Table of Contents Table of Contents
Previous Page  125 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 125 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

124

УДК

378.14 ©

Н

.

Л

.

Аширбагина

,

О

.

В

.

Фрик

Н

.

Л

.

Аширбагина

,

О

.

В

.

Фрик

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

-

МЕНЕДЖЕРОВ

В

условиях

социально

-

экономической

глобализации

подготовка

студентов

-

менеджеров

должна

быть

ориентирована

на формирование

у

них межкультурной

компетентности

в

сфере

профессионального

общения

.

В

данной

статье

рассмотрены

цели

и

задачи формирования межкультурной

коммуникативной

компетентно

-

сти

(

МКК

)

при

обучении менеджменту

в

высшей школе

,

а также

обозначены

проблемы

в

этой

сфере

.

Ключевые

слова

:

межкультурная

коммуникация

,

межкультурная

коммуникативная

компетентность

,

глобализация

,

поликультурность

,

менеджмент

,

компетентностный подход

.

эпоху

глобализации

,

расширения

и

ук

-

репления

интернациональных

связей

во

всех

областях

жизни

общества

:

полити

-

ке

,

экономике

,

культуре

,

частной жизни

,

важную

роль

играет

оптимизация

контактов

предста

-

вителей

разных

стран

с

целью

повышения

эффектив

-

ности

совместной

деятельности

[2,

с

. 382].

Теория

межкультурной

коммуникации

разработана

в

трудах

Е

.

М

.

Верещагина

,

Т

.

Г

.

Грушевицкой

,

Д

.

Б

.

Гудкова

,

В

.

Г

.

Костомарова

,

СП

.

Мясоедова

,

Е

.

И

.

Пассова

,

Е

.

Р

.

Поршневой

,

Л

.

Е

.

Стровского

,

С

.

Г

.

Тер

-

Минасовой

,

Н

.

И

.

Формановской

,

И

.

И

.

Халеевой

,

Ф

.

И

.

Шаркова

и

др

.

В

самом

понятии

межкультурной

коммуникации

заложено

равноправное

культурное

взаимодействие

представителей

различных

лингвокультурных

общ

-

ностей

с

учётом их

самобытности и

своеобразия

.

Достижению

взаимопонимания

в

процессе

межкультурной

коммуникации

способствует

меж

-

культурная

компетенция

.

Межкультурная

компетен

-

ция

это

не

просто

знания

о

других

странах

,

это

и

обучаемость

,

опыт

,

формы

и

виды

изучения

,

позна

-

ния

других

стран

,

нравов

и

традиций

их

народов

.

В

этом

смысле

межкультурная

компетенция

должна

быть

в

идеале

применима

для

любой

культуры

,

она

носит

всеобщий

,

безотносительный

характер

[6,

с

.542].

В

данной

статье

рассматриваются

цели

и

зада

-

чи

формирования

межкультурной

коммуникативной

компетентности

(

МКК

)

при

обучении

менеджменту

в

высшей

школе

.

Кроме

этого

авторы

указывают

на

ряд проблем

в

этой

сфере

.

Мировое

сообщество

становится

более

слож

-

ным

за

счет

взаимного

влияния

разнообразных

со

-

циокультурных

систем

,

стремящихся

к

взаимодейст

-

вию

и

синархии

в

соответствии

с

законами

компле

-

ментарности

.

Происходящие

изменения

затрагивают

и

традиционное

обучение

во

всех

его формах

.

В

этой

связи

необходимо

подчеркнуть

,

что

главной

темой

Болонской

декларации

(Joint Declaration of the Euro-

pean Ministers of Education. Bologna, 19.06.1999)

явля

-

ется

создание

единого

европейского

образовательно

-

го

пространства

,

гармонизация

национальных

систем

высшего

образования

,

способствующая

формирова

-

нию

единого

европейского

рынка

высококвалифици

-

рованного

труда

.

Межкультурная

коммуникация

является

мно

-

гоаспектным

явлением

,

что

объясняет

многообразие

существующих

подходов

к

его

научному

осмысле

-

нию

и

определению

.

Авторы

поддерживают

позицию

исследователей

(

В

.

П

.

Фурманова

,

И

.

А

.

Голованова

и

др

.),

которые

разводят

понятия

«

межкультурная

коммуникация

»

и

«

межкультурная

коммуникативная

компетентность

».

Основанием

этого

является

убеж

-

дение

в

том

,

что межкультурная

коммуникация

имеет

целью

сопоставление

языков

и

культур

и

ее

форми

-

рование

может

осуществляться

на

родном

языке

,

а

развитие

межкультурной

коммуникативной

компе

-

тенции

требует

изучения

иностранного

языка

.

Боль

-

шинство

исследователей

рассматривают

данный

вид

компетенции

как

системное

образование

с

поведен

-

ческими

,

когнитивными

и

аффективными

аспектами

.

В

целом

понятие

компетентности

включает

не

только

когнитивную

и

операционально

-

технологическую

составляющие

,

но

и

мотивационную

,

этическую

,

со

-

циальную

и

поведенческую

.

Оно

включает

результа

-

ты

обучения

(

знания

и

умения

),

систему

ценностных

ориентаций

,

привычки

и

др

.

По

поводу

соотношений

понятий

следует

заметить

,

что

компетентность

это

владение

,

обладание

человеком

соответствующей

компетенцией

,

включающей

его

личностное

отноше

-

ние

к

ней

и

предмету

деятельности

.

Авторы

исходят

из

того

,

что МКК

в

целом может

быть

определена

как

идентичность

,

объединяющая

знания

и

образцы

по

-

ведения

,

в

основе

которых

лежат

принципы многооб

-

разия мышления и осознания

культурных процессов

.

Распространение

межкультурной

грамотности

и

коммуникативной

компетентности

становится

в

настоящее

время

все

более

значимым

в

условиях

процессов

глобализации

,

мобилизации

и

технологи

-

зации

.

Представителей

разных

стран

также

объединя

-

ет

необходимость

совместно

решать

глобальные

про

-

блемы

[7,

с

.337].

В

настоящее

время

,

в

условиях

по

-

всеместного

возникновения

многочисленных

культу

-

рологических

связей

в

обществе

,

неизбежно

происхо

-

дит

перераспределение

ценностных

ориентиров

и

мотиваций

в

системе

образования

.

Современному

российскому

обществу

свойственна

поликультур

-

ность

[1].

Многонациональный

состав

,

вхождение

в

глобализационные

процессы

,

изменения

в

сфере

ми

-

грационных

процессов

оказывают

существенное

влияние

на

российское

общество

.

Поликультурная

среда

оказывает

влияние

на

сферу

образования

,

что

связано

со

следующими

актуальными

факторами

:

изменением

национально

-

этнического

состава

обу

-

чающихся

,

межкультурными

различиями

персонала

в

В