Table of Contents Table of Contents
Previous Page  88 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 88 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

87

УДК

378.1 ©

Т

.

С

.

Волох

Т

.

С

.

Волох

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья подготовлена при финансовой поддержке

Минобрнауки России

(

проект

27.168.2016/

НМ

)

На обсуждение предлагается

вопрос организации базовых

кафедр

педагогического

вуза

в

образовательных

организациях

в

контексте

требований

Профессионального

стандарта

педагога

.

Выявляются

особые

условия

организации

базовой

кафедры

как

основы

педагогической

подготовки

студентов

в

соответствии

с

нормативной

базой

.

Рассматривается

один

из

важнейших

аспектов

ее

организации

правовая

основа

создания

базовой

ка

-

федры

в общеобразовательной организации

.

Ключевые

слова

:

модернизация

педагогического

образования

,

профессиональный

стандарт

педагога

,

об

-

разовательная организация

,

базовая кафедра

,

педагогический

вуз

.

ереход

на

новые

федеральные

государ

-

ственные

образовательные

стандарты

(

ФГОС

)

в

системе

общего

образования

в

РФ

систематизируют

принципиально

новые

требо

-

вания

к

педагогу

.

Принятие

в

декабре

2013

г

. «

Про

-

фессионального

стандарта

педагога

» (

утв

.

Приказом

Минтруда

России

544

н

от

18.10.2013;

согласно

Приказа

Минтруда

России

от

25.10.2014

1115

н

вступает

в

действие

с

01.01.2017)[5, 6]

выдвигает

но

-

вые

требования

к

организации

образовательной

сре

-

ды

не

только

учителя

,

но

и

студента

,

осваивающего

педагогическую

профессию

.

Наиболее

важными

для

будущего

педагога

становится

освоение

компетен

-

ций

,

обеспечивающих

готовность

и

способность

к

реализации

трудовых действий

.

Образовательная

среда

вуза

и

до

недавнего

времени

обладала

ресурсами

включения

студента

в

контекст

будущей

профессии

.

Непрерывная

педаго

-

гическая

практика

,

выступала

основанием

для

начала

организации

содержания

учебной

деятельности

сту

-

дента

и

становилась

финальным

пространством

,

в

котором

реализуется

(

проверяется

)

профессиональ

-

ный

опыт

студента

[7].

Но

,

как

показывает

содержа

-

ние

«

Профессионального

стандарта

педагога

»,

необ

-

ходимо привлечение иных ресурсов

.

Согласно

«

Комплексной

программы

повыше

-

ния

профессионального

уровня

педагогических

ра

-

ботников

общеобразовательных

организаций

» [2]

(

утв

.

Правительством

РФ

28.05.2014

3241

п

П

8)

модернизация

педагогического

образования

предпо

-

лагает

разработку

путей

по

преодолению

противоре

-

чий

между

требованиями

профессионального

стан

-

дарта

«

Педагог

»

и

реальной

образовательной

практи

-

кой

.

Базовая

кафедра

педагогического

вуза

в

организа

-

циях

общего

образования

может

служить

методиче

-

ской

,

организационной

основой

для

разрешения

суще

-

ствующих

противоречий

между

профессиональными

умениями

,

указанными

в

стандарте

педагога

,

и

затруд

-

нениях при реализации профессиональных

задач

.

Базовые

кафедры

широко

и

успешно

реализу

-

ют

свою

деятельность

в

современном

образователь

-

ном

пространстве

.

Сложившаяся

практика

показыва

-

ет

,

что

наиболее

активны

в

создании

базовых

кафедр

на производстве

технические

вузы

.

Между

понятием

базовая

кафедра

на

произ

-

водстве

и

содержанием

профессиональной

подготов

-

ки

студента

находится

специфика

его

подготовки

.

Для

педагогических

вузов

производством

является

система

образования

.

А

так

как

выпускники

вуза

будущие

учителя

,

то

в

данном

случае

речь

должна

вестись

об

общеобразовательных организациях

.

Базовая

кафедра

это

новый

формат

взаимо

-

выгодного

сотрудничества

педагогического

вуза

с

организациями

общего

образования

на

современном

этапе

модернизации

общего

и

педагогического

обра

-

зования

,

перспективная

форма

образовательного

и

научно

-

исследовательского

сотрудничества

с

работо

-

дателями

.

Создание

базовой

кафедры

позволит

обеспе

-

чить

тесное

взаимодействие

ученых

и

практиков

с

целью

обеспечения

успешной

образовательной

дея

-

тельностью

студентов

педагогического

вуза

,

способ

-

ствовать

профессиональному

самоопределению

.

В

тоже

время

базовая

кафедра

для школы

это

воз

-

можность

научного

сопровождения

организации

об

-

разовательной и инновационной

деятельности

.

Базовая

кафедра

педагогического

вуза

в

обра

-

зовательной

организации

может

быть

представлена

организацией

двух

типов

:

предметной

и межпредмет

-

ной

.

Предметная

базовая

кафедра

будет

строить

взаимодействие

на

основе

сотрудничества

с

препода

-

вателями

методической

кафедры

университета

,

а

также

специалистами

в

области

педагогики

и

психо

-

логии

.

Научно

-

методическое

сопровождение

в

рамках

этой

кафедры

аккумулируется

вокруг

вопросов

пре

-

подавания

школьного

курса

,

внеучебной

деятельно

-

сти

по

предмету

,

диагностики

сформированности

предметных

,

метапредметных

и

личностных

образо

-

вательных

результатов

при

освоении

данного

пред

-

мета

и

др

.

И

в

этом

случае

,

в

качестве

базовой

кафед

-

ры

должна

выступать

либо

профильная школа

,

реали

-

зующая

изучаемый

предмет

на

углубленном

уровне

,

либо

сеть

общеобразовательных

организаций

,

заин

-

тересованных

в

изучении

конкретного

предметного

курса

.

П