Table of Contents Table of Contents
Previous Page  119 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 119 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

118

Раздел

III

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК

378.026 ©

В

.

Л

.

Акапьев

,

С

.

Е

.

Савотченко

В

.

Л

.

Акапьев

С

.

Е

.

Савотченко

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННОЙ

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья

посвящена

проблемам теории

деятельности

,

направленным

на

решение

информационных

задач

,

возникаю

-

щих

в

процессе

профессионального

обучения

педагогических

работников

.

Рассмотрено

понятие

информационной

деятель

-

ности

,

ее

направления

и

разновидности

.

Проанализирована

роль

ориентировочной

части

в формировании

действия

.

Сфор

-

мулировано

определение

ориентационной

основы

информационной

деятельности

.

Определены

ее

основные

характеристи

-

ки

и раскрыто

содержание

каждого

компонента

ее

структуры

применительно

к

педагогическому

образованию

.

Ключевые

слова

:

информационная

деятельность

,

педагогические

работники

,

ориентировочная

основа

деятель

-

ности

,

деятельностный подход

в обучении

,

теория

деятельности

.

ормирование

профессиональной

ком

-

петентности

педагогических

работни

-

ков

немыслимо

без

информационной

деятельности

.

Очевидно

,

что

необходимо

совершен

-

ствовать

подходы

к

ее

развитию

,

для

чего

следует

,

в

первую

очередь

,

систематизировать

понятие

деятель

-

ности

,

ее

базиса и

структурных

составляющих

.

В

современном

информационном

и

высокотех

-

нологичном

обществе

существует

несколько

тракто

-

вок

понятия

информационной

деятельности

,

в

общем

схожих

между

собой

.

Например

,

информационная

деятельность

это

деятельность

,

обеспечивающая

сбор

,

обработку

,

хранение

,

поиск

и

распространение

информации

,

а

также формирование

информационно

-

го

ресурса и организацию доступа

к нему

.

Следует

отменить

и

правовое

закрепление

это

-

го

понятия

,

которое

наиболее

подробно

нашло

отра

-

жение

в

статьях

12, 13

и

14

раздела

2 «

Информацион

-

ная деятельность

»

Закона Украины

«

Об информации

»

[9].

Согласно

приведенному

в

статье

12

этого

закона

определению

«

информационная

деятельность

это

совокупность

действий

,

направленных

на

удовлетво

-

рение

информационных

потребностей

граждан

,

юри

-

дических

лиц

и

государства

».

В

статье

13

определены

основные

направления

информационной

деятельно

-

сти

:

политическое

,

экономическое

,

социальное

,

ду

-

ховное

,

экологическое

,

научно

-

техническое

,

между

-

народное

и

т

.

п

.

В

статье

14

сформулированы

основ

-

ные

виды информационной

деятельности

[9]:

1)

получение

информации

это

приобретение

,

накопление

документированной

или

публично

огла

-

шаемой

информации

гражданами

,

юридическими

лицами или

государством

;

2)

использование

информации

это

удовле

-

творение

информационных

потребностей

граждан

,

юридических

лиц и

государства

;

3)

распространение

информации

это

обнаро

-

дование

документированной

или

публично

оглашае

-

мой информации

;

4)

хранение

информации

это

обеспечение

надлежащего

состояния

информации

и

ее

материаль

-

ных носителей

.

Следует

отметить

,

что

в

российском

правовом

поле

в Федеральном

законе

от

27.07.2006

149-

ФЗ

«

Об

информации

,

информационных

технологиях

и

защите

информации

»

понятие

информационной

дея

-

тельности напрямую не

определено

.

К

настоящему

времени

существует

множество

различных

подходов

в

педагогической

психологии

к

теоретическому

анализу

собственно

деятельности

,

ее

структуры

[4-8].

А

.

Н

.

Леонтьев

,

в частности

,

разделил

деятельность

всего

на

две

разновидности

:

внутрен

-

нюю

(

психическую

)

и

внешнюю

(

внешнепредмет

-

ную

) [3].

Тем

не менее

,

огромную

роль

в

педагогиче

-

ской

науке

сыграли

сформулированные А

.

Н

.

Леонть

-

евым

основные положения

:

-

в

генетическом

плане

исходной формой

явля

-

ется

внешнепредметная

деятельность

,

внутренняя

является

ее

деривиатом

(

производной

);

-

структура

внешней

деятельности

и

ее

строе

-

ние

совпадает

с

деятельностью

внутренней

;

-

механизмом

развития

профессионального

мышления

и

психики

в

целом

является

интериориза

-

ция

,

обеспечивающая

переход

совместной

деятельно

-

сти

обучаемых

с

педагогами

в

деятельность

индиви

-

дуальную

.

Более

современный

подход

к

структурирова

-

нию

деятельности

предусматривает

ее

разделение

на

четыре

составляющих

:

ориентировочную

,

исполни

-

тельную

,

контрольную

и

корректировочную

.

Много

-

численные

наблюдения

и

эксперименты

ученых

по

-

зволили

установить

,

что

основную

роль

в

формиро

-

вании

действия

играет

ориентировочная

часть

,

кото

-

рая

определяет

скорость

формирования

и

качество

действия

(

П

.

Я

.

Гальперин

,

А

.

С

.

Пантина и др

.).

Понятие

ориентировочной

основы

действия

было

введено П

.

Я

.

Гальпериным

в

ходе

анализа

поня

-

тий

«

ориентировочный

рефлекс

»

и

«

ориентировочно

-

исследовательская

деятельность

».

Согласно

его

ис

-

Ф