

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
126
ких
средства
общения
,
которые
являются
наиболее
уместными
в
ситуациях
профессионального
взаимо
-
действия
с
представителями
иной
культуры
,
знание
языковых
структур
,
лексических
и
стилистических
средств
,
связанных
со
спецификой
национальной
культуры
,
обусловленной
культурно
-
историческим
развитием
,
умением
извлекать
из
них
хранимую
ими
культурно
-
историческую
и
национально
-
специфическую
информацию
и
использовать
в
ино
-
язычном
общении
,
знание
особенностей
межкультур
-
ного
профессионально
-
делового
общения
(
условно
-
сти
,
ритуалы
,
традиции
в
сфере
делового
общения
);
умение
соотносить
между
собой
явления
родной
и
изучаемой
культуры
,
находить
общее
между
ними
;
критическое
мышление
как
способность
преодоле
-
вать
стереотипные
представления
,
предубеждения
относительно
родной
и
изучаемой
культур
.
В
меж
-
культурном
контексте
эта
компетенция
предполагает
знания
о
тех
социальных факторах
в
обеих
культурах
(
иноязычной
и
родной
),
которые
оказывают
влияние
на
выбор
адекватных
лингвистических форм
.
Помимо
этого
предполагается
умение
применять
эти
знания
в
коммуникативной
практике
для
достижения
взаимо
-
понимания
на
основе
формирования
общего
для
уча
-
стников
коммуникативного процесса
значения
;
•
социокультурная
компетенция
,
предпола
-
гающая
знание
национально
-
культурных
особенно
-
стей
социального
и
речевого
поведения
носителей
языка
,
того
социокультурного
контекста
,
в
котором
используется
язык
,
правил
и
социальных
норм
,
этике
-
та
,
традиций
,
культуры
и
социальной
системы
страны
изучаемого
языка
,
правил
речевого
и
неречевого
по
-
ведения
,
характерного
для
носителей
изучаемого
языка
,
знания
о
национальном
характере
,
мировоз
-
зрениях
,
психологии
и
менталитета
;
толерантность
как
принятие
изучаемой
культуры
и
чувство
уваже
-
ния
к
этой
культуре
;
•
стратегическая
(
компенсаторная
)
компетен
-
ция
,
которая
представляет
собой
умение
эффективно
участвовать
в
общении
,
преодолевать
трудности
в
процессе
профессионального
взаимодействия
.
В
межкультурном
плане
эта
компетенция
предполагает
наличие
знаний
о
процессах
атрибуции
социально
важных
значений происходящего
,
знаний о
наличии и
природе
предрассудков
,
стереотипов
,
обобщений
,
этноцентризма
,
умений
посмотреть
на
ситуацию
как
своими
глазами
,
так
и
оценить
ее
с
точки
зрения
со
-
беседника
);
•
дискурсивная
компетенция
,
являющаяся
со
-
ставной
частью
коммуникативной
компетенции
и
предполагающая
умение
кодировать
и
раскодировать
информацию
при
помощи
иностранного
языка
,
выби
-
рать
и
использовать
типичные
для
различных
лингво
-
культур
стратегии
.
В
межкультурном
плане
эта
ком
-
петенция предполагает наличие
знаний о
различиях
в
речевых
структурах
родной
и
изучаемой
культур
,
способности
адаптировать
свои
модели
поведения
к
нормам иной
культуры
;
•
коммуникативная
компетенция
,
представ
-
ляющая
собой
способность
устанавливать
и
поддер
-
живать
контакты
с
представителями
различных
воз
-
растных
,
социальных
и
других
групп
родной
и
иной
лингвокультур
.
Содержание
понятия
коммуникатив
-
ной
компетенции
интенсивно
разрабатывается
в
раз
-
личных
областях
науки
о
языке
и
отличается
разно
-
образием
подходов
и
определений
в
силу
многоас
-
пектности
данного
понятия
.
В
межкультурном
плане
эта
компетенция
предполагает
возможность
быть
медиатором
между
собственной
и
иноязычной
куль
-
турами
;
•
самообразовательная
компетенция
определя
-
ется
как
качество
личности
,
характеризующее
ее
спо
-
собность
к
систематической
,
самостоятельно
органи
-
зуемой
познавательной
деятельности
,
направленной
на
продолжение
собственного
образования
в
обще
-
культурном
и
профессиональном
аспектах
.
Эта
ком
-
петенция
является
весьма
актуальной
в
контексте
объявления
образования
взрослых
«
обучением
дли
-
ною
в жизнь
»,
о
чем
в
настоящее
время
часто
упоми
-
нается
в
педагогической
литературе
.
В
рассматривае
-
мом
нами
контексте
эта
компетенция
представляет
собой
готовность
и
способность
самостоятельно
ра
-
ботать
над
собственной
межкультурной
коммуника
-
тивной
компетенцией
,
стремиться
к
ее
совершенство
-
ванию
;
•
предметно
-
профессиональная
компетенция
предполагает
владение
целостной
системой
знаний
,
умений
и
навыков
в
профессиональной
сфере
,
общий
культурный
уровень
специалиста
(
представление
об
особенностях
национальной
экономической
системы
,
предпринимательства
,
производства
и
маркетинга
в
других
странах
,
специфика
профессионального
мыш
-
ления
);
умение
оперировать
знаниями
в
условиях
реальной
коммуникации
с
представителями
изучае
-
мой
культуры
;
проявление
эмпатии
как
способности
понять
нормы
,
ценности
и
мотивы
поведения
пред
-
ставителя иной
культуры
.
Следует
обозначить
проблемы
,
которые
суще
-
ствуют
в
рассматриваемой
нами
образовательной
сфере
.
Сущность их
заключается
в
следующем
:
1.
В
специальной
литературе
существует
мно
-
жество
понятий
межкультурной
коммуникативной
компетентности
(
МКК
)
и
ее
составляющих
.
Из
этой
ситуации
возникает
необходимость
уточнения
этих
понятий
и
адаптации
к
сфере
подготовки
студентов
-
менеджеров
;
2.
На
сегодняшний
день
бесспорным
является
тот
факт
,
что
необходимо
готовить
менеджеров
,
вла
-
деющих
межкультурной
коммуникативной
компе
-
тентностью
.
Вместе
с
тем
,
теория
и
практика
ее
раз
-
вития
у
студентов
-
менеджеров
при
обучении
ино
-
странным
языкам
являются
слабо
разработанными
;
3.
Существует
необходимость
разработки
ком
-
плекса
педагогических
условий
,
ведущих
к
эффек
-
тивному
развитию МКК
с
учетом
психологического
типа
личности
студента
-
менеджера
.
Межкультурная
коммуникативная
компетент
-
ность
является
важным
компонентом
современной
подготовки
студентов
экономических
специально
-
стей
.
Это
связано
с
наличием межкультурного
аспек
-