак
субъекта
преступлений
против
военной
службы
по
УК
РФ
.
Обращаясь
к
положительному
опыту УК
Бе
-
ларуси
[20],
можноустановить
,
что
в
РФ
рассматри
-
ваемые
преступления
совершаются
лицами
,
обла
-
дающимистатусом
военнослужащего
в
соответствии
с
законом
.
Однако
,
заимствуя
иностранную
норму
,
необходимо
помнить
о
действующем
праве
страны
и
использовать
соответствующие
наименования
,
по
-