

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
119
следованиям
,
ориентировочной
основа
действия
есть
система
представлений
человека
о
его
цели
,
плане
и
средствах
осуществления
[2,
с
. 137].
В
ходе
развития
исследования
в
дальнейшем
такое
определение
полу
-
чило
расширение
от
действия
на
всю
деятельность
в
целом
.
Структуру
и
содержание
ориентировочной
основы
деятельности
(
далее
-
ООД
)
рассматривали
многие
авторы
,
например
,
Е
.
А
.
Климов
,
З
.
А
.
Решетова
[6].
В
отличие
от
точки
зрения П
.
Я
.
Гальперина
,
в
качестве
ориентационного
компонента
в
макрострук
-
турном
анализе
деятельности
П
.
Е
.
Решетников
ис
-
пользует
ее
ориентационную
основу
[5].
ООД
означает
наличие
у
субъекта
«
образца
»
и
«
разметки
»,
которые
бы
позволяли
ему
правильно
выполнять
действие
.
Были
определены
3
разновидно
-
сти ориентаций
:
-
только на
конкретный продукт
(
образец
);
-
на правила получения данного продукта
;
-
на
условия правильного
выполнения
задания
.
Необходимо
отметить
различия
понятий
ООД
и
ориентировочной
схемы
действия
(
далее
-
ОСД
).
Если ООД
–
есть
совокупность
представлений
самого
субъекта
о
характере
выполнения
задания
,
то
ОСД
–
совокупность
ориентиров
и
указаний
,
задаваемых
субъекту
.
Полная ООД
является
ориентацией
на
условия
правильного
выполнения
задания
.
Формирование
навыков
у
обучающегося
самостоятельно
составлять
ООД
является
самым
важным
в
развитии
умственных
действий
.
Это
достигается
за
счет
:
а
)
структурирование
объекта
путем
выделения
единиц
;
б
)
построения их
систем
.
Вследствие
этого
обучающийся
субъект
дол
-
жен
суметь
представить
целый
комплекс
различных
параметров
,
а
не
один
продукт
,
систематизировать
данные
свойства
и
объединить
их
по
различным
при
-
знакам
во
множества
,
хаотично
разрозненные
при
-
знаки
собрать
в
организацию
[2,
с
. 202].
Понятие
и
структура
ООД
претерпевали
изме
-
нения
в
ходе
исследований
.
Первоначально
в
струк
-
туру ООД
включались
только
предметные
значения
и
процедуры
их
усвоения
.
Позднее
в
структуру
ООД
были
добавлены
состояния
субъекта
,
в
том
числе
и
мотивация
.
Ориентировки
внешнего
плана
были
го
-
раздо
более
подробно
изучены
П
.
Я
.
Гальпериным
,
чем
плана
внутреннего
состояния
субъекта
.
Тем
не
менее
,
им
было
отмечено
,
что
эмоции
можно
рас
-
сматривать
как
ориентировку
в
личностно
или
жиз
-
ненно
значимых
для
субъекта
ситуациях
,
когда
для
их
разрешения
требуется
привлечение
внеинтеллек
-
туальных
способов
[4; 12].
Можно
сделать
вывод
о
том
,
что
план
внут
-
ренних
состояний
субъекта
как
«
субъективная
»
со
-
ставляющая
ООД
остается
не
исследованной
деталь
-
но
проблемой
.
Актуальность
проведения
такого
типа
исследований
приобретает
четкость
,
когда
представ
-
ляется
зависимость
«
картины
объекта
»
от
содержания
внутреннего
мира
субъекта
,
представляющего
собой
личностную
проекцию
на
объект
.
Можно
утверждать
,
что
основной
особенностью
практической
ситуации
является
то
,
что
она
не
дана
изначально
психологу
как
ситуация
проблемы
или
задачи
,
а
становится
та
-
ковой
в
результате
внутреннего
рефлексивного
уси
-
лия
самого
деятеля
.
Применительно
к
сфере
образования
это
озна
-
чает
,
что
в
ходе
развития
ориентировочной
основы
деятельности
педагогический
работник
должен
овла
-
деть
реконструкцией и
анализом
:
-
условий
выполнения
задания
;
-
структур
собственной
субъективности
как
элемента
анализируемой
ситуации
.
П
.
Я
.
Гальперин
выделил
основные
принципы
поэтапного
планомерного формирования
умственных
действий
:
–
принцип
овнешнения
,
согласно
которому
психическая
деятельность
есть
результат
перенесения
внешних
действий
в
план
отражения
:
восприятия
,
представлений
,
понятий
;
–
принцип
растяжки
,
заключающийся
в
искус
-
ственном
выделении
и
пролонгировании
во
времени
формируемого
психического
качества
.
В
случае
за
-
труднений
в
его
усвоении
данное
звено
может
быть
дополнительно
структурировано
,
а
его
элементы
рас
-
тянуты
;
–
принцип
лестницы
,
состоящий
в
реализации
всех
пяти
этапов
формирования
умственного
дейст
-
вия
:
складывания
ориентировочной
основы
действия
,
материально
-
практического
действия
,
речевого
дей
-
ствия
,
действия
в
громкой
речи
про
себя
,
действия
в
умственном плане
;
–
принцип
сворачивания
,
предполагающий
осуществление
обобщения
усваиваемого
действия
,
при
чем
по
мере
его
усвоения
происходят
качествен
-
ные
преобразования
в
структуре
действия
от
развер
-
нутого
объектированного
состояния
до
стереотипи
-
зированной
,
выполняемой
в
основном
автоматически
за пределами
самонаблюдения
,
формы
.
Преломляя
концепцию
П
.
Я
.
Гальперина
на
сферу
профессиональной
подготовки
педагогических
кадров
при
проектировании
учебных
занятий
,
под
ООД
будем
понимать
образы
,
знания
и
представле
-
ния
,
которыми
руководствуется
субъект
при
выпол
-
нении
действий
целеполагания
,
планирования
,
вы
-
полнении
отдельных
действий
,
осуществлением
кон
-
троля
и
оценки
результатов
каждого
действия
и
дея
-
тельности
в
целом
.
В
структуру ООД
,
согласно
рабо
-
те
[6; 14-20],
следует
также
добавить
психологиче
-
ский
образ
предмета
деятельности
(
его
содержание
,
структуру
,
функции
)
и
программу
действий
(«
внут
-
ренний
план
»
деятельности
).
Кроме
того
,
на
наш
взгляд
,
в
преломлении
к
педагогическим
проблемам
профессионального
образования
,
более
целесообраз
-
ным
представляется
использование
термина
«
ориен
-
тационной
»
основы
деятельности
(
который
в
даль
-
нейшем
–
ООД
),
а
не
«
ориентировочной
»
основы
деятельности
.
Формированию
ориентационной
основы
ин
-
формационной
деятельности
в
ходе
подготовке
педа
-