

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
121
Зачастую
ООД
сводят
просто
к
знаниям
вооб
-
ще
(
Ю
.
К
.
Бабанский
),
к
правилам
и
способам
осуще
-
ствления
деятельности
(
В
.
П
.
Беспалько
),
а
также
к
способности
личности
«
к
построению
предметно
-
познавательного
содержания
образа
и
производящей
его
деятельности
» (
З
.
А
.
Решетова
).
По
нашему
мнению
,
ориентационную
основу
информационной
деятельности
нельзя
сводить
к
пси
-
холого
-
педагогическим
и
методическим
знаниям
во
-
обще
,
так
как
не
всякие
знания
являются
основания
-
ми
для
принятия
конкретных
решений
или
ориенти
-
ром
в
построении
логической
системы
действий
.
Ме
-
тоды
выполнения
деятельности
являются
важнейши
-
ми
средствами
реализации
целей
,
исполнительным
,
а
не
ориентационным
компонентом
.
Что
касается
правил
выполнения
деятельности
,
то
их
следует
рассматривать
как
одну
из
форм
ООД
,
но
они
не
сводятся
к
ней
.
Относительно
построения
образа
результата
деятельности
и
плана
его
достиже
-
ния
следует
заметить
,
что
они
составляют
содержание
процесса
мышления
и
его
конечный
результат
.
Теоре
-
тические
основания
,
на
базе
которых
строится
этот
образ
и
план
действий
,
составляют
сущность
ориента
-
ционной основы информационной деятельности
.
Непосредственно
характеристики
формируемой
деятельности
должны
определять
структуру
ООД
.
В
ООД
приходится
различать
несколько
подчиненных
подсистем
,
среди
которых
,
в
первую
очередь
,
необхо
-
димо
выделить
две
основных
:
мотивационная
и
опера
-
ционная
.
Операционная
составляющая ООД
содержит
состав
действия
.
В
ней
принято
выделять
четыре
ос
-
новных
элемента
[2,
с
. 149].
1)
Мотивационно
-
целевой
–
определяется моти
-
вом
и
целью
действия
,
причем
мотив
играет
побуди
-
тельную
и
смыслообразующую
роль
,
а
цель
является
представлением будущего продукта деятельности
.
2)
Планирующий
–
формирует
деятельность
как
целостную
упорядоченную
,
определяя
этапы
и
последовательность
их
выполнения
.
Планирование
информационной
деятельности
предполагает
разви
-
тие
у
педагогических
работников
способности
к
бо
-
лее
эффективному
прогнозированию
результатов
сво
-
его
труда
.
3)
Исследовательский
–
формирует
и
управля
-
ет
познавательной
деятельностью
,
предназначенное
для
изменения
объекта
в
соответствие
с
планируемой
целью
.
4)
Контрольно
-
оценочный
–
осуществляет
мо
-
ниторинг
всего
процесса
деятельности
с
целью
выра
-
ботки
рекомендаций
для
внесения
корректировок
в
него
для
получения
качественного
конечного
резуль
-
тата
.
Согласно
мнению
П
.
Я
.
Гальперину
,
данный
элемент
представляет
собой
«
следящую
систему
внутреннего
контроля
,
которая
дисциплинирует
мышление
,
не
допускает
какой
-
либо
его
дезорганиза
-
ции
и
соответственно
сбоев
в
функционировании
сформированного
умения
» [2,
с
. 151].
Следует
отметить
,
что
данные
элементы
ООД
способны
трансформироваться
в
отдельные
виды
специальных
деятельностей
.
Все
выделенные
компо
-
ненты ООД
первоначально формируются
как
сущест
-
венные
характеристики организуемой деятельности
.
Основные
характеристики
ООД
применитель
-
но
к
обучению
были
расширены
в
[7].
На
наш
взгляд
,
данный
перечень
в
преломлении
именно
к
информа
-
ционной
деятельности
,
по
своей
структуре
может
быть
приемлемым
,
но
требует
основательной
перера
-
ботки
содержания
.
Таким
образом
,
применительно
к
ориентаци
-
онной
основе
информационной
деятельности
предла
-
гается
следующее
:
1.
Функциональное
наполнение
-
характери
-
стика
,
определяющая
содержание
ориентационной
основы
информационной
деятельности
в
соответст
-
вии
с
предметным
содержанием формируемой
компе
-
тентности
.
В
условиях
нечеткого
управления
педаго
-
гическим
процессом
ее
формирования
результат
мо
-
жет
не
соответствовать
поставленным
задачам
,
а
на
-
бор
компетенций будет неустойчивым
.
2.
Полнота
–
характеристика
,
которая
опре
-
деляется
не
столько
целями
,
предметом
и
содержани
-
ем
информационной
деятельности
,
сколько
составом
ее
регуляторных
функций
:
мотивационно
-
целевой
,
планирующей
,
познавательной
,
контрольно
-
оценочной
,
коррекционной
.
3.
Совокупность
уровней
обобщения
–
ха
-
рактеристика
ориентационной
основы
информацион
-
ной
деятельности
,
определяемая
характером
и
техно
-
логическим
наполнением
решаемых
образовательных
информационных
задач
.
Необходимо
выделить
:
эм
-
пирический
,
теоретический
,
методологический
.
4.
Набор форм
реализации
–
характеристика
,
определяющая
конкретный
вид
сформированной
ори
-
ентационной
основы
информационной
деятельности
как
деятельности
уже
внутренней
:
умение
решать
преобразовательные
задачи
;
представление
образа
предмета мысленной
деятельности
.
5.
Рефлексивность
–
характеристика
осоз
-
нанности
формируемой
компетентности
субъекта
образовательного
процесса
.
В
зависимости
от
кон
-
кретной
ситуации
формы
ее
проявления
могут
быть
различными
:
словесный
отчет
–
возможность
обу
-
чаемого
сформулировать
соответствующий
характеру
выполняемых
учебных
задач
полноценный
словес
-
ный
отчет
о
выполняемой
внутренней
деятельности
на
уровне
понятийного
аппарата
;
самоорганизация
–
способность
самостоятельно
организовать
индивиду
-
альную
учебную
деятельность
по
усвоению
новых
знаний
и
сконструировать
адекватную
ООД
;
само
-
контроль
–
способность
контроля
,
самооценки
и
кор
-
рекции
выполняемой
образовательной
деятельности
,
анализ
возникающих
отклонений
от
запланированно
-
го
результата
,
а
также
причин
таких
отклонений
с
разработкой мер по их
устранению
.
6.
Степень
освоения
ООД
-
характеристика
изменений
деятельности
при
ее
трансформации
во
внутреннюю
:
сокращение
,
свертывание
,
автоматиза
-
цию
и
другие
структурные
изменения
.
Разные
степе
-
ни
овладения
ООД
очень
сложно
зафиксировать
с
помощью
различных методов
как
самоконтроля
,
так и