Table of Contents Table of Contents
Previous Page  93 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 93 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

92

служебный

или

воинский

порядок

либо

нарушение

или невыполнение

воинских

обязанностей

[24].

Анализ

уголовных

и

военно

-

уголовных

зако

-

нов

стран

континентального

права

позволил

также

установить

,

что

в

некоторых

из

них

в

качестве

систе

-

мообразующих

признаков

систем

преступлений

про

-

тив

военной

службы

выступают

критерии

времени

и

(

или

)

обстановки

объективной

стороны

преступле

-

ний

.

Например

,

в

ВУК

мирного

времени

Италии

[13]

закрепленасистема

преступлений

против

военной

службы

,

содержащая

только

подсистемы

и

элементы

мирного

времени

,

а

в

УК

Туркменистана

[23]

иссле

-

дуемая

система

строится

на

критерии мирного

време

-

ни

и

боевой

обстановки

,

что

также

не

позволило

включить

в

нее

элементы

военного

времени

.

В

свою

очередь

,

система

преступлений

против

военной

службы

в УК Швеции

,

основанная

на

таком

признаке

объективной

стороны

,

как

время

,

содержит

в

себе

только

подсистемы

и

элементы

военного

и

предвоен

-

ного

времени

[25].

Однако

законодателям

большин

-

ства

стран

свойственно

строить

свои

системы

престу

-

плений

против

военной

службы

в

соответствии

с

кри

-

териями

как

мирного

времени

,

так

и

военного

време

-

ни

и

боевой

обстановки

.

Более

того

,

встречаются

и

иные

основания

построения

систем

:

военное

положе

-

ние

(

Литва

[22]),

чрезвычайное

положение

и

(

или

)

чрезвычайная

ситуация

(

Латвия

[21]),

совершение

преступления

перед

лицом

врага

(

Республика

Корея

[10])

и др

.

В

государствах

англо

-

американской

правовой

семьи

системы

преступлений

против

военной

службы

устанавливаются

специальными

военно

-

уголовными

законами

,

существенно

ограничивающими

действие

Уголовных

кодексов

.

Военно

-

уголовные

законы

стран

общего

права

устанавливают

системы

служебных

преступлений

(

Канада

[9])

и

преступлений

против

положений

нор

-

мативного

акта

(

Великобритания

[8],

Соединенные

Штаты

Америки

[14]).

Эти

законы

специальным

об

-

разом

указывают

только

на

признак

субъекта

данных

преступлений

,

к

которому

обычно

относят

военно

-

служащих

,

гражданский

персонал

,

нанятый

для

раз

-

личных

вспомогательных

работ

(

техническое

обслу

-

живание

,

поддержание

чистоты

военных

объектов

,

приготовление

пищи

и

т

.

п

.),

лиц

,

обучающихся

в

во

-

енных

учебных

организациях

.

К

тому

же

можно

встретить

указание

на

лиц

,

направленных

на

военную

операцию

за

вознаграждение

(

Великобритания

[8]),

лиц

,

утвержденных

в

качестве шпионов

(

Канада

[9]),

лиц

,

прикомандированных

к

вооруженным

силам

(

Канада

[9],

Соединенные

Штаты

Америки

[14])

и

некоторых других

.

Системы

преступлений

против

военной

служ

-

бы

в

странах

общего

права

содержат

как

подсистемы

и

элементы

мирного

времени

,

так

и

военного

време

-

ни

.

Кроме

того

,

они

включают

составы

преступлений

,

совершаемых

во

время

миссий

или

операций

(

Вели

-

кобритания

[8],)

в

присутствии

врага

или

перед

ли

-

цом

неприятеля

(

Канада

[9],

Соединенные

Штаты

Америки

[14]).

Системы

преступлений

против

военной

служ

-

бы

в

государствах

религиозной

или

мусульманской

правовой

семьи

устанавливаются

в

специальных

во

-

енно

-

уголовных

законах

,

которые

в

некоторых

случа

-

ях

,

как

и

в

романо

-

германской

правовой

семье

,

прямо

отсылают

к общим

уголовным

законам

.

Военно

-

уголовные

нормативные

акты

госу

-

дарств

религиозной

правовой

семьи

устанавливают

системы

преступлений

вооруженных

сил

(

Иран

[15]),

военных

преступлений

(

Египет

[17]),

преступлений

против

положений

нормативного

акта

(

Бахрейн

[11]).

Специальным

образом

законы

указывают

только

на

признак

субъекта

этих

преступлений

,

к

которому

обычно

относят

военнослужащих

,

гражданский

пер

-

сонал

,

нанятый

для

не

военных

нужд

,

лиц

,

обучаю

-

щихся

в

военных

учебных

заведениях

,

военноплен

-

ных

,

а

в

Бахрейне

[11]

еще

и

служащих

союзных

воо

-

руженных

сил

,

если

иное

не

следует

из

международ

-

ного

договора

.

Системы

преступлений

против

воен

-

ной

службы

в

рассматриваемых

государствах

в

том

или

ином

виде

включают

в

себя

подсистемы

и

эле

-

менты

как

мирного

,

так

и

военного

времени

.

К

тому

же

,

эти

системы

содержат

составы

преступлений

,

совершаемых

в

присутствии

врага

или

в

отношении

неприятеля

.

Из

сказанного

следует

,

что

в

зарубежных

стра

-

нах

системы

преступлений

против

военной

службы

строятся

на

различных

системообразующих

призна

-

ках

,

причем

,

признак

субъекта

преступления

всегда

является

основополагающим

.

Признак

объекта

пре

-

ступленияпризнается

системообразующим

лишь

в

некоторых

государствах

,

а

признак

объективной

сто

-

роны

,

выражаемый

в

невыполнении

воинских

обя

-

занностей

,

лишь

в

отдельных

странах

.

Однако

такие

признаки

объективной

стороны

преступления

против

военной

службы

,

как

время

и

(

или

)

обстановка

,

обычно

рассматриваются

,

как

необходимые

для

по

-

строения

систем

исследуемых преступлений

.

Причем

,

подавляющее

число

зарубежных

государств

признает

необходимость

одновременного

наличия

в

системах

преступлений

против

военной

службы

подсистем

и

элементов

как

мирного

и

военного

времени

,

так

и

иного

времени

и

(

или

)

обстановки

,

когда

вооружен

-

ные

силы

выполняют

свои

непосредственные

боевые

задачи

.

В

связи

этим можно

отметить

,

что

критерии

,

на

которых

строится

современная

российская

система

преступлений

против

военной

службы

,

являются

,

по

меньшей

мере

,

неполными

.

Ориентируясь

на

положи

-

тельный

опыт

зарубежного

законодательства

,

можно

прийти

к

следующим

выводам

.

Во

-

первых

,

необходимо

изменить

признак

субъекта

преступлений

против

военной

службы

по

УК

РФ

.

Обращаясь

к

положительному

опыту УК

Бе

-

ларуси

[20],

можноустановить

,

что

в

РФ

рассматри

-

ваемые

преступления

совершаются

лицами

,

обла

-

дающимистатусом

военнослужащего

в

соответствии

с

законом

.

Однако

,

заимствуя

иностранную

норму

,

необходимо

помнить

о

действующем

праве

страны

и

использовать

соответствующие

наименования

,

по

-