

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
124
УДК
378.14 ©
Н
.
Л
.
Аширбагина
,
О
.
В
.
Фрик
Н
.
Л
.
Аширбагина
,
О
.
В
.
Фрик
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
-
МЕНЕДЖЕРОВ
В
условиях
социально
-
экономической
глобализации
подготовка
студентов
-
менеджеров
должна
быть
ориентирована
на формирование
у
них межкультурной
компетентности
в
сфере
профессионального
общения
.
В
данной
статье
рассмотрены
цели
и
задачи формирования межкультурной
коммуникативной
компетентно
-
сти
(
МКК
)
при
обучении менеджменту
в
высшей школе
,
а также
обозначены
проблемы
в
этой
сфере
.
Ключевые
слова
:
межкультурная
коммуникация
,
межкультурная
коммуникативная
компетентность
,
глобализация
,
поликультурность
,
менеджмент
,
компетентностный подход
.
эпоху
глобализации
,
расширения
и
ук
-
репления
интернациональных
связей
во
всех
областях
жизни
общества
:
полити
-
ке
,
экономике
,
культуре
,
частной жизни
,
важную
роль
играет
оптимизация
контактов
предста
-
вителей
разных
стран
с
целью
повышения
эффектив
-
ности
совместной
деятельности
[2,
с
. 382].
Теория
межкультурной
коммуникации
разработана
в
трудах
Е
.
М
.
Верещагина
,
Т
.
Г
.
Грушевицкой
,
Д
.
Б
.
Гудкова
,
В
.
Г
.
Костомарова
,
СП
.
Мясоедова
,
Е
.
И
.
Пассова
,
Е
.
Р
.
Поршневой
,
Л
.
Е
.
Стровского
,
С
.
Г
.
Тер
-
Минасовой
,
Н
.
И
.
Формановской
,
И
.
И
.
Халеевой
,
Ф
.
И
.
Шаркова
и
др
.
В
самом
понятии
межкультурной
коммуникации
заложено
равноправное
культурное
взаимодействие
представителей
различных
лингвокультурных
общ
-
ностей
с
учётом их
самобытности и
своеобразия
.
Достижению
взаимопонимания
в
процессе
межкультурной
коммуникации
способствует
меж
-
культурная
компетенция
.
Межкультурная
компетен
-
ция
–
это
не
просто
знания
о
других
странах
,
это
и
обучаемость
,
опыт
,
формы
и
виды
изучения
,
позна
-
ния
других
стран
,
нравов
и
традиций
их
народов
.
В
этом
смысле
межкультурная
компетенция
должна
быть
в
идеале
применима
для
любой
культуры
,
она
носит
всеобщий
,
безотносительный
характер
[6,
с
.542].
В
данной
статье
рассматриваются
цели
и
зада
-
чи
формирования
межкультурной
коммуникативной
компетентности
(
МКК
)
при
обучении
менеджменту
в
высшей
школе
.
Кроме
этого
авторы
указывают
на
ряд проблем
в
этой
сфере
.
Мировое
сообщество
становится
более
слож
-
ным
за
счет
взаимного
влияния
разнообразных
со
-
циокультурных
систем
,
стремящихся
к
взаимодейст
-
вию
и
синархии
в
соответствии
с
законами
компле
-
ментарности
.
Происходящие
изменения
затрагивают
и
традиционное
обучение
во
всех
его формах
.
В
этой
связи
необходимо
подчеркнуть
,
что
главной
темой
Болонской
декларации
(Joint Declaration of the Euro-
pean Ministers of Education. Bologna, 19.06.1999)
явля
-
ется
создание
единого
европейского
образовательно
-
го
пространства
,
гармонизация
национальных
систем
высшего
образования
,
способствующая
формирова
-
нию
единого
европейского
рынка
высококвалифици
-
рованного
труда
.
Межкультурная
коммуникация
является
мно
-
гоаспектным
явлением
,
что
объясняет
многообразие
существующих
подходов
к
его
научному
осмысле
-
нию
и
определению
.
Авторы
поддерживают
позицию
исследователей
(
В
.
П
.
Фурманова
,
И
.
А
.
Голованова
и
др
.),
которые
разводят
понятия
«
межкультурная
коммуникация
»
и
«
межкультурная
коммуникативная
компетентность
».
Основанием
этого
является
убеж
-
дение
в
том
,
что межкультурная
коммуникация
имеет
целью
сопоставление
языков
и
культур
и
ее
форми
-
рование
может
осуществляться
на
родном
языке
,
а
развитие
межкультурной
коммуникативной
компе
-
тенции
требует
изучения
иностранного
языка
.
Боль
-
шинство
исследователей
рассматривают
данный
вид
компетенции
как
системное
образование
с
поведен
-
ческими
,
когнитивными
и
аффективными
аспектами
.
В
целом
понятие
компетентности
включает
не
только
когнитивную
и
операционально
-
технологическую
составляющие
,
но
и
мотивационную
,
этическую
,
со
-
циальную
и
поведенческую
.
Оно
включает
результа
-
ты
обучения
(
знания
и
умения
),
систему
ценностных
ориентаций
,
привычки
и
др
.
По
поводу
соотношений
понятий
следует
заметить
,
что
компетентность
–
это
владение
,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией
,
включающей
его
личностное
отноше
-
ние
к
ней
и
предмету
деятельности
.
Авторы
исходят
из
того
,
что МКК
в
целом может
быть
определена
как
идентичность
,
объединяющая
знания
и
образцы
по
-
ведения
,
в
основе
которых
лежат
принципы многооб
-
разия мышления и осознания
культурных процессов
.
Распространение
межкультурной
грамотности
и
коммуникативной
компетентности
становится
в
настоящее
время
все
более
значимым
в
условиях
процессов
глобализации
,
мобилизации
и
технологи
-
зации
.
Представителей
разных
стран
также
объединя
-
ет
необходимость
совместно
решать
глобальные
про
-
блемы
[7,
с
.337].
В
настоящее
время
,
в
условиях
по
-
всеместного
возникновения
многочисленных
культу
-
рологических
связей
в
обществе
,
неизбежно
происхо
-
дит
перераспределение
ценностных
ориентиров
и
мотиваций
в
системе
образования
.
Современному
российскому
обществу
свойственна
поликультур
-
ность
[1].
Многонациональный
состав
,
вхождение
в
глобализационные
процессы
,
изменения
в
сфере
ми
-
грационных
процессов
оказывают
существенное
влияние
на
российское
общество
.
Поликультурная
среда
оказывает
влияние
на
сферу
образования
,
что
связано
со
следующими
актуальными
факторами
:
изменением
национально
-
этнического
состава
обу
-
чающихся
,
межкультурными
различиями
персонала
в
В