Table of Contents Table of Contents
Previous Page  122 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 122 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

121

Зачастую

ООД

сводят

просто

к

знаниям

вооб

-

ще

(

Ю

.

К

.

Бабанский

),

к

правилам

и

способам

осуще

-

ствления

деятельности

(

В

.

П

.

Беспалько

),

а

также

к

способности

личности

«

к

построению

предметно

-

познавательного

содержания

образа

и

производящей

его

деятельности

» (

З

.

А

.

Решетова

).

По

нашему

мнению

,

ориентационную

основу

информационной

деятельности

нельзя

сводить

к

пси

-

холого

-

педагогическим

и

методическим

знаниям

во

-

обще

,

так

как

не

всякие

знания

являются

основания

-

ми

для

принятия

конкретных

решений

или

ориенти

-

ром

в

построении

логической

системы

действий

.

Ме

-

тоды

выполнения

деятельности

являются

важнейши

-

ми

средствами

реализации

целей

,

исполнительным

,

а

не

ориентационным

компонентом

.

Что

касается

правил

выполнения

деятельности

,

то

их

следует

рассматривать

как

одну

из

форм

ООД

,

но

они

не

сводятся

к

ней

.

Относительно

построения

образа

результата

деятельности

и

плана

его

достиже

-

ния

следует

заметить

,

что

они

составляют

содержание

процесса

мышления

и

его

конечный

результат

.

Теоре

-

тические

основания

,

на

базе

которых

строится

этот

образ

и

план

действий

,

составляют

сущность

ориента

-

ционной основы информационной деятельности

.

Непосредственно

характеристики

формируемой

деятельности

должны

определять

структуру

ООД

.

В

ООД

приходится

различать

несколько

подчиненных

подсистем

,

среди

которых

,

в

первую

очередь

,

необхо

-

димо

выделить

две

основных

:

мотивационная

и

опера

-

ционная

.

Операционная

составляющая ООД

содержит

состав

действия

.

В

ней

принято

выделять

четыре

ос

-

новных

элемента

[2,

с

. 149].

1)

Мотивационно

-

целевой

определяется моти

-

вом

и

целью

действия

,

причем

мотив

играет

побуди

-

тельную

и

смыслообразующую

роль

,

а

цель

является

представлением будущего продукта деятельности

.

2)

Планирующий

формирует

деятельность

как

целостную

упорядоченную

,

определяя

этапы

и

последовательность

их

выполнения

.

Планирование

информационной

деятельности

предполагает

разви

-

тие

у

педагогических

работников

способности

к

бо

-

лее

эффективному

прогнозированию

результатов

сво

-

его

труда

.

3)

Исследовательский

формирует

и

управля

-

ет

познавательной

деятельностью

,

предназначенное

для

изменения

объекта

в

соответствие

с

планируемой

целью

.

4)

Контрольно

-

оценочный

осуществляет

мо

-

ниторинг

всего

процесса

деятельности

с

целью

выра

-

ботки

рекомендаций

для

внесения

корректировок

в

него

для

получения

качественного

конечного

резуль

-

тата

.

Согласно

мнению

П

.

Я

.

Гальперину

,

данный

элемент

представляет

собой

«

следящую

систему

внутреннего

контроля

,

которая

дисциплинирует

мышление

,

не

допускает

какой

-

либо

его

дезорганиза

-

ции

и

соответственно

сбоев

в

функционировании

сформированного

умения

» [2,

с

. 151].

Следует

отметить

,

что

данные

элементы

ООД

способны

трансформироваться

в

отдельные

виды

специальных

деятельностей

.

Все

выделенные

компо

-

ненты ООД

первоначально формируются

как

сущест

-

венные

характеристики организуемой деятельности

.

Основные

характеристики

ООД

применитель

-

но

к

обучению

были

расширены

в

[7].

На

наш

взгляд

,

данный

перечень

в

преломлении

именно

к

информа

-

ционной

деятельности

,

по

своей

структуре

может

быть

приемлемым

,

но

требует

основательной

перера

-

ботки

содержания

.

Таким

образом

,

применительно

к

ориентаци

-

онной

основе

информационной

деятельности

предла

-

гается

следующее

:

1.

Функциональное

наполнение

-

характери

-

стика

,

определяющая

содержание

ориентационной

основы

информационной

деятельности

в

соответст

-

вии

с

предметным

содержанием формируемой

компе

-

тентности

.

В

условиях

нечеткого

управления

педаго

-

гическим

процессом

ее

формирования

результат

мо

-

жет

не

соответствовать

поставленным

задачам

,

а

на

-

бор

компетенций будет неустойчивым

.

2.

Полнота

характеристика

,

которая

опре

-

деляется

не

столько

целями

,

предметом

и

содержани

-

ем

информационной

деятельности

,

сколько

составом

ее

регуляторных

функций

:

мотивационно

-

целевой

,

планирующей

,

познавательной

,

контрольно

-

оценочной

,

коррекционной

.

3.

Совокупность

уровней

обобщения

ха

-

рактеристика

ориентационной

основы

информацион

-

ной

деятельности

,

определяемая

характером

и

техно

-

логическим

наполнением

решаемых

образовательных

информационных

задач

.

Необходимо

выделить

:

эм

-

пирический

,

теоретический

,

методологический

.

4.

Набор форм

реализации

характеристика

,

определяющая

конкретный

вид

сформированной

ори

-

ентационной

основы

информационной

деятельности

как

деятельности

уже

внутренней

:

умение

решать

преобразовательные

задачи

;

представление

образа

предмета мысленной

деятельности

.

5.

Рефлексивность

характеристика

осоз

-

нанности

формируемой

компетентности

субъекта

образовательного

процесса

.

В

зависимости

от

кон

-

кретной

ситуации

формы

ее

проявления

могут

быть

различными

:

словесный

отчет

возможность

обу

-

чаемого

сформулировать

соответствующий

характеру

выполняемых

учебных

задач

полноценный

словес

-

ный

отчет

о

выполняемой

внутренней

деятельности

на

уровне

понятийного

аппарата

;

самоорганизация

способность

самостоятельно

организовать

индивиду

-

альную

учебную

деятельность

по

усвоению

новых

знаний

и

сконструировать

адекватную

ООД

;

само

-

контроль

способность

контроля

,

самооценки

и

кор

-

рекции

выполняемой

образовательной

деятельности

,

анализ

возникающих

отклонений

от

запланированно

-

го

результата

,

а

также

причин

таких

отклонений

с

разработкой мер по их

устранению

.

6.

Степень

освоения

ООД

-

характеристика

изменений

деятельности

при

ее

трансформации

во

внутреннюю

:

сокращение

,

свертывание

,

автоматиза

-

цию

и

другие

структурные

изменения

.

Разные

степе

-

ни

овладения

ООД

очень

сложно

зафиксировать

с

помощью

различных методов

как

самоконтроля

,

так и