

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
87
УДК
378.1 ©
Т
.
С
.
Волох
Т
.
С
.
Волох
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Статья подготовлена при финансовой поддержке
Минобрнауки России
(
проект
27.168.2016/
НМ
)
На обсуждение предлагается
вопрос организации базовых
кафедр
педагогического
вуза
в
образовательных
организациях
в
контексте
требований
Профессионального
стандарта
педагога
.
Выявляются
особые
условия
организации
базовой
кафедры
как
основы
педагогической
подготовки
студентов
в
соответствии
с
нормативной
базой
.
Рассматривается
один
из
важнейших
аспектов
ее
организации
–
правовая
основа
создания
базовой
ка
-
федры
в общеобразовательной организации
.
Ключевые
слова
:
модернизация
педагогического
образования
,
профессиональный
стандарт
педагога
,
об
-
разовательная организация
,
базовая кафедра
,
педагогический
вуз
.
ереход
на
новые
федеральные
государ
-
ственные
образовательные
стандарты
(
ФГОС
)
в
системе
общего
образования
в
РФ
систематизируют
принципиально
новые
требо
-
вания
к
педагогу
.
Принятие
в
декабре
2013
г
. «
Про
-
фессионального
стандарта
педагога
» (
утв
.
Приказом
Минтруда
России
№
544
н
от
18.10.2013;
согласно
Приказа
Минтруда
России
от
25.10.2014
№
1115
н
вступает
в
действие
с
01.01.2017)[5, 6]
выдвигает
но
-
вые
требования
к
организации
образовательной
сре
-
ды
не
только
учителя
,
но
и
студента
,
осваивающего
педагогическую
профессию
.
Наиболее
важными
для
будущего
педагога
становится
освоение
компетен
-
ций
,
обеспечивающих
готовность
и
способность
к
реализации
трудовых действий
.
Образовательная
среда
вуза
и
до
недавнего
времени
обладала
ресурсами
включения
студента
в
контекст
будущей
профессии
.
Непрерывная
педаго
-
гическая
практика
,
выступала
основанием
для
начала
организации
содержания
учебной
деятельности
сту
-
дента
и
становилась
финальным
пространством
,
в
котором
реализуется
(
проверяется
)
профессиональ
-
ный
опыт
студента
[7].
Но
,
как
показывает
содержа
-
ние
«
Профессионального
стандарта
педагога
»,
необ
-
ходимо привлечение иных ресурсов
.
Согласно
«
Комплексной
программы
повыше
-
ния
профессионального
уровня
педагогических
ра
-
ботников
общеобразовательных
организаций
» [2]
(
утв
.
Правительством
РФ
28.05.2014
№
3241
п
–
П
8)
модернизация
педагогического
образования
предпо
-
лагает
разработку
путей
по
преодолению
противоре
-
чий
между
требованиями
профессионального
стан
-
дарта
«
Педагог
»
и
реальной
образовательной
практи
-
кой
.
Базовая
кафедра
педагогического
вуза
в
организа
-
циях
общего
образования
может
служить
методиче
-
ской
,
организационной
основой
для
разрешения
суще
-
ствующих
противоречий
между
профессиональными
умениями
,
указанными
в
стандарте
педагога
,
и
затруд
-
нениях при реализации профессиональных
задач
.
Базовые
кафедры
широко
и
успешно
реализу
-
ют
свою
деятельность
в
современном
образователь
-
ном
пространстве
.
Сложившаяся
практика
показыва
-
ет
,
что
наиболее
активны
в
создании
базовых
кафедр
на производстве
технические
вузы
.
Между
понятием
базовая
кафедра
на
произ
-
водстве
и
содержанием
профессиональной
подготов
-
ки
студента
находится
специфика
его
подготовки
.
Для
педагогических
вузов
производством
является
система
образования
.
А
так
как
выпускники
вуза
–
будущие
учителя
,
то
в
данном
случае
речь
должна
вестись
об
общеобразовательных организациях
.
Базовая
кафедра
–
это
новый
формат
взаимо
-
выгодного
сотрудничества
педагогического
вуза
с
организациями
общего
образования
на
современном
этапе
модернизации
общего
и
педагогического
обра
-
зования
,
перспективная
форма
образовательного
и
научно
-
исследовательского
сотрудничества
с
работо
-
дателями
.
Создание
базовой
кафедры
позволит
обеспе
-
чить
тесное
взаимодействие
ученых
и
практиков
с
целью
обеспечения
успешной
образовательной
дея
-
тельностью
студентов
педагогического
вуза
,
способ
-
ствовать
профессиональному
самоопределению
.
В
тоже
время
–
базовая
кафедра
для школы
–
это
воз
-
можность
научного
сопровождения
организации
об
-
разовательной и инновационной
деятельности
.
Базовая
кафедра
педагогического
вуза
в
обра
-
зовательной
организации
может
быть
представлена
организацией
двух
типов
:
предметной
и межпредмет
-
ной
.
Предметная
базовая
кафедра
будет
строить
взаимодействие
на
основе
сотрудничества
с
препода
-
вателями
методической
кафедры
университета
,
а
также
специалистами
в
области
педагогики
и
психо
-
логии
.
Научно
-
методическое
сопровождение
в
рамках
этой
кафедры
аккумулируется
вокруг
вопросов
пре
-
подавания
школьного
курса
,
внеучебной
деятельно
-
сти
по
предмету
,
диагностики
сформированности
предметных
,
метапредметных
и
личностных
образо
-
вательных
результатов
при
освоении
данного
пред
-
мета
и
др
.
И
в
этом
случае
,
в
качестве
базовой
кафед
-
ры
должна
выступать
либо
профильная школа
,
реали
-
зующая
изучаемый
предмет
на
углубленном
уровне
,
либо
сеть
общеобразовательных
организаций
,
заин
-
тересованных
в
изучении
конкретного
предметного
курса
.
П