Table of Contents Table of Contents
Previous Page  121 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 121 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

120

гогических

кадров

необходимо

уделять

огромное

внимание

,

поскольку

деятельность

индивидуумов

различается

знаниями

и

представлениями

,

входящи

-

ми

в

состав

ООД

.

Так

же

следует

понимать

,

что

именно

особенности

ориентационной

основы

опреде

-

ляют

успешность

деятельности

.

Различная

операциональная

структура

дейст

-

вий

может

привести

к

равнозначным

положительный

результатам

деятельности

.

Операциональная

струк

-

тура

действий

определяется

характеристиками

субъ

-

екта

деятельности

,

его

опытом

и

личностью

.

Вслед

-

ствие

этого

,

самым

эффективным

способом

приобре

-

тения

профессиональной

компетентности

является

адаптация

личностных

качеств

к

особенностям

си

-

туации

и

требованиям

деятельности

,

в

подавлении

слабых

сторон

личности

и

активизации

сильных

,

в

развитии

на

этой

основе

собственного

стиля

профес

-

сиональной

деятельности

.

В

качестве

исполнительного

компонента

дея

-

тельности

мы

рассматриваем

технологический

про

-

цесс

,

направленный

на

достижение

ее

целей

.

Для

описания

его

сущности

выясним

вначале

,

что

пони

-

мают

в

науке

под

технологией

.

Следует

сразу

отме

-

тить

,

что

в

настоящее

время

в

науке

нет

четкого

представления

о

сущности

понятия

«

педагогическая

технология

».

С

позиций

субъектно

-

деятельностного

подхода

педагогическая

деятельность

рассматривается

как

непрерывный

процесс

выдвижения

и

решения

обра

-

зовательных

задач

.

Поэтому

технологией

мы

называ

-

ем

научное

описание

способа

решения

педагогиче

-

ской

задачи

.

Сам

реально

осуществляемый

способ

достижения

педагогической

цели мы

будем

называть

,

вслед

за

Б

.

Т

.

Лихачевым

,

технологическим

процес

-

сом

.

Таким

образом

,

технология

рассматривается

как

теоретическая

модель

,

описание

реально

осуществ

-

ляемого

способа

достижения цели

-

технологического

процесса

.

Информационная

деятельность

разных

людей

,

педагогических

коллективов

различается

технологи

-

ческим

процессом

,

направленным

на

решение

профес

-

сиональных

задач

.

Технологический

процесс

пред

-

ставляет

собой

сложное

,

динамическое

единство

таких

структурных

образований

,

как

технологические

зве

-

нья

,

цепочки

и

методико

-

технологические

системы

(

Б

.

Т

.

Лихачев

).

Специальное

изучение

показало

,

что

эффективность

работы

педагога

определяется

не

столько

степенью

овладения

знаниями

и

умениями

,

сколько уровнем владения целостными

технологиями

.

Становление

личности

субъектом

информаци

-

онной

деятельности

предполагает

овладение

умением

выстраивать

технологию

своей

деятельности

лично

-

стно

-

неповторимым

образом

.

Поэтому

особое

внима

-

ние

в

образовательной

системе

должно

быть

уделено

обучению

педагогических

работников

проектирова

-

нию

образовательного процесса

.

Известно

,

что

ориентировочная

составляющая

действия предназначена

для

:

-

правильного

и

рационального

формирования

исполнительной части

действия

;

-

выбора

конкретного

алгоритма

исполнений

из множества

возможных

.

Индивид

опирается

на

ориентировочную

осно

-

ву

действия

в

ходе

исполнении

его

ориентировочной

части

.

Очевидно

,

что

достижение

поставленной

цели

ориентировочной

части

действия

,

в

первую

очередь

,

зависит

от

информационной

наполненности

ориенти

-

ровочной

основы

,

которая

может

сильно

разниться

.

Успешность

ориентировочной

основы

достаточно

жестко

определяется

общностью

входящих

в

нее

зна

-

ний

(

ориентиров

)

и

полнотой

отражения

в

них

усло

-

вий

эффективности

действия

.

Последняя

существен

-

но

определяется

методами

приобретения

ориентиро

-

вочной основы

обучаемыми

.

Как

известно

,

ориентировка

представляет

со

-

бой

одну

из

основных функций

психики

,

а ООД

явля

-

ется

образом

среды

и

действия

,

собранный

в

единый

компонент

,

управляющий

действием

.

Качество

ООД

является

определяющим

в

основные

моменты

приня

-

тий

решений

в

течение

формирования

последова

-

тельности

элементарных

действий

и

гарантирующим

успешность их применения

[1,

с

. 198].

Одним

из

основополагающих

подходов

в

про

-

фессиональном

обучении

является

формирование

высококачественных ООД

,

что

проявляется

в

особой

мере

при

развитии

информационной

деятельности

педагогического

работника

.

Деятельность

конкретных

людей

отличается

тем

,

какие

знания

и

представления

включаются

в

структуру

ее

ориентационной

основы

.

В

традицион

-

ной

схеме

обучения

,

как будущих

специалистов

,

так и

в

ходе

повышения

квалификации

или

профессио

-

нально

переподготовки

,

система

построения

образо

-

вательного

процесса

реализуется

в

соответствие

с

принципом

,

который

можно

сформулировать

так

:

«

вначале

теория

-

затем

практика

».

Обоснование

та

-

кому

подходу

дается

,

на

первый

взгляд

,

разумное

-

вначале

обучаемых

надо

научить

работать

,

растолко

-

вать

им

,

что

и

как

надо

делать

,

почему

надо

делать

таким

образом

,

а

потом

уже можно

допускать

к

рабо

-

те

.

На

самом

же

деле

такой

подход

не

соответствует

генезису

деятельности

,

не

природосообразен

,

а

пото

-

му

является

малоэффективным

.

Логическую

структу

-

ру

образовательного

процесса

целесообразно

вы

-

страивать

согласно

принципу

: «

от

формирования

субъектного

опыта

профессиональной

деятельности

к

его

осознанию

,

осмыслению

и

теоретическому

обоб

-

щению

».

Ориентационной

основой

информационной

деятельности

предлагается

считать

знания

,

которых

достаточно

для

:

-

возможности

принятия

различных

решений

,

необходимость

в

которых

возникает

в

ходе

потребле

-

ния или производства информации

;

-

формирования

оптимального

алгоритма

дей

-

ствий

;

-

детектирования

самых

важных

факторов

,

оп

-

ределяющих

степень

успешности

реализации

практи

-

ческой деятельности

.