

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
120
гогических
кадров
необходимо
уделять
огромное
внимание
,
поскольку
деятельность
индивидуумов
различается
знаниями
и
представлениями
,
входящи
-
ми
в
состав
ООД
.
Так
же
следует
понимать
,
что
именно
особенности
ориентационной
основы
опреде
-
ляют
успешность
деятельности
.
Различная
операциональная
структура
дейст
-
вий
может
привести
к
равнозначным
положительный
результатам
деятельности
.
Операциональная
струк
-
тура
действий
определяется
характеристиками
субъ
-
екта
деятельности
,
его
опытом
и
личностью
.
Вслед
-
ствие
этого
,
самым
эффективным
способом
приобре
-
тения
профессиональной
компетентности
является
адаптация
личностных
качеств
к
особенностям
си
-
туации
и
требованиям
деятельности
,
в
подавлении
слабых
сторон
личности
и
активизации
сильных
,
в
развитии
на
этой
основе
собственного
стиля
профес
-
сиональной
деятельности
.
В
качестве
исполнительного
компонента
дея
-
тельности
мы
рассматриваем
технологический
про
-
цесс
,
направленный
на
достижение
ее
целей
.
Для
описания
его
сущности
выясним
вначале
,
что
пони
-
мают
в
науке
под
технологией
.
Следует
сразу
отме
-
тить
,
что
в
настоящее
время
в
науке
нет
четкого
представления
о
сущности
понятия
«
педагогическая
технология
».
С
позиций
субъектно
-
деятельностного
подхода
педагогическая
деятельность
рассматривается
как
непрерывный
процесс
выдвижения
и
решения
обра
-
зовательных
задач
.
Поэтому
технологией
мы
называ
-
ем
научное
описание
способа
решения
педагогиче
-
ской
задачи
.
Сам
реально
осуществляемый
способ
достижения
педагогической
цели мы
будем
называть
,
вслед
за
Б
.
Т
.
Лихачевым
,
технологическим
процес
-
сом
.
Таким
образом
,
технология
рассматривается
как
теоретическая
модель
,
описание
реально
осуществ
-
ляемого
способа
достижения цели
-
технологического
процесса
.
Информационная
деятельность
разных
людей
,
педагогических
коллективов
различается
технологи
-
ческим
процессом
,
направленным
на
решение
профес
-
сиональных
задач
.
Технологический
процесс
пред
-
ставляет
собой
сложное
,
динамическое
единство
таких
структурных
образований
,
как
технологические
зве
-
нья
,
цепочки
и
методико
-
технологические
системы
(
Б
.
Т
.
Лихачев
).
Специальное
изучение
показало
,
что
эффективность
работы
педагога
определяется
не
столько
степенью
овладения
знаниями
и
умениями
,
сколько уровнем владения целостными
технологиями
.
Становление
личности
субъектом
информаци
-
онной
деятельности
предполагает
овладение
умением
выстраивать
технологию
своей
деятельности
лично
-
стно
-
неповторимым
образом
.
Поэтому
особое
внима
-
ние
в
образовательной
системе
должно
быть
уделено
обучению
педагогических
работников
проектирова
-
нию
образовательного процесса
.
Известно
,
что
ориентировочная
составляющая
действия предназначена
для
:
-
правильного
и
рационального
формирования
исполнительной части
действия
;
-
выбора
конкретного
алгоритма
исполнений
из множества
возможных
.
Индивид
опирается
на
ориентировочную
осно
-
ву
действия
в
ходе
исполнении
его
ориентировочной
части
.
Очевидно
,
что
достижение
поставленной
цели
ориентировочной
части
действия
,
в
первую
очередь
,
зависит
от
информационной
наполненности
ориенти
-
ровочной
основы
,
которая
может
сильно
разниться
.
Успешность
ориентировочной
основы
достаточно
жестко
определяется
общностью
входящих
в
нее
зна
-
ний
(
ориентиров
)
и
полнотой
отражения
в
них
усло
-
вий
эффективности
действия
.
Последняя
существен
-
но
определяется
методами
приобретения
ориентиро
-
вочной основы
обучаемыми
.
Как
известно
,
ориентировка
представляет
со
-
бой
одну
из
основных функций
психики
,
а ООД
явля
-
ется
образом
среды
и
действия
,
собранный
в
единый
компонент
,
управляющий
действием
.
Качество
ООД
является
определяющим
в
основные
моменты
приня
-
тий
решений
в
течение
формирования
последова
-
тельности
элементарных
действий
и
гарантирующим
успешность их применения
[1,
с
. 198].
Одним
из
основополагающих
подходов
в
про
-
фессиональном
обучении
является
формирование
высококачественных ООД
,
что
проявляется
в
особой
мере
при
развитии
информационной
деятельности
педагогического
работника
.
Деятельность
конкретных
людей
отличается
тем
,
какие
знания
и
представления
включаются
в
структуру
ее
ориентационной
основы
.
В
традицион
-
ной
схеме
обучения
,
как будущих
специалистов
,
так и
в
ходе
повышения
квалификации
или
профессио
-
нально
переподготовки
,
система
построения
образо
-
вательного
процесса
реализуется
в
соответствие
с
принципом
,
который
можно
сформулировать
так
:
«
вначале
теория
-
затем
практика
».
Обоснование
та
-
кому
подходу
дается
,
на
первый
взгляд
,
разумное
-
вначале
обучаемых
надо
научить
работать
,
растолко
-
вать
им
,
что
и
как
надо
делать
,
почему
надо
делать
таким
образом
,
а
потом
уже можно
допускать
к
рабо
-
те
.
На
самом
же
деле
такой
подход
не
соответствует
генезису
деятельности
,
не
природосообразен
,
а
пото
-
му
является
малоэффективным
.
Логическую
структу
-
ру
образовательного
процесса
целесообразно
вы
-
страивать
согласно
принципу
: «
от
формирования
субъектного
опыта
профессиональной
деятельности
к
его
осознанию
,
осмыслению
и
теоретическому
обоб
-
щению
».
Ориентационной
основой
информационной
деятельности
предлагается
считать
знания
,
которых
достаточно
для
:
-
возможности
принятия
различных
решений
,
необходимость
в
которых
возникает
в
ходе
потребле
-
ния или производства информации
;
-
формирования
оптимального
алгоритма
дей
-
ствий
;
-
детектирования
самых
важных
факторов
,
оп
-
ределяющих
степень
успешности
реализации
практи
-
ческой деятельности
.