Table of Contents Table of Contents
Previous Page  120 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 120 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

119

следованиям

,

ориентировочной

основа

действия

есть

система

представлений

человека

о

его

цели

,

плане

и

средствах

осуществления

[2,

с

. 137].

В

ходе

развития

исследования

в

дальнейшем

такое

определение

полу

-

чило

расширение

от

действия

на

всю

деятельность

в

целом

.

Структуру

и

содержание

ориентировочной

основы

деятельности

(

далее

-

ООД

)

рассматривали

многие

авторы

,

например

,

Е

.

А

.

Климов

,

З

.

А

.

Решетова

[6].

В

отличие

от

точки

зрения П

.

Я

.

Гальперина

,

в

качестве

ориентационного

компонента

в

макрострук

-

турном

анализе

деятельности

П

.

Е

.

Решетников

ис

-

пользует

ее

ориентационную

основу

[5].

ООД

означает

наличие

у

субъекта

«

образца

»

и

«

разметки

»,

которые

бы

позволяли

ему

правильно

выполнять

действие

.

Были

определены

3

разновидно

-

сти ориентаций

:

-

только на

конкретный продукт

(

образец

);

-

на правила получения данного продукта

;

-

на

условия правильного

выполнения

задания

.

Необходимо

отметить

различия

понятий

ООД

и

ориентировочной

схемы

действия

(

далее

-

ОСД

).

Если ООД

есть

совокупность

представлений

самого

субъекта

о

характере

выполнения

задания

,

то

ОСД

совокупность

ориентиров

и

указаний

,

задаваемых

субъекту

.

Полная ООД

является

ориентацией

на

условия

правильного

выполнения

задания

.

Формирование

навыков

у

обучающегося

самостоятельно

составлять

ООД

является

самым

важным

в

развитии

умственных

действий

.

Это

достигается

за

счет

:

а

)

структурирование

объекта

путем

выделения

единиц

;

б

)

построения их

систем

.

Вследствие

этого

обучающийся

субъект

дол

-

жен

суметь

представить

целый

комплекс

различных

параметров

,

а

не

один

продукт

,

систематизировать

данные

свойства

и

объединить

их

по

различным

при

-

знакам

во

множества

,

хаотично

разрозненные

при

-

знаки

собрать

в

организацию

[2,

с

. 202].

Понятие

и

структура

ООД

претерпевали

изме

-

нения

в

ходе

исследований

.

Первоначально

в

струк

-

туру ООД

включались

только

предметные

значения

и

процедуры

их

усвоения

.

Позднее

в

структуру

ООД

были

добавлены

состояния

субъекта

,

в

том

числе

и

мотивация

.

Ориентировки

внешнего

плана

были

го

-

раздо

более

подробно

изучены

П

.

Я

.

Гальпериным

,

чем

плана

внутреннего

состояния

субъекта

.

Тем

не

менее

,

им

было

отмечено

,

что

эмоции

можно

рас

-

сматривать

как

ориентировку

в

личностно

или

жиз

-

ненно

значимых

для

субъекта

ситуациях

,

когда

для

их

разрешения

требуется

привлечение

внеинтеллек

-

туальных

способов

[4; 12].

Можно

сделать

вывод

о

том

,

что

план

внут

-

ренних

состояний

субъекта

как

«

субъективная

»

со

-

ставляющая

ООД

остается

не

исследованной

деталь

-

но

проблемой

.

Актуальность

проведения

такого

типа

исследований

приобретает

четкость

,

когда

представ

-

ляется

зависимость

«

картины

объекта

»

от

содержания

внутреннего

мира

субъекта

,

представляющего

собой

личностную

проекцию

на

объект

.

Можно

утверждать

,

что

основной

особенностью

практической

ситуации

является

то

,

что

она

не

дана

изначально

психологу

как

ситуация

проблемы

или

задачи

,

а

становится

та

-

ковой

в

результате

внутреннего

рефлексивного

уси

-

лия

самого

деятеля

.

Применительно

к

сфере

образования

это

озна

-

чает

,

что

в

ходе

развития

ориентировочной

основы

деятельности

педагогический

работник

должен

овла

-

деть

реконструкцией и

анализом

:

-

условий

выполнения

задания

;

-

структур

собственной

субъективности

как

элемента

анализируемой

ситуации

.

П

.

Я

.

Гальперин

выделил

основные

принципы

поэтапного

планомерного формирования

умственных

действий

:

принцип

овнешнения

,

согласно

которому

психическая

деятельность

есть

результат

перенесения

внешних

действий

в

план

отражения

:

восприятия

,

представлений

,

понятий

;

принцип

растяжки

,

заключающийся

в

искус

-

ственном

выделении

и

пролонгировании

во

времени

формируемого

психического

качества

.

В

случае

за

-

труднений

в

его

усвоении

данное

звено

может

быть

дополнительно

структурировано

,

а

его

элементы

рас

-

тянуты

;

принцип

лестницы

,

состоящий

в

реализации

всех

пяти

этапов

формирования

умственного

дейст

-

вия

:

складывания

ориентировочной

основы

действия

,

материально

-

практического

действия

,

речевого

дей

-

ствия

,

действия

в

громкой

речи

про

себя

,

действия

в

умственном плане

;

принцип

сворачивания

,

предполагающий

осуществление

обобщения

усваиваемого

действия

,

при

чем

по

мере

его

усвоения

происходят

качествен

-

ные

преобразования

в

структуре

действия

от

развер

-

нутого

объектированного

состояния

до

стереотипи

-

зированной

,

выполняемой

в

основном

автоматически

за пределами

самонаблюдения

,

формы

.

Преломляя

концепцию

П

.

Я

.

Гальперина

на

сферу

профессиональной

подготовки

педагогических

кадров

при

проектировании

учебных

занятий

,

под

ООД

будем

понимать

образы

,

знания

и

представле

-

ния

,

которыми

руководствуется

субъект

при

выпол

-

нении

действий

целеполагания

,

планирования

,

вы

-

полнении

отдельных

действий

,

осуществлением

кон

-

троля

и

оценки

результатов

каждого

действия

и

дея

-

тельности

в

целом

.

В

структуру ООД

,

согласно

рабо

-

те

[6; 14-20],

следует

также

добавить

психологиче

-

ский

образ

предмета

деятельности

(

его

содержание

,

структуру

,

функции

)

и

программу

действий

внут

-

ренний

план

»

деятельности

).

Кроме

того

,

на

наш

взгляд

,

в

преломлении

к

педагогическим

проблемам

профессионального

образования

,

более

целесообраз

-

ным

представляется

использование

термина

«

ориен

-

тационной

»

основы

деятельности

(

который

в

даль

-

нейшем

ООД

),

а

не

«

ориентировочной

»

основы

деятельности

.

Формированию

ориентационной

основы

ин

-

формационной

деятельности

в

ходе

подготовке

педа

-