

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
125
организациях
,
конфликтами
на
межнациональной
и
межэтнической
почве
,
которые
происходят
в
различ
-
ных
социальных
институтах
и
др
. [7,
с
.337].
Такое
влияние
среды
заставляет
пересмотреть
сам
процесс
обучения
менеджменту
с
учетом
компетентностного
подхода
,
с
ориентацией
на
профилактику
конфликтов
в
организациях
,
обусловленных
межкультурными
различиями
.
Компетентностный
подход
подчеркивает
роль
опыта
и
умений
на
практике
применять
знания
,
что
определяет
его
перспективность
в
проектирова
-
нии
и
реализации
личностного
содержания
профес
-
сионального
образования
[4].
Менеджмент
в
настоящее
время
-
это
дина
-
мично
развивающаяся
область
науки
и
сфера
практи
-
ческой
деятельности
.
Это
связано
,
во
-
первых
,
с
тем
,
что
менеджмент
тесно
связан
с
актуальными
эконо
-
мическими
,
политическими
и
социальными
процес
-
сами
в
стране
.
Поэтому менеджер
в
своей
профессио
-
нальной
деятельности
должен
быть
в
состоянии
адек
-
ватно
и
оперативно
реагировать
на
изменения
внеш
-
ней
среды
.
Появление
поликультурного
общества
можно
отнести
к
таким
изменениям
.
Целый
ряд
ис
-
следователей
подтверждают
этот
факт
(
А
.
Томас
,
Г
.
Хофштеде
и
др
.).
Они
отмечают
влияние
поликуль
-
турности
на
содержание функций менеджера
,
и
пола
-
гают
,
что
игнорирование
влияния
специфики
персо
-
нала
способно
повлиять
на
снижение
эффективности
функционирования
всей
организации
.
Комплекс
этих
факторов
вносит
изменения
в
содержание
функций
менеджера
и
требует
от
него
наличия
вместе
с
ком
-
петентностями
,
определенными
образовательным
стандартом
,
еще
и
межкультурной
компетентности
,
которая
должна
быть
развита
в
процессе
обучения
в
вузе
.
Поэтому
актуальными
становятся
изменения
методики обучения менеджменту
в целом
[5,
с
.425].
Межкультурная
коммуникативная
компетент
-
ность
(
МКК
)
как
интегрированная
категория
профес
-
сиональных
качеств
личности
менеджера
,
обеспечи
-
вает
эффективную
реализацию
профессиональных
компетенций
при
деловом
взаимодействии
с
предста
-
вителями
различных
культур
с
учетом
их
обычаев
,
верований
,
традиций
,
стилей
ведения
бизнеса
,
пред
-
полагающих
толерантность
,
сотрудничество
и
про
-
дуктивный
взаимообмен
.
Эта
компетентность
рас
-
сматривается
в
настоящее
время
как
одна
из
базовых
способностей
современного
ученого
или
специали
-
ста
,
как
составная
часть
его
социальной
компетенции
(
Гончаров
2008; Kichl 1997; Müller, Gelbrich 1999).
Эта
категория
еще
недостаточно
изучена
и
требует
дальнейшей
теоретической
и
практической
проработ
-
ки
,
с
целью
выработки
оптимальных
для
ее
развития
у
студентов
-
менеджеров
педагогических
условий
[5,
с
. 425].
Сущность МКК
применительно
к
неязыковым
вузам
исследуется
в
работах
И
.
Л
.
Плужник
,
О
.
К
.
Ирисхановой
.
МКК
в
целом
включает
в
себя
три
со
-
ставляющие
:
когнитивные
способности
(
приобрете
-
ние
общих
знаний
о
другой
культуре
,
страноведче
-
ская
информация
),
аффективные
качества
(
эмоцио
-
нальный
настрой
человека
по
отношению
к
другой
культуре
)
и
коммуникативно
-
поведенческие
особен
-
ности
(
способность
проявить
себя
и
эффективно
дей
-
ствовать
в
новой
культурной
среде
).
О
.
А
.
Леонтович
выделяет
языковой
,
коммуникативный
и
культурный
элементы МКК
,
что
подтверждает
необходимость меж
-
дисциплинарного подхода к обучению
[3,
с
. 42].
МКК
как
одна
из
общих
целей
подготовки
специалиста
экономического
профиля
может
иметь
следующие подцели
:
1)
улучшение
интракультурной
компетенции
,
т
.
е
.
глубокое
и
тщательное
изучение
своей
собствен
-
ной
профессиональной лингвокультуры
;
2)
развитие
инокультурной
компетенции
,
т
.
е
.
изучение
иных профессиональных лингвокультур
;
3)
формирование
интеркультурной
и
лингво
-
коммуникативной
компетенции
студентов
.
Поставленные
цели
требуют
в
свою
очередь
реализации
ряда
конкретных
задач
по формированию
следующих
составляющих
компетенций
:
•
этнографическая
компетенция
–
предполага
-
ет
владение
информацией
о
стране
изучаемого
языка
,
ее
истории
и
культуре
,
быте
,
выдающихся
представи
-
телях
,
традициях
и
нравах
.
Межкультурный
аспект
данной
компетенции
проявляется
в
возможности
страноведческого
сравнения
особенностей
истории
,
культуры
,
обычаев
своей
и
иной
культур
,
понимания
культурной
специфики
и
способности
объяснения
причин
и
истоков
той
или
иной
характеристики
куль
-
туры
;
•
лингвистическая
(
языковая
)
компетенция
-
это
владение
системой
сведений
об
изучаемом
языке
по
его
уровням
:
фонетика
,
лексика
,
состав
слова
и
словообразование
,
морфология
,
синтаксис
простого
и
сложного
предложения
,
основы
стилистики
текста
,
о
правилах
его
функционирования
и
способность
с
по
-
мощью
этой
системы
понимать
чужие мысли
и
выра
-
жать
собственные
суждения
в
устной
и
письменной
форме
.
Студент
должен
овладеть
профессиональной
лексикой
как
родного
,
так
и
иностранного
языка
.
Студент
обладает
лингвистической
компетенцией
,
если
он
имеет
представление
о
системе
изучаемого
языка
и
может
пользоваться
этой
системой
на
прак
-
тике
.
На
качество
языковой
компетенции
в
изучае
-
мом
языке
влияет
не
только
степень
владения
им
,
но
и
уровень
компетенции
студентов
в
родном
языке
.
В
межкультурном
плане
эта
компетенция
выражается
в
знаниях
о
том
,
как
ценностные
ориентации
иной
культуры могут
быть
представлены
в
изучаемом
язы
-
ке
,
и
какими
способами
могут
быть
представлены
культурные
ценности
родной
культуры
в
родном
языке
,
а
также
о
том
,
как
ценности
родной
культуры
могут
отражаться
в
построении
значимых
высказыва
-
ний
на
иностранном
языке
;
умений
применять
эти
знания на практике
;
•
социолингвистическая
компетенция
,
которая
подразумевает
знание
национально
-
культурной
спе
-
цифики
изучаемого
иностранного
языка
,
владение
основными
языковыми
аспектами
в
качестве
знаний
речевых
и
языковых
единиц
с
национально
-
культурной
семантикой
,
выбор
и
использование
та
-