

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
118
Раздел
III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК
378.026 ©
В
.
Л
.
Акапьев
,
С
.
Е
.
Савотченко
В
.
Л
.
Акапьев
С
.
Е
.
Савотченко
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННОЙ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья
посвящена
проблемам теории
деятельности
,
направленным
на
решение
информационных
задач
,
возникаю
-
щих
в
процессе
профессионального
обучения
педагогических
работников
.
Рассмотрено
понятие
информационной
деятель
-
ности
,
ее
направления
и
разновидности
.
Проанализирована
роль
ориентировочной
части
в формировании
действия
.
Сфор
-
мулировано
определение
ориентационной
основы
информационной
деятельности
.
Определены
ее
основные
характеристи
-
ки
и раскрыто
содержание
каждого
компонента
ее
структуры
применительно
к
педагогическому
образованию
.
Ключевые
слова
:
информационная
деятельность
,
педагогические
работники
,
ориентировочная
основа
деятель
-
ности
,
деятельностный подход
в обучении
,
теория
деятельности
.
ормирование
профессиональной
ком
-
петентности
педагогических
работни
-
ков
немыслимо
без
информационной
деятельности
.
Очевидно
,
что
необходимо
совершен
-
ствовать
подходы
к
ее
развитию
,
для
чего
следует
,
в
первую
очередь
,
систематизировать
понятие
деятель
-
ности
,
ее
базиса и
структурных
составляющих
.
В
современном
информационном
и
высокотех
-
нологичном
обществе
существует
несколько
тракто
-
вок
понятия
информационной
деятельности
,
в
общем
схожих
между
собой
.
Например
,
информационная
деятельность
–
это
деятельность
,
обеспечивающая
сбор
,
обработку
,
хранение
,
поиск
и
распространение
информации
,
а
также формирование
информационно
-
го
ресурса и организацию доступа
к нему
.
Следует
отменить
и
правовое
закрепление
это
-
го
понятия
,
которое
наиболее
подробно
нашло
отра
-
жение
в
статьях
12, 13
и
14
раздела
2 «
Информацион
-
ная деятельность
»
Закона Украины
«
Об информации
»
[9].
Согласно
приведенному
в
статье
12
этого
закона
определению
«
информационная
деятельность
–
это
совокупность
действий
,
направленных
на
удовлетво
-
рение
информационных
потребностей
граждан
,
юри
-
дических
лиц
и
государства
».
В
статье
13
определены
основные
направления
информационной
деятельно
-
сти
:
политическое
,
экономическое
,
социальное
,
ду
-
ховное
,
экологическое
,
научно
-
техническое
,
между
-
народное
и
т
.
п
.
В
статье
14
сформулированы
основ
-
ные
виды информационной
деятельности
[9]:
1)
получение
информации
–
это
приобретение
,
накопление
документированной
или
публично
огла
-
шаемой
информации
гражданами
,
юридическими
лицами или
государством
;
2)
использование
информации
–
это
удовле
-
творение
информационных
потребностей
граждан
,
юридических
лиц и
государства
;
3)
распространение
информации
–
это
обнаро
-
дование
документированной
или
публично
оглашае
-
мой информации
;
4)
хранение
информации
–
это
обеспечение
надлежащего
состояния
информации
и
ее
материаль
-
ных носителей
.
Следует
отметить
,
что
в
российском
правовом
поле
в Федеральном
законе
от
27.07.2006
№
149-
ФЗ
«
Об
информации
,
информационных
технологиях
и
защите
информации
»
понятие
информационной
дея
-
тельности напрямую не
определено
.
К
настоящему
времени
существует
множество
различных
подходов
в
педагогической
психологии
к
теоретическому
анализу
собственно
деятельности
,
ее
структуры
[4-8].
А
.
Н
.
Леонтьев
,
в частности
,
разделил
деятельность
всего
на
две
разновидности
:
внутрен
-
нюю
(
психическую
)
и
внешнюю
(
внешнепредмет
-
ную
) [3].
Тем
не менее
,
огромную
роль
в
педагогиче
-
ской
науке
сыграли
сформулированные А
.
Н
.
Леонть
-
евым
основные положения
:
-
в
генетическом
плане
исходной формой
явля
-
ется
внешнепредметная
деятельность
,
внутренняя
является
ее
деривиатом
(
производной
);
-
структура
внешней
деятельности
и
ее
строе
-
ние
совпадает
с
деятельностью
внутренней
;
-
механизмом
развития
профессионального
мышления
и
психики
в
целом
является
интериориза
-
ция
,
обеспечивающая
переход
совместной
деятельно
-
сти
обучаемых
с
педагогами
в
деятельность
индиви
-
дуальную
.
Более
современный
подход
к
структурирова
-
нию
деятельности
предусматривает
ее
разделение
на
четыре
составляющих
:
ориентировочную
,
исполни
-
тельную
,
контрольную
и
корректировочную
.
Много
-
численные
наблюдения
и
эксперименты
ученых
по
-
зволили
установить
,
что
основную
роль
в
формиро
-
вании
действия
играет
ориентировочная
часть
,
кото
-
рая
определяет
скорость
формирования
и
качество
действия
(
П
.
Я
.
Гальперин
,
А
.
С
.
Пантина и др
.).
Понятие
ориентировочной
основы
действия
было
введено П
.
Я
.
Гальпериным
в
ходе
анализа
поня
-
тий
«
ориентировочный
рефлекс
»
и
«
ориентировочно
-
исследовательская
деятельность
».
Согласно
его
ис
-
Ф