Table of Contents Table of Contents
Previous Page  127 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 127 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

126

ких

средства

общения

,

которые

являются

наиболее

уместными

в

ситуациях

профессионального

взаимо

-

действия

с

представителями

иной

культуры

,

знание

языковых

структур

,

лексических

и

стилистических

средств

,

связанных

со

спецификой

национальной

культуры

,

обусловленной

культурно

-

историческим

развитием

,

умением

извлекать

из

них

хранимую

ими

культурно

-

историческую

и

национально

-

специфическую

информацию

и

использовать

в

ино

-

язычном

общении

,

знание

особенностей

межкультур

-

ного

профессионально

-

делового

общения

(

условно

-

сти

,

ритуалы

,

традиции

в

сфере

делового

общения

);

умение

соотносить

между

собой

явления

родной

и

изучаемой

культуры

,

находить

общее

между

ними

;

критическое

мышление

как

способность

преодоле

-

вать

стереотипные

представления

,

предубеждения

относительно

родной

и

изучаемой

культур

.

В

меж

-

культурном

контексте

эта

компетенция

предполагает

знания

о

тех

социальных факторах

в

обеих

культурах

(

иноязычной

и

родной

),

которые

оказывают

влияние

на

выбор

адекватных

лингвистических форм

.

Помимо

этого

предполагается

умение

применять

эти

знания

в

коммуникативной

практике

для

достижения

взаимо

-

понимания

на

основе

формирования

общего

для

уча

-

стников

коммуникативного процесса

значения

;

социокультурная

компетенция

,

предпола

-

гающая

знание

национально

-

культурных

особенно

-

стей

социального

и

речевого

поведения

носителей

языка

,

того

социокультурного

контекста

,

в

котором

используется

язык

,

правил

и

социальных

норм

,

этике

-

та

,

традиций

,

культуры

и

социальной

системы

страны

изучаемого

языка

,

правил

речевого

и

неречевого

по

-

ведения

,

характерного

для

носителей

изучаемого

языка

,

знания

о

национальном

характере

,

мировоз

-

зрениях

,

психологии

и

менталитета

;

толерантность

как

принятие

изучаемой

культуры

и

чувство

уваже

-

ния

к

этой

культуре

;

стратегическая

(

компенсаторная

)

компетен

-

ция

,

которая

представляет

собой

умение

эффективно

участвовать

в

общении

,

преодолевать

трудности

в

процессе

профессионального

взаимодействия

.

В

межкультурном

плане

эта

компетенция

предполагает

наличие

знаний

о

процессах

атрибуции

социально

важных

значений происходящего

,

знаний о

наличии и

природе

предрассудков

,

стереотипов

,

обобщений

,

этноцентризма

,

умений

посмотреть

на

ситуацию

как

своими

глазами

,

так

и

оценить

ее

с

точки

зрения

со

-

беседника

);

дискурсивная

компетенция

,

являющаяся

со

-

ставной

частью

коммуникативной

компетенции

и

предполагающая

умение

кодировать

и

раскодировать

информацию

при

помощи

иностранного

языка

,

выби

-

рать

и

использовать

типичные

для

различных

лингво

-

культур

стратегии

.

В

межкультурном

плане

эта

ком

-

петенция предполагает наличие

знаний о

различиях

в

речевых

структурах

родной

и

изучаемой

культур

,

способности

адаптировать

свои

модели

поведения

к

нормам иной

культуры

;

коммуникативная

компетенция

,

представ

-

ляющая

собой

способность

устанавливать

и

поддер

-

живать

контакты

с

представителями

различных

воз

-

растных

,

социальных

и

других

групп

родной

и

иной

лингвокультур

.

Содержание

понятия

коммуникатив

-

ной

компетенции

интенсивно

разрабатывается

в

раз

-

личных

областях

науки

о

языке

и

отличается

разно

-

образием

подходов

и

определений

в

силу

многоас

-

пектности

данного

понятия

.

В

межкультурном

плане

эта

компетенция

предполагает

возможность

быть

медиатором

между

собственной

и

иноязычной

куль

-

турами

;

самообразовательная

компетенция

определя

-

ется

как

качество

личности

,

характеризующее

ее

спо

-

собность

к

систематической

,

самостоятельно

органи

-

зуемой

познавательной

деятельности

,

направленной

на

продолжение

собственного

образования

в

обще

-

культурном

и

профессиональном

аспектах

.

Эта

ком

-

петенция

является

весьма

актуальной

в

контексте

объявления

образования

взрослых

«

обучением

дли

-

ною

в жизнь

»,

о

чем

в

настоящее

время

часто

упоми

-

нается

в

педагогической

литературе

.

В

рассматривае

-

мом

нами

контексте

эта

компетенция

представляет

собой

готовность

и

способность

самостоятельно

ра

-

ботать

над

собственной

межкультурной

коммуника

-

тивной

компетенцией

,

стремиться

к

ее

совершенство

-

ванию

;

предметно

-

профессиональная

компетенция

предполагает

владение

целостной

системой

знаний

,

умений

и

навыков

в

профессиональной

сфере

,

общий

культурный

уровень

специалиста

(

представление

об

особенностях

национальной

экономической

системы

,

предпринимательства

,

производства

и

маркетинга

в

других

странах

,

специфика

профессионального

мыш

-

ления

);

умение

оперировать

знаниями

в

условиях

реальной

коммуникации

с

представителями

изучае

-

мой

культуры

;

проявление

эмпатии

как

способности

понять

нормы

,

ценности

и

мотивы

поведения

пред

-

ставителя иной

культуры

.

Следует

обозначить

проблемы

,

которые

суще

-

ствуют

в

рассматриваемой

нами

образовательной

сфере

.

Сущность их

заключается

в

следующем

:

1.

В

специальной

литературе

существует

мно

-

жество

понятий

межкультурной

коммуникативной

компетентности

(

МКК

)

и

ее

составляющих

.

Из

этой

ситуации

возникает

необходимость

уточнения

этих

понятий

и

адаптации

к

сфере

подготовки

студентов

-

менеджеров

;

2.

На

сегодняшний

день

бесспорным

является

тот

факт

,

что

необходимо

готовить

менеджеров

,

вла

-

деющих

межкультурной

коммуникативной

компе

-

тентностью

.

Вместе

с

тем

,

теория

и

практика

ее

раз

-

вития

у

студентов

-

менеджеров

при

обучении

ино

-

странным

языкам

являются

слабо

разработанными

;

3.

Существует

необходимость

разработки

ком

-

плекса

педагогических

условий

,

ведущих

к

эффек

-

тивному

развитию МКК

с

учетом

психологического

типа

личности

студента

-

менеджера

.

Межкультурная

коммуникативная

компетент

-

ность

является

важным

компонентом

современной

подготовки

студентов

экономических

специально

-

стей

.

Это

связано

с

наличием межкультурного

аспек

-